Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Киселевка Ульчского муниципального района Хабаровского края
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол № от г.
УТВЕРЖДЕНО:
Директор МБОУ СОШ с.Киселевка
___________ Сокол Р.Г.
приказ № 57 от 30.08.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «Мастерица»
( для детей с ОВЗ)
на 2023-2024 учебный год
Ступень обучения (классы)_______4-8_______________________
(основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 153
Срок реализации программы 1 год
Учитель: Боброва Светлана Анатольевна
с. Киселевка, 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Мастерица» реализуется в соответствии с основными нормативными документами:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О лицензировании образовательной деятельности";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". (Зарегистрирован 29.11.2018 № 52831).
Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
1. Актуальность программы
Получение детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закрепленным правом и основополагающим условием их успешной социализации. Дети с ОВЗ обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия.
Традиционные техники аппликации, изготовление мягких игрушек и вязание крючком требуют от ребенка сформированных графических навыков и умений, развитой зрительно-моторной координации и подразумевают высокий уровень владения различными инструментами и материалами. Для детей имеющих заболевания опорно-двигательной системы, эти навыки сложны, и в силу специфики развития, овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как низкая работоспособность, сниженная познавательная активность, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-моторной координации на практике неизбежно оказывает влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и декоративно-прикладной.
Декоративно-прикладное творчество является наиболее благоприятным видом деятельности для детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, так как выполняя изделия в технике аппликации, мягкой игрушке, вязании, ребенок учится работать с различными материалами и инструментами, что позволяет расширить сенсорный опыт. Результат работы всегда получается хорошим, что создает на занятиях ситуацию успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу, повышает самооценку, вселяет уверенность в своих силах, развивает интерес к творческой деятельности.
Важными условиями творческого самовыражения обучающихся выступает реализуемая в педагогических технологиях идея свободы выбора. Обучающимся предоставляется право выбора творческих работ, материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержимого материала.
2. Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность определяется учетом возрастных особенностей обучающихся и содержанием программы, которое направлено не только на освоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности ребенка, формирование познавательных и созидательных способностей.
Работая по данной программе, ребенок учится рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, таким образом у ученика вырабатываются и развиваются элементарные навыки анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Основная роль декоративно-прикладного творчества - научить воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в поведении людей, в общественной жизни. Занятия творчеством позволяет дать ребенку систему нравственных и эстетических ценностей, пробудить мысли и чувства, активировать способности, помочь адаптироваться в социуме. Сам процесс "сотворчества" педагога и обучающегося является важным фактором в коррекции эмоционально-волевой и когнитивной сферы, в формировании вкусов и идеалов ребенка, положительных качеств личности и характера. Таким образом, данная программа, кроме общеразвивающего, имеет еще и коррекционный характер и в своем содержании ориентируется на качественные особенности развития декоративно-прикладной деятельности у ребенка, имеющего заболевания опорно-двигательной системы.
3. Направленность программы
Настоящая программа представляет собой общеобразовательный курс художественной направленности, предназначена для индивидуальных занятий с детьми легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детьми- инвалидами, имеющими заболевания опорно-двигательного аппарата и нуждающимися в педагогической коррекции в части мотивации к труду и обучению.
4. Цель и задачи программы
Цель программы: обеспечение условий для развития художественно-творческих способностей детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), детей- инвалидов, имеющего заболевания опорно-двигательного аппарата, посредством занятий декоративно-прикладным творчеством, обеспечение прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование.
В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:
образовательные:
- формирование интереса к декоративно-прикладной деятельности;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе знакомства с изучаемыми видами декоративно-прикладного творчества;
- обучение созданию изделий декоративно-прикладного творчества, с использованием разнообразных материалов и инструментов;
- создание условий для творческого роста ребенка.
Развивающие:
- повышение самооценки и развитие самоконтроля;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности;
- повышение умственной и физической работоспособности, развитие мотивации обучающегося к творческому поиску;
- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.);
- развитие умений организации учебного труда;
- развитие координации движения, памяти, мелкой моторики рук; глазомера и образного мышления.
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной отзывчивости на процесс изготовления изделия и полученный результат;
- воспитание эстетической потребности, художественного вкуса;
- воспитание самостоятельной, уверенной в своих силах личности;
- воспитание терпения, аккуратности, ответственности за порученное дело;
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижения поставленных задач;
- воспитание творческой индивидуальности ребенка;
- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
- создание комфортной обстановки для развития художественно-творческой активности.
5. Педагогические принципы программы
- принцип системности и последовательности: от простого к сложному, от неизвестного к известному;
- принцип развивающего характера обучения, опоры на зону ближайшего развития;
- принцип опоры на интерес, поддержание и создание мотивации;
- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;
- принцип активного привлечения к участию в программе ближайшего социального окружения-родителей, других родственников;
- принцип учета оптимальной эмоциональной сложности материала, позволяющий создать благоприятный эмоциональный фон, как в процессе работы, так и при ее окончании.
1.6. Возраст обучающегося. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для ребенка с ограниченными возможностями здоровья от 10 до 14 лет.
Объем программы -153 часа. 1 год обучения -153 часа, 4,5 часа в неделю (2 раза в неделю). Занятия проводятся согласно расписанию. Продолжительность каждого занятия составляет 40 минут с двумя 5-минутными перерывами во время занятия и 10 минутной переменой между занятиями.
1.7. Формы подведения итогов обучения по программе
Итоговая аттестация по программе дополнительного образования для детей с ОВЗ и детей инвалидов не предусмотрена.
1.8.Ожидаемые результаты обучения
Результаты формирования универсальных учебных действий на этапах обучения.
Личностные результаты:
- расширение представлений об окружающем мире, предметах и явлениях;
- развитие внимания, памяти, произвольности мыслительных процессов;
- обогащение эмоционального спектра, умения выражать свои эмоции;
- формирование адекватной самооценки;
- обогащение сенсорного опыта;
- развитие общей ручной умелости, тонкой моторики.
Метапредметные результаты:
- умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной педагогом задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Предметные результаты:
К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:
- правила безопасности труда при работе с инструментами;
- назначение материалов и инструментов;
- основы бумажной пластики;
- способы укладывания полос в технике Айрис Фолдинг";
- историю возникновения поздравительной открытки;
- условные обозначения при вязании крючком;
- технологические этапы выполнения изделий в изученных техниках;
уметь:
- пользоваться инструментами и материалами;
- подбирать материалы по цветовому решению;
- составлять композиции (из цветов, сюжетные);
- выполнять изделия в изучаемых техниках;
владеть:
- материалами и инструментами;
- приемами работы в изученных техниках выполнения изделий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (1 час)
Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами.
Тема 1. Поделки из бумаги и картона (55 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Игрушки-сувениры. Искусство квиллинга. Искусство оригами.
Тема 2. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. (20 часов)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Выполнение декоративных салфеток из ткани и бумаги. Изготовление полуобъёмных мягких игрушек. Куклы из ткани. Выполнение панно из пуговиц.
Тема 3. Поделки из различных материалов (23 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Лоскутное шитьё. Вышивка лентами. Поделки из ткани. Поделки из бисера. Поделки по новым технологиям.
Тема 4. Вязание крючком (54 часа)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями. Вязание животных . Любимые квадраты. Закладок для книг. Выполнение ажурной вязки на платьях для кукол.
Тематический план
№ | Содержание | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Поделки из бумаги и картона | 55 | 6 | 49 |
3 | Поделки из ткани, ниток и пуговиц. | 20 | 5 | 15 |
4 | Поделки из различных материалов | 23 | 3 | 20 |
5 | Вязание крючком | 54 | 6 | 48 |
Итого | 153 | 18 | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Мастерица» (4,5 часа в неделю)
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Знакомство с материалами | 1 |
| | Итого: | 1 |
2-7 | «Бумажный город» (поделки из бумаги и картона) | Квиллинг: « Остановись мгновенье», фоторамка. | 6 |
8-14 | Композиция: «Полёт фантазии» | 7 |
15-20 | Квиллинг 3Д картины | 6 |
21-26 | Оригами « Бабочка» | 6 |
27-32 | Квиллинг композиция: «Букет сирени» | 6 |
33-37 | Оригами « Клубничное лукошко» | 5 |
38-43 | Цветы из гофрированной бумаги: «Георгины» | 6 |
44-49 | Квиллинг композиция: « Деревья» | 6 |
50-56 | Объемный квиллинг. Ваза | 7 |
| | Итого: | 55 |
57- 60 | Поделки из ткани, ниток и пуговиц. | Разные виды швов. | 4 |
61- 64 | Панно из пуговиц «Виноград». | 4 |
65- 68 | Декоративные салфетки из ткани и картона. | 4 |
69- 72 | Полуобъёмная мягкая игрушка « Утёнок». | 4 |
73- 76 | Куклы из ниток и ткани. | 4 |
| Итого: | 20 |
77- 81 | «Замок мастеров» (поделки из различных материалов) | Поделки из солёного теста. | 5 |
82- 85 | Декоративная подушка «Озорной котёнок». | 4 |
86- 90 | Подарки своими руками. | 5 |
91-94 | Цветы из макарон. | 4 |
95-99 | Вышивание гладью. | 5 |
| | Итого: | 23 |
100-109 | Вязание крючком. | «Кукла в красном платье» | 10 |
110-117 | Любимые квадраты | 8 |
118-127 | Амигуруми и другие вязаные игрушки. | 10 |
128-137 | Новогоднии украшения | 10 |
138-147 | Закладка для книг | 10 |
148-153 | | Салфетка из мативов | 6 |
| | Итого: | 54 |
| ИТОГО: | 153 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анна Зайцева «Искусство квиллинга» - М.: Изд-во «АРТ-РОДНИК», 2014г., 80с.
2. Проснякова Т.Н. «Цветы», «Деревья» - М.: Изд-во « АРТ-РОДНИК», 2004г., 62 с.
3. Журнал « Лена креатив» вязание крючком № 6, 2016 (27) АО «КОНЛИГА МЕДИА», 2016
4. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» - М.: ООО ТД Изд-во « Мир книги», 2012г., 75 с.
5. Журнал « Лена креатив» вязание, вышивка №9, 2015г. ЗАО « Эдипресс конлига»
6. Вера Хоменко, Галина Никитюк «Аппликации, картины, панно из природных материалов» - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 192с., илл.
7. Перевертень Г.И. «Сказка из листьев и лепестков» - М., 2007 г.
8. «Лена Креатив» № 12/2015 (21) ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2015
9. Журнал « Все сама» в мире поделок №5, 2016г. – ООО « Издательство «Паблик»
10. Журнал « Все сама» в мире поделок №8, 2015г. – ООО « Издательство «Паблик»
11. . Гришина Н.И. и др. «Поделки из ткани» - М.: Изд-во Эксмо, 2006.-80 с.
12. Журнал « Все сама» в мире поделок №7, 2016г. – ООО « Издательство «Паблик»
13. Зайцева А. «Вышивка ленточками» - М.: ООО ТД Изд-во « Мир книги», 2010г.
14. Зайцева А. «Лоскутное шитьё» - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2004г., 120с.
15. Журнал « Валя- Валентина» №24/2012УЧРЕДИТЕЛЬ ЗАО «ПРАЙМ-ТАЙМ»
Издатель ЗАО «ИМПОСТ»
16. Журнал « Валя- Валентина» №8/2011УЧРЕДИТЕЛЬ ЗАО «ПРАЙМ-ТАЙМ»
Издатель ЗАО «ИМПОСТ»
17. Журнал « Лена Креатив» лепка из соленого теста № 6, 2017г. ЗАО « Эдипресс конлига»
18. Журнал « Лена Креатив» вышивка гладью № 2, 2016г. ЗАО « Эдипресс конлига»
19. Журнал « Лена Креатив» шитьё № 5, 2017г. ЗАО « Эдипресс конлига»
20. Всё сама «Поделки из солёного теста», № 3, 2016г. ООО «Издательство «Паблик».
21. Поделки из ткани, ниток и пуговиц.- 2-е изд,- М.; Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 32 с. + 32 с.вкл,: ил.- ( Развиваем творческие способности).
В работе используются материалы из журналов, с интернет-сайтов.