СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП кружка "Юный экспериментатор"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка рассчитана на два года для учащихся разного возраста - от 7-классника, увлеченного физикой и экспериментом, до 11 - классника, готовящегося к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«РП кружка "Юный экспериментатор"»


Пояснительная записка

Кружок «Юный экспериментатор» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными кружками. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задачи проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.


Авторская дополнительная образовательная программа «Юный экспериментатор»

  • по целевому обеспечению – развитие и поддержка интереса учащихся к изучению физики;

  • по технологии обучения – ИКТ, разноуровневое обучение, проблемное и поисковое обучение;

  • по характеру деятельности – практические занятия, лабораторные работы, решение экспериментальных задач;

  • по ступеням образовательной модели – средняя и старшая ступени обучения;

  • по возрастным особенностям – 12-16 лет;

  • по контингенту воспитанников - общая;

  • по временным показателям – 2 года;

  • количество учебных часов – 280;

  • количество учебных часов в неделю - 4;

  • количество обучающихся в группе – 1й год – 15-20, 2й год – 10-15;

  • состав учебной группы – ученики 6-11 классов;

  • форма занятий – беседа, практикум, экскурсия, игра;

  • место проведения – кабинет физики №12 Радищевская сш №1


Цели и задачи кружкового объединения «Юный экспериментатор»



Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов экспериментальных задач

  • Занимательные опыты по разным разделам физики

  • Применение ИКТ

  • Занимательные видео экскурсии в область истории физики

  • Применение физики в практической жизни

  • Наблюдения за звездным небом и явлениями природы

Форма проведения кружка:
* беседа
* практикум
*вечера физики
*выпуск стенгазет
*проектная работа
*школьная олимпиада

Структура программы:

  • Пояснительная записка;

  • Тематический план;

  • Содержание;

  • Методические рекомендации;

  • Литература


Ожидаемый результат: Ожидается, что к концу обучения воспитанники кружка «Юный экспериментатор» усвоят учебную программу в полном объёме. Воспитанники приобретут:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера;

  • Навыки решения разных типов задач;

  • Навыки постановки эксперимента;

  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;

  • Профессиональное самоопределение.

Способы оценивания уровня достижений учащихся.

  • Тестовые задания

  • Интерактивные игры и конкурсы

  • Зачетные занятия

Формы подведения итогов.

  • Выставка работ воспитанников

В процессе обучения решаются проблемы дополнительного образования детей:

  • увеличение занятости детей в свободное время;

  • организация полноценного досуга;

  • развитие личности в школьном возрасте.


Учебно-тематическое планирование (1ый год обучения)

п/п

Тема

Количество часов

ТЗ

ПЗ

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Правила пожарной безопасности. Планирование работы кружка. Выборы старосты.

1

1

2

2

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2

0

2

3

Электрические явления. Сборка э/цепей, работа с измерительными приборами. Исследование э/цепей. Измерение силы тока, напряжения, сопротивления. Расчёт последовательных, параллельных и смешанных соединений. Трансформаторы. Изучение прибора АВО-43. Экскурсия на электроучасток.

6

14

20

4

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.

2

4

6

5

Решение экспериментальных и качественных задач

0

2

2

6

Подготовка «магических» фокусов, основанных на физических закономерностях.

2

16

18

7

Оптика. Занимательные опыты по оптике

2

6

8

8

Создание электронной презентации по подготовке и проведению опытов

2

4

6

9

Физика стирки. Что такое поверхностное натяжение. Опыты по определению коэффициента поверхностного натяжения.

1

3

4

10

Звуковые явления. Занимательные опыты со звуком

1

3

4

11

Инерция и центробежная сила. Опыты с кругом

1

3

4

12

Волчки и маятники

1

3

4

13

Удивительная сила - реакция

1

3

4

14

Опыты с теплотой

1

3

4

15

Ошибки наших глаз

1

3

4

16

Опыты со светом

1

3

4

17

Мыльные пузыри и плёнки

1

3

4

18

Интересные случаи равновесия

1

3

4

19

Забавы и игры, основанные на физических закономерностях

1

3

4

20

Весёлые фокусы и самоделки

1

3

4

21

Подготовка и проведение недели физики. Вечер физики

1

3

4

22

Средства современной связи. Экскурсия на АТС

1

1

2

23

Строение Солнечной системы. Изготовление модели телескопа. Наблюдение за звёздным небом.

5

2

7

24

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики

1

3

4

25

Проектная работа. Изготовление действующей модели (по выбору), стенгазета с отчётом о проделанной работе.

1

5

6

26

Защита проекта. Выставка работ.

1

2

3

27

Итоговый контроль

1

1

2

ВСЕГО

43

97

140


Учебно-тематическое планирование (2ой год обучения)


п/п

Тема

Количество часов

ТЗ

ПЗ

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Правила пожарной безопасности. Планирование работы кружка. Выборы старосты.

1

1

2

2

Российские и советские Нобелевские лауреаты по физике.

4

0

4

3

Электрические явления. Сборка э/цепей, работа с измерительными приборами. Исследование э/цепей. Электродвижущая сила. Расчёт последовательных, параллельных и смешанных соединений. Практикум по электродинамике. Экскурсия на завод «Гидравлик»

6

14

20

6ч в Ноябрь

4

Физика в природе. Занимательные опыты.

2

4

6

5

Решение экспериментальных и качественных задач

0

2

2

6

Подготовка и проведение «магических» фокусов, основанных на физических закономерностях.

2

16

18

7

Линзы и их применение. Занимательные опыты по оптике

2

6

8

8

Создание электронной презентации по подготовке и проведению опытов

0

6

6

9

Капиллярные явления в природе и технике. Исследование коэффициента поверхностного натяжения и величин, от которых он зависит.

1

3

4

10

Решение экспериментальной задачи Звуковые явления. Занимательные опыты со звуком

1

3

4

11

Инерция и центробежная сила. Решение экспериментальной задачи

1

3

4

12

Решение экспериментальной задачи. Волчки и маятники

1

3

4

13

Решение экспериментальной задачи. Удивительная сила - реакция

1

3

4

14

Решение экспериментальной задачи Опыты с теплотой

1

3

4

15

Эксперименты по определению констант в фазовых переходах.

1

3

4

16

Опыты со светом. Решение экспериментальной задачи

1

3

4

17

Мыльные пузыри и плёнки. Решение экспериментальной задачи

1

3

4

18

Интересные случаи равновесия. Решение экспериментальной задачи

1

3

4

19

Забавы и игры, основанные на физических закономерностях

1

3

4

20

Весёлые фокусы и самоделки

1

3

4

21

Подготовка и проведение недели физики. Вечер физики

1

3

4

22

Средства современной связи. Экскурсия на АТС

1

1

2

23

Работа с ПКЗН. Изготовление модели небесной сферы.. Наблюдение за звёздным небом.

5

2

7

24

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики

1

3

4

25

Проектная работа. Изготовление действующей модели (по выбору), стенгазета с отчётом о проделанной работе.

1

5

6

26

Защита проекта. Выставка работ.

1

2

3

27

Итоговый контроль

1

1

2

ВСЕГО

43

97

140


Литература

  1. Журнал «Физика в школе»

  2. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»

  3. К.И.Павленко «Тестовые задания по физике» (7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс), М, «Школьная пресса», 2014

  4. Г.Н.Никифоров «Готовимся к ЕГЭ по физике. Экспериментальные задания», М, «Школьная пресса», 2015

  5. Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994

  6. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, ACT, 1999

  7. И.С.Шутов «Физика. Решение практических задач», Минск, Современное слово, 1997

  8. И.Я Ланина «Развитие интереса к физике», М, Просвещение, 1999

  9. М.Алексеева «Физика юным», М. Просвещение, 1980 и другие.

  10. Просторы WWW



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!