СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП ЛИТ-РА 7.docx

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП ЛИТ-РА 7.docx

Просмотр содержимого документа
«РП ЛИТ-РА 7.docx»

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 6-го класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);

2. Основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с ФГОС МБОУ ОШ №18 на 2020-2021 учебный год.

3. Рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова .- 2-е изд., стереотипное., - М.: Дрофа. 2017 г.


На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год.

На основе годового календарного графика и расписания учебных занятий на 2020-2021 учебный год, учитывая праздничные дни – 4 ноября, 23 февраля, 8 марта,1 мая, 9 мая, 22 февраля переносится на 20 февраля, содержание программного материала скорректировано за счет блочно-модульной технологии.




1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты освоения ООП:

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).


Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.


Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;


  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);


  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;


  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;


Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины;


  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;


  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);


  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные УУД:


Ученик 7 класса научится:

ПР 1

По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи.

ПР 2

По лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

ПР 3

По морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи.

ПР4

По морфологии: образовывать формы изученных частей речи.

ПР5

По синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова.

ПР6

По орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами.

ПР7

По пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте.

ПР8

По связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи.

Ученик получит возможность научиться:

ПР 9

ПР10

Речь и речевое общение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять.



ПР11

Речевая деятельность

Выпускник получит возможность научиться

  • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического (в том числе текстов СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.



ПР12

ПР13


Чтение

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию прочитанных текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.



ПР14

ПР15

ПР16

Говорение

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения.

  • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

  • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата



ПР17

ПР18

ПР19

Письмо

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рецензии, рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты,

  • писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.



ПР20

Текст

Выпускник получит возможность научиться

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.



ПР21

ПР22

ПР23

ПР24

Функциональные разновидности языка

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля, участие в дискуссиях на учебно-научные темы; объявление как жанры официально-делового стиля; выступление, принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемым к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

  • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой убеждающей речью.

ПР25


Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.



ПР26

ПР27

ПР28

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности.

ПР29

ПР30

ПР31

ПР32

ПР33

Лексикология и фразеология

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

ПР34

ПР35

ПР36

ПР37

Морфология

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии;

  • различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе и мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

ПР38

ПР39

ПР40

Синтаксис

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

ПР41

ПР42

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

ПР43

ПР44

Культуроведческая компетенция. Язык и культура

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;

  • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.





2. Содержание учебного предмета (136 часов).


О ЯЗЫКЕ – 1 час. Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка.

РЕЧЬ – 34 часа. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи. Т е к с т. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста; средства связи предложений — наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же. С т и л и р е ч и: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Характерные композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение. Т и п ы р е ч и: строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека, рассуждения- размышления.


ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ – 35 часов. Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка.





Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями. Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ – 62 часа. НАРЕЧИЕ (34 часа) Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий: положительная, сравнительная, превосходная. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ъ после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н—нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (слова состояния). Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака. Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки. Выдающиеся лингвисты: А. Н. Гвоздев. Культура речи. Правильное произношение употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ – 23 часа. ПРЕДЛОГ (4 часа) Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов. Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов. СОЮЗ (8 часов) Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи. 15 Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Культура речи. Правильное произношение союзов. ЧАСТИЦА (11 часов) Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц. Наблюдение за использованием частиц как средством выразительности речи.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – 5 часов. Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п. Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.

Уроки повторения и закрепления изученного (резервные уроки) – 4 часа.


3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы.


№ урока

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Четверть I (30 часов)

1.

О языке.

1 час

Изменяется ли язык с течением времени? Эволюция языка. Этимология.

1

2 р/р.

Повторение изученного материала

в 5-6 классах.

14 часов

Р/Р Что мы знаем о стилях речи.

1

3 р/р.

Р/Р Что мы знаем о типах речи.

1

4.

Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Фонетическая транскрипция и её роль.

1

5.

Фонетика и орфоэпия. Фонетический разбор слова. Правильное произношение и ударение.

1

6 СР.

Фонетика и орфоэпия. Орфоэпический разбор слова. Орфоэпический словарь и его словарная статья. Самостоятельная работа.

1

7.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

1

8.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Словообразовательная цепочка однокоренных слов и морфемное строение слова.

1

9.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный словарик учебника и школьный словообразовательный словарь.

1

10.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Неморфологические способы образования слов. Этимологический словарик учебника.

1

11 СР.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Самостоятельная работа.

1

12 СД.

Словообразование самостоятельных изменяемых частей речи. Словарный диктант.

1

13 КР.

Контрольная работа № 1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике и орфоэпии. Тест.

1

14 р/р.

Р/Р Текст. Способы и средства связи предложений.

1

15 р/р КР.

Р/Р Контрольная работа № 2.

Обучающее изложение по рассказу Ю. Казакова «Арктур-гончий пёс».

1

16.

Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление)

21 час

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация.

1

17.

Правила употребления некоторых букв. Буквы Ъ и Ь как разделительные.

1

18.

Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова.

1

19.

О – Е (Ё) после шипящих и ц в разных морфемах.

1

20 СД.

Правописание приставок. Словарный диктант.

1

21.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем.

1

22.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем.

1

23.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем.

1

24.

Обозначение гласных и согласных в корне слова,

согласных звуков в составе морфем.

1

25.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Правописание суффиксов.

1

26 СД.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Словарный диктант.

1

27 СР.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем.

Самостоятельная работа.

1

28 КР.

Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

1

29.

Правописание окончаний.

1

30 СР.

Правописание окончаний.

Самостоятельная работа.

1

Четверть II (30 часов).

31.


Слитно-дефисно-раздельное написание слов. НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями.

1

32.

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. НЕ с существительными и прилагательными.

1

33.

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

1

34.

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Употребление дефиса.

1

35 СД.

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Словарный диктант.

1

36 СР.

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Самостоятельная работа.

1


37 р/р.

Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление)

11 часов

Р/Р Словарное богатство русского языка. Толковые и другие лингвистические словари как выражение словарного богатства русского языка.

1

38 р/р.

Р/Р Русские лингвисты: Д.Н.Ушаков, С.И.Ожегов. Выдающиеся лексикографы.

1

39.

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

40 СД.

Грамматика: морфология и синтаксис.

Словарный диктант.

1

41 СР.

Грамматика: морфология и синтаксис.

Самостоятельная работа.

1

42 КР.

Контрольная работа № 4. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

1

43 р/р.

Анализ контрольной работы

1

44 р/р.

/Р Стили речи. Публицистический стиль речи.

1

45 р/р.

Р/Р Заметка в газету.

1

46 р/р КР.

Р/Р Контрольная работа № 5. Заметка в газету.

1

47 р/р.

Р/Р Анализ сочинения.

1

48.

Морфология. Правописание. Наречие.

17 часов

Наречие. Наречие как часть речи.

1

49.

Какие слова являются наречиями. Наречия и созвучные формы других частей речи.

1

50.

Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи.

1

51 СД.

Русский лингвист А.Н. Гвоздев о наречии. Словарный диктант.

1

52.

Разряды наречий по значению.

1

53.

Разряды наречий по значению. Значение наречия в предложении и тексте.

1

54 СР.

Слова состояния. Самостоятельная работа.

1

55.

Степени сравнения наречий.

1

56.

Степени сравнения наречий. Степени сравнения наречий в сравнении со степенями сравнения имён прилагательных.

1

57.

Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий.

1

58 СР.

Морфологический разбор наречий. Самостоятельная работа.

1

59.

Словообразование наречий. Основные способы образования наречий.

1

60.

Словообразование наречий. Морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательно-го анализа.

1

61 СД.

Словообразование наречий. Словарный диктант.

1

62 СР.

Словообразование наречий.

Самостоятельная работа.

1

63 КР.

Контрольная работа № 6 по теме «Наречие» Тест.

1

64.

Правописание наречий, образованных от существительных и местоимений.

1

Всего:

28

Четверть III (40 часов).

65.

Морфология. Правописание. Наречие.

24 часа

Правописание наречий.

1

66 ТУ.

Правописание наречий.

Тренировочные упражнения.

1

67.

Правописание наречий. Правописание не с наречиями на -О (-Е).

1

68.

Правописание наречий. Буквы -н и -нн в наречиях на -О (-Е).

1

69 СД.

Правописание наречий. Буквы -н и -нн в наречиях на -О (-Е). Словарный диктант.

1

70 СР.

Правописание наречий.

Самостоятельная работа.

1

71 р/р.

Р/Р Рассуждение-размышление. Строение типового фрагмента со значением рассуждения-размышления.

1

72 р/р КР.

Р/Р Контрольная работа № 7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

1

73.

Правописание наречий. Буквы -О и -А в конце наречий.

1

74.

Правописание наречий. Дефис в наречиях.

1

75 ТУ.

Правописание наречий.

Тренировочные упражнения.

1

76.

Правописание наречий. НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях.

1

77 СР.

Правописание наречий. Буква Ь в конце наречий после шипящих. Самостоятельная работа.

1

78.

Употребление наречий в речи. Роль наречий в текстах разных стилей.

Роль обстоятельственных и определительных наречий в тексте.

1

79 СД.

Употребление наречий в речи. Наречие в лингвистических словарях. Словарный диктант.

1

80.

Произношение наречий.

1

81.

Произношение наречий. Ударение в наречиях.

1

82.

Повторение по теме «Наречие».

1

83 КР.

Контрольная работа № 8. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

1

84 р/р.

Р/Р Описание состояния человека.

1

85 р/р.

Р/Р Описание состояния человека. Способы выражения «данного» и «нового» в типовых фрагментах со значением состояния человека.

1

86 р/р.

Р/Р Описание состояния человека. Описание состояния человека по фотографии, репродукции картины, при непосредственном общении с кем-либо, описание состояния того или иного героя кино или телефильма, вызванное острым поворотом сюжетной линии.

1

87 р/р КР.

Р/Р Контрольная работа № 9. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз…».

1

88 р/р.

Р/Р Анализ сочинения.

1

89.

Служебные части речи. Предлог. Речь.

10 часов

Предлог как часть речи. Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога.

1

90.

Правописание предлогов.

1

91.

Правописание предлогов. Слитное, раздельное, дефисное написание предлогов.

1

92 СР.

Употребление предлогов в речи.

Самостоятельная работа.

1

93 р/р.

Р/Р Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи.

1

94 р/р.

Р/Р Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. «Данное» и «новое» как смысловые части предложения.

1

95 р/р.

Р/Р Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Особенности порядка слов в текстах разных типовых значений.

1

96 р/р.

Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи.

1

97 р/р.

Р/Р Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. Редактирование текстов с изменением порядка слов.

1

98 р/р КР.

Р/Р Контрольная работа № 10. Изложение текста «Поговорим о бабушках».

1

99.

Служебные части речи. Союз. Речь.

6 часа

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

100 СД

Союз как часть речи. Разряды союзов. Морфологический разбор союза.

Словарный диктант.

1

101.


Правописание союзов.

1

102.


Правописание союзов в сопоставлении с местоимениями с предлогами (зато – за то дерево), частицами или наречиями с частицами (я также пойду – я поступлю так же).

1

103.


Употребление союзов в простых и сложных предложениях.

1

104.


Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Союзные слова и их роль в сложноподчинённом предложении.

1

Всего:

40

Четверть IV (32 часов).

105 СР.

Служебные части речи. Союз. Речь.

6 часов

Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Самостоятельная работа.

1

106 КР.

Контрольная работа № 11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

1

107 р/р.

Р/Р Текст. Описание внешности человека. Признаки, необходимые для описания внешности человека.

1

108 р/р.

Р/Р Текст. Описание внешности человека. Конструкции, характерные для описания предмета.

1

109 р/р.

Р/Р Текст. Описание внешности человека. Тексты со значением описания внешности человека.

1

110 р/р.

Р/Р Текст. Описание внешности человека. Сочинение-миниатюра «Кто он? Портрет интересного человека».

1

111.

Служебные части речи. Частица.

11 часов


Частица как часть речи. Разряды частиц. Интонация в предложениях с частицами. Морфологический анализ частиц.

1

112.

Правописание частиц не и ни с отдельными частями речи.

1

113.

Правописание частиц. Правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, ТО, КА. Частицы и приставки НЕ и НИ.

1

114 СР.

Правописание частиц. Самостоятельная работа.

1

115 КР.

Контрольная работа № 11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

1

116.

Анализ диктанта.

1

117.

Употребление частиц в речи. Смысловая роль частиц.

1

118.

Употребление частиц в речи. Частицы в художественных произведениях.

1

119 СД.

Употребление частиц в речи.

Словарный диктант.

1

120.

Произношение употребительных предлогов, союзов, частиц.

1

121.

Произношение предлогов, союзов, частиц. Нормы ударения в предлогах, союзах, частицах.

1

122.

Междометия и звукоподражате-льные слова. Омонимия слов разных частей речи.

5 часов

Междометия как особый разряд слов. Основные функции междометий.

1

123.

Междометия. Семантические разряды междометий.


124.

Звукоподражательные слова.


125.

Омонимия слов разных частей речи. Переход одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные).

1

126 СР.

Омонимия слов разных частей речи. Самостоятельная работа.

1

127 р/р.

Речь.

6 часов

Р/Р Характеристика человека. Виды характеристик.

1

128 р/р.

Р/Р Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Отбор материала.

1

129 р/р КР.

Р/Р Контрольная работа № 13. Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове».

1

130 р/р.

Р/Р Анализ изложения.

1

131 р/р

КР.

Р/Р Контрольная работа № 14. Сочинение о человеке. «Знакомьтесь-это я».

1

132 р/р.

Р/Р Анализ сочинения.

1

133.

Обобщающее повторение.

4 часа

Повторение изученного материала.

1

134 проект.

Повторение изученного материала.

Защита проектов.

1

135 проект.

Повторение изученного материала.

Защита проектов.

1

136.

Подведение итогов за год.

1

Всего:

32

ВСЕГО:

136
























5. Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания

Контрольный диктант № 1 по теме « Повторение в 5-6 классах»


Купание коней.


Река лежала без единой складочки. В ней отражались курчавые прибрежные кусты и неподвижные облака высокого неба.

Мальчики опустили поводья. Лошади жадно припали к парной воде. Они пили долго, не отрывали губ, а ребята спокойно сидели на них.

Первым оторвался от воды жеребец Гордый, он вскинул красивую, величественную голову, вытянул мускулистую шею и призывно заржал, словно хотел оповестить всех, что утолил жажду и теперь свеж и бодр. Потом властно ударил копытом по водяной глади. Вот вода достигла Гордому до груди, коснулась шеи. Жеребец оттолкнулся от песчаного дна, вытянулся и поплыл. Костя сделал большой круг по реке и направил коня к берегу. Мальчик сполз с мокрой спины лошади, нарвал осоки и принялся тереть бока, грудь и спину Гордого.

(121слово) (А.Мусатов).

Грамматические задания:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) Обозначьте морфемы в словах:

1 вариант: мускулистую, властно, ударил;

2 вариант: сделал, прибрежные, складочки.

3) Сделать фонетический разбор:

1 вариант: счёт;

2 вариант: ельник.


Контрольный диктант № 2 по теме «Повторение изученного материала»


В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.

Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.

В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.


Грамматическое задание:

1. Обозначьте морфемы в словах: сверху, свесившейся, перистыми (I вариант); изредка, освещение, гигантскими (II вариант).

2. Выпишите 2-3 словосочетания, в которые входит наречие, охарактеризуйте смысловое значение наречий.

3. Выпишите два случая дефисного написания слов, объясните, к какой части речи относятся выписанные слова.

4. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения (I вариант); предложения 5 го предложения (II вариант).


Контрольный диктант № 3 по теме

«Закрепление и углубление изученного материала в 5 – 6 классах»


Дуб, облюбованный художником.


На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом – рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился.* По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и всё вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.


Грамматические задания:

1) Сделайте морфологический разбор любого причастия.

2) Синтаксический разбор предложения со значком *.

3) Выделить суффиксы причастий и деепричастий.


Контрольный диктант № 4 по теме « Правописание наречий»


Мшары.

Влево от боровых озёр лежат громадные мещёрские болота – мшары. Это сплошь заросшие озёра, занимающие площадь в триста тысяч гектаров. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником.

Как-то в конце сентября мы подошли к Поганому озеру. Берега у него – густое скопление трав, мхов, корней, качающихся под ногами. Под тощей травой стояла бездонная вода. К вечеру над озером нежданно-негаданно собралась гроза, которая росла на глазах. Маленькое грозовое облако стремительно превращалось в зловещую тучу. Молнии без устали хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно. Темнело быстро, по-осеннему. Идти по завалам в темноте было невыносимо трудно, каждые десять минут мы проверяли направление по фосфорному компасу и только заполночь наткнулись на заброшенную дорогу и дошли по ней к озеру, где жил приятель.

(По К. Паустовскому).

Грамматическое задание:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2) В тех же предложениях обозначьте части речи.

3) Придумайте и запишите предложения, употребив в них наречия:

1-й вариант: изредка, досуха;

2-й вариант: сначала, вплотную.

4) Сделайте морфемный разбор наречий из предыдущего задания.


Контрольный диктант № 5 по теме « Наречие»


Мой дом

Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол - западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.

Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.

На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.

Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье. (По К. Паустовскому)

(159 слов)

Грамматическое задание:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.

2) Обозначьте орфограммы в наречиях:

1-й вариант: 2-й абзац;

2-й вариант: последний абзац.

3) Сделайте морфемный разбор наречий: 1 вариант - по-осеннему, осторожно; 2 вариант – по-видимому, отчаянно


Контрольный диктант № 6 по теме « Предлог»


Хороши летние туманные дни. В такие дни нельзя стрелять. Птица, вылетев у вас из-под ног, тотчас исчезает в беловатой мгле неподвижного тумана. Кругом невыразимо тихо. Всё проснулось и, несмотря на это, всё молчит. Дерево не шелохнётся. Сквозь тонкий пар, разлитый в воздухе, чернеется перед вами длинная полоса. Лес постепенно превращается в высокую грудку полыни. Всюду туман. В продолжение некоторого времени тишина. Но вот ветер слегка шевельнётся, и клочок бледно-голубого неба смутно выступит сквозь редеющий пар. Золотисто-жёлтый луч ворвётся вдруг, заструится длинным потоком, и опять всё заволоклось. Долго продолжается эта борьба, но как великолепен и ясен впоследствии становится день, когда свет восторжествует. Последние волны согретого тумана расстилаются в виде скатертей, извиваются и исчезают в голубой сияющей вышине. (По К. Паустовскому)

(132 слова)

Грамматическое задание:

1) Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений:

1 вариант -3, 2 вариант -7

2) Подчеркните производные предлоги.

Сделайте морфологический разбор одного предлога на выбор.


Контрольный диктант № 7 по теме « Союз»


Мститель

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Насколько я помню, я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, чтобы было полегче, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил маленького происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, чтобы в другой раз было неповадно. (По В. Солоухину)

Грамматическое задание:

1) Обведите союзы, связывающие части сложных предложений.

2) Объясните значение слова неповадно из последнего предложения.


Контрольный диктант № 8 по теме « Частица»


Я живу в маленьком доме у моря. С высоких сосен всё время слетает и рассыпается в пыль снег. Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Чтобы увидеть море, нужно выйти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке.

Море не замерло. Когда на море поднимаются волны, то слышен не шум прибоя, а шорох оседающего снега. Вокруг лежит тяжёлая мгла. Море уходит в чёрно-свинцовые дали. На нём не видно ни одного всплеска.

За слоем мглы лежит маленький рыбачий поселок. В посёлке этом сотни лет живут рыбаки, но так же, как и сотни лет назад, не все возвращаются обратно.

Но что бы ни случилось, сколько бы раз ни приходилось узнавать о гибели товарищей, всё равно надо и дальше делать своё дело. Уступать морю нельзя.

(По К. Паустовскому)

(143 слова)

Грамматическое задание:

1) Подчеркните все частицы.

2) Выполните морфемный разбор выделенных слов.


Итоговый контрольный диктант № 9 по русскому языку в 7 классе

 

В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы  продвигались вперед.

      Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К счастью, до ближайшей охотничьей избушки оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой.
      Не теряя ни минуты , в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель!

      С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица.

 

Грамматические задания.

1 вариант.

1. Разбор  по составу  слов:  раздвигая, от прожорливых, оправдался.

2. Синтаксический разбор предложения:

Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы  продвигались вперед.

 

 

2 вариант.

1. Разбор  по составу  слов:  раскачивает, брошенной, до ближайшей.

2. Синтаксический разбор предложения:

 Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад.


Оценивание диктантов и контрольных работ


Высокий уровень. Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик допустил 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибки, или1 орфографическую и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Базовый уровень. Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В пятом классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Пониженный уровень. Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Низкий уровень. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1»

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Высокий уровень. Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее трёх четвёртых заданий.

Базовый уровень. Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Пониженный уровень. Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Низкий уровень. Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.

Высокий уровень. Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Повышенный уровень. Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки

Базовый уровень. Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Пониженный уровень. Отметка «2» ставится за работу, в которой допущено до 7 ошибок.

Низкий уровень. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».






6. Учебно-методический комплекс.


Для учителя:


1.Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл.,10-11 кл. /сост. Е.И. Харитонова (авторы программы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова и др.)- 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010;

2.Русский язык. 7 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012;

3.Русский язык. 7 класс: поурочные планы (по программе М. М. Разумовской ) / авт.-сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2006.

4.Уроки русского языка в 7 классе: Кн. для учителя / М.В. Фёдорова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2002.


Для учащихся:


1.Русский язык. 7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 18-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 – 2012;


Дополнительная литература


1.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5 – 7 классы: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997

2.Методическое пособие по русскому языку для 5 – 8 классов / Сост. Л.А. Орлова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 1995;

3.Методические материалы по русскому языку / Сост. Н.А. Шутова, Н.И. Чиркова. – Ижевск: Удмуртский ИУУ, 1996;

4.Русский язык: Пунктуация / Е.А. Яковлева. – М.: Русский язык, 1994;

5.Фонетика – это интересно: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1992;

6.Русский язык: Справочник школьника / Научная разработка и сост.

7.Превращения слов: Кн. для учащихся / Сост. А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 1991

8.В мире слов: Кн. для учителя / Н.М. Шанский. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1985;

9.Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва и др. – М.: Дрофа, 1999;

10.Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. – Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1995

Словари


1.Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001;

2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ» 2001;

3.Ожегов С.И. словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Русский язык, 1989;

4.Краткий словарь иностранных слов / Под. редакцией И.В. Лёхина и проф. Ф.Н. Петрова. – 7-е стереотипное издание. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952;

5.Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др.; Под ред. В.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990;

6.Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся / А.Н. Тихонов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991;

7.Орфографический словарь русского языка. Зав. ред. В.В. Пчёлкина;

8.Школьный орфографический словарь русского языка. / М.Т. Баранов. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000;

9.Орфографический словарь: Для учащихся сред. шк. / Д.Н. Ушаков, С.Е. Крючков. – 40-е изд., испр. – М.: просвещение, 1988;

10.Словарь трудностей русского языка: Ок. 30 000 слов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1985.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!