СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП биология 2022 70 ч

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП биология 2022 70 ч»





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

«АМУРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГПОАУ АТК)



УТВЕРЖДЕНА

в составе образовательной программы

педагогическим советом

от 31.08.2022, протокол № 1





рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОго предмета


УПВ. 04У биологИЯ


















Свободный 2022 г.

Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с:

Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).


Положением о рабочей программе общеобразовательных учебных предметов по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования (ППКРС) ГПОАУ «Амурский технический колледж».


Рабочая программа учебного предмета разработана, учитывая:

Примерную основную образовательную программу среднего общего образования. Одобрена решением от 12 мая 2016 года. Протокол № 2/16


Организация-разработчик:


государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский технический колледж».


Автор(ы)-составитель(и):


Куколева О. А., преподаватель географии и биологии




Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методической комиссии:


Протокол № 1 от 31.08.2022 года


Председатель _____________/Дегтярёва А.А.






СОГЛАСОВАНА:


Библиотекарь


________________________/Овешкова Т.М.

«_____»_____________ _____________


Заведующий структурным подразделением



______________________/Татаренко Ю.В.

«_____»_____________ _____________


Заместитель директора по научно-методической работе


________________________/Бондаренко Е.А.

«_____»_____________ _____________















СОДЕРЖАНИЕ




стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОго предмета


4

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета


5

  1. содержание УЧЕБНОго предмета

12

  1. тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

16

  1. Материально-техническое обеспечение




17

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета


18







1. паспорт рабочей программы УЧЕБНОго предмета

Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета «Биология» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии ФГОС СПО по профессиям:

Технологического профиля:

09.01.03/ Мастер по обработке цифровой информации/Информатика и вычислительная техника

код / профессия / укрупнённая группа

15.01.05 / Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))/ Машиностроение

код / профессия / укрупнённая группа

18.01.27;/ Машинист технологических насосов и компрессоров/Химические технологии

код / профессия / укрупнённая группа

18.01.28;/ Оператор нефтепереработки/ Химические технологии

код / профессия / укрупнённая группа



Социально-экономического профиля:

38.01.02/ Продавец, контролёр- кассир/Экономика и управление

код / профессия / укрупнённая группа



1.2. Место учебного предмета в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:



Программа «Основы общественных и естественных наук в профессии» входит в общеобразовательный учебный цикл, подцикл «Дополнительные учебные предметы» из обязательных предметных областей «Общественные науки», «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

1.3. Система оценки результатов

Реализация программы предмета «Биология» сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией.

Текущий контроль успеваемости провидится в формах:

  • Опрос

  • Оценка выполнения задания на практическом занятии

  • Выполнение письменного задания на занятии и/или самостоятельной работе

  • Тестирование

  • Решение задач

  • Составление таблиц

  • Составление схем

  • Подготовка сообщений (докладов)

Периодичность проведения не реже 1 раза за 12 часов (каждое практическое занятие)

Порядок проведения: текущий контроль проводится на учебных занятиях, а также включает в себя оценку выполнения самостоятельной работы. Порядок проведения текущего контроля успеваемости определяется рабочими материалами преподавателя, разрабатываемыми для проведения учебных занятий и фондом оценочных средств.

Изучение предмета заканчивается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачёта в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС с получением среднего общего образования в соответствии с учебным планом.

Дифференцированный зачет проводится на последнем учебном занятии. Порядок проведения дифференцированного зачёта определяется фондом оценочных средств по учебному предмету.





1.4 Объем учебного предмета и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

21

Внеаудиторная (cсамостоятельная) работа

31

Промежуточная аттестация в форме ‘дифференцированный зачёт















































2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Личностные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики раздела «Биология»

ЛР1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР 1) чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки;

ЛР9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР 9) готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли биологических компетенций в этом;

ЛР12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

ЛР 12) биологически грамотное поведение в профессиональной деятельности в быту, повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения природной среде;

















































Метапредметные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС СОО

Уточненные и конкретизированные результаты с учётом специфики раздела «Биология»

УУД

Типовые задачи УУД

МР1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


МР1) Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практических и лабораторных занятиях;


Выпускник научится:

Регулятивные УУД:

Р1) самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Р2) оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

Р3) ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Р4) оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

Р5) выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

Р6) организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

Р7) сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.







Познавательные УУД:

П1) искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

П2) критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

П3) использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

П4) находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

П5) выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

П6) выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

П7) менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.



























Коммуникативные УУД:

К1) осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

К2) при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

К3) координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

К4) развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

К5) распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

  1. Выполнение лабораторной работы

  2. Выполнение практической работы

  3. Учебный проект

























МР2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

МР2) Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;


1. Решение задач

2. Составление схем

3. Составление сводных таблиц

4. Составление текста из опорных слов

5. Нахождение ошибок в тексте

































МР3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи

МР4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Использование различных источников для получения биологической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;

Понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.


  1. работа в малых группах

  2. взаимный контроль

  3. публичное выступление на конференции



МР5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Использование различных источников для получения биологической информации.





Предметные результаты освоения



"Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.


согласно ПООП СОО

В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
































3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





Введение (2 часа)

Объект изучения биологии – живая природа. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Демонстрации:

Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция, экосистема, биосфера. Царства живой природы.


1. Учение о клетке (10 часов)

Химическая организация клетки. Клетка–элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.


Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.


Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.


Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.


Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.


Митоз. Цитокинез.

Демонстрации:

Строение и структура белка. Строение молекул ДНК и РНК. Репликация ДНК. Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка. Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток растений и животных. Строение вируса. Фотографии схем строения хромосом. Схема строения гена. Митоз.

Практические занятия: (2 часов)

Практическое занятие №1. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (4 часов)

Подготовка сообщение по теме: Клеточная теория строения организмов (2 часа)

Подготовка презентации по темам: «Строение клетки» (2 часа)

Составление таблиц «Строение растительной клетки» (2 часа)


2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (8 часов)

Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов.

Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Митоз.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Демонстрации:

Многообразие организмов. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. Деление клетки. Митоз. Бесполое размножение организмов. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у растений. Индивидуальное развитие организма. Типы постэмбрионального развития животных.

Практические занятия: (2 час)

Практическое занятие №2. «Изучение различий митоза и мейоза» (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (2 часа)

Подготовка презентации по теме: «Жизненный цикл клетки» (3 часа)


3. Основы генетики и селекции (20 часа)

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика–наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.


Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.


Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследственная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.


Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.


Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).


Демонстрации:

Моногибридное и ди гибридное скрещивания. Перекрест хромосом. Сцепленное наследование. Мутации. Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних животных. Гибридизация. Искусственный отбор. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.

Практические занятия: (10 часов)

Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания. (2 часа)

Практическое занятие № 4. Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание. (2 часа)

Практическое занятие № 5. Решение задач на сцепленное наследование. (2 часа)

Практическое занятие № 6. Изменчивость организмов. (2 часа)

Практическое занятие №7. Решение генетических задач на неполное доминирование (2 часа)

Практическое занятие №8. «Изучение мутаций» (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (8 часов)

Подготовка рефератов по темам: «Наследственная информация и передача её из поколения в поколение» (4 часа);

Подготовка презентации по темам: «Основные методы селекции и биотехнологии» (4 часа).


4. Происхождение и развития жизни на земле. (12 часов)


Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация.


История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.


Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Демонстрации:

Критерии вида. Структура популяции. Адаптивные особенности организмов, их относительный характер. Эволюционное древо растительного мира. Эволюционное древо животного мира. Представители редких и исчезающих видов растений и животных.

Практические занятия: (4 часов)

Практическое занятие №9. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. (2 часа)

Практическое занятие № 10. Приспособленность организмов к среде обитания. (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (5 часов)

Подготовка рефератов по темам: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции» (5 часа)


5. Происхождение человека (4 часов)

Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.

Демонстрации:

Черты сходства и различия человека и животных. Черты сходства человека и приматов. Происхождение человека. Человеческие расы.

Практические занятия: (1 часа)

Практическое занятие № 11. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. (1 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (4часа)

Подготовка презентации по теме: «Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества» (4 часа).


6. Основы экологии (12 часов)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества–агроэкосистемы и урбоэкосистемы.


Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.


Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.


Глобальные экологические проблемы и пути их решения.


Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.


Демонстрации:

Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети в биоценозе. Экологические пирамиды. Схема экосистемы. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Биосфера. Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере. Схема агроэкосистемы. Особо охраняемые природные территории России.

Практические занятия: (2 часа)

Практическое занятие №12 Решение экологических задач. (2 часа)

Внеаудиторная самостоятельная работа: (4часов)

Подготовка реферата по теме: «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги (4 часа)


7. Бионика (2)



Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.


Демонстрации:

Модели складчатой структуры, используемой в строительстве. Трубчатые структуры в живой природе и в технике. Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и в технике.


Внеаудиторная самостоятельная работа: (4 час)

Подготовка сообщение по теме: «Экологические кризисы и экологические катастрофы». (4 час)









  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Вид учебной работы

Количество часов


Аудиторные занятия


Содержание обучения

Аудиторные занятия


в т.ч. лабораторные и практические занятия

внеаудиторная самостоятельная работа


Введение

2

-


1.Учение о клетке

10

2

4

2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

8

2

2

3.Основы генетики и селекции.

20

10

8

4. Происхождение и развитие жизни на Земле.

12

4

5

5. Происхождение человека.

4

1

4

6. Основы экологии.

12

2

4

7. Бионика.

2

-

4

Итого:

70

21

31

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего:

105























5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению



Реализация программы учебного предмета «Биология» требует наличия учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.

Оборудование учебного кабинета: многофункциональный комплекс преподавателя; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд.

Технические средства обучения: информационно-коммуникативные средства; экранно-звуковые пособия; ИНТЕРНЕТ





5.2. Информационное обеспечение обучения



Для студентов

  • Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология, 10 класс. Общая биология. – М.: 2016

  • Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.: 2014

  • Никитинская Т.В. Биология. Карманный справочник. – М.: 2015

  • См. Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 г. N МД-1552/03 «Об оснащении

общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»

  • Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология Базовый уровень, 10-11 класс. – М.: 2010

  • Сухорукова Л.Н. Кучменко В.С. Иванова Т.В. Биология,10-11класс. – М.: 2011

  • Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология, биологические системы и процессы. – М.: 2012


Для преподавателей

  • Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413

  • Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской

  • Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  • Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

  • Биология. В 2-х т / Под ред. Н. В. Ярыгина. – М.: 2007, 2010

  • Биология. Руководство к практическим занятиям. Под ред. В. В. Маркиной. — М.: 2010

  • Дарвин Ч. Сочинения, т.3. – М.: 1939

  • Дарвин Ч. Происхождение видов. – М.: 2006

  • Кобылянский, Виктор Аполлонович. Философия экологии. Краткий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: 2010

  • Орлова Э. А. История антропологических учений. Учебник для вузов. – М.: 2010

  • Пехов А. П. Биология, генетика и паразитология. – М.: 2010

  • Чебышев Н. В., Гринева Г. Г. Биология. – М.: 2010


Интернет-ресурсы

  • http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи,

  • новости, библиотека.

  • http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии

  • http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  • http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  • http://college.ru/biology/ - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, Online тесты.

  • http://www.informika.ru/text/database/biology/ - Электронный учебник,

  • большой список Интернет-ресурсов.

  • http://www.rdb.or.id/ - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о

  • них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.

  • http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/ - бесплатные

  • обучающие программы по биологии.

  • http://nrc.edu.ru/est/r4/ - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.

  • http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России (проект

  • Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)

  • http://www.kozlenkoa.narod.ru/ - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.

  • ww.schoolcity.by/index.php?option=com_weblinks&catid=64&Itemid=88 – биология в вопросах и ответах.

  • http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  • http://www.bril2002.narod.ru/biology.html - Биология для школьников.


  • Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам:

  • Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.

  • http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

6. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета «Биология»

Образовательные результаты

Текущий контроль успеваемости

Индивидуальный проект

Задания дифференцированного

зачета

Оценочные средства

лекций, уроков

Практические занятия

Самостоятельная работа



Личностные:






ЛР1

Х

Х

Х

Х

Х

ЛР9

Х

Х

Х

Х

Х

ЛР12

Х

Х

Х

Х

Х

Метапредметные:






МР1




+


МР2




+


МР3




+


МР4




+


МР5




+


МР6




+


Предметные:






ПР1



Сам. Работа

«Мейоз»


+

ПР2





+

ПР3

Доклад

«Строение клетки»

ПЗ.№ 7



+

ПР4




+

ПР5




+

ПР6


Сам. Работа

«Митоз»


+

ПР7


ПЗ.№ 10



+

ПР8





+

ПР9





+

ПР10





+

Приложение к рабочей программе учебного предмета «Биология»


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ


занятия

Наименование разделов, тем

Модуль воспитательной программы «Урок биологии»

Кол-во часов

Формы и методы

Контроля (в т.ч. в соответствии с ФОС)

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Внеаудиторная самостоятельная работа

студентов

домашнее задание

самостоятельная работа студента,

исследовательская и проектная деятельность


Введение


2





1-2

Уровни организации жизни


2

Опрос

ЛР4,ЛР6,ЛР10,

МР2, МР3, ПР1,

ПР2

Выполнить таблицу



Учение о клетке

Сообщение «Биология — это изучение самого человека»

10


ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,

\



3-4

Химическая организация клетки

2

Работа у доски Индивидуальные задания

§8-9


5-6

Белки. Углеводы. Липиды. Ферменты.

2

Работа с таблицей

§10-11


7-8

Практическое занятие №1. Сравнение строения клеток растений и животных.

2

Практическая

работа

§15


9-10

Основные части и органоиды клетки

2

Работа устная

§20-22


11-12

Обмен веществ в клетке.

2

Работа у доски Индивидуальные задания

§27



Размножение и индивидуальное развитие организмов

Формировать ответственность за здорового образа жизни

8


ЛР5,ЛР12,МР1,МР2,МР5,

МР,ПР2,ПР3,




13-14

Деление клетки. Митоз

2

Индивидуальные задания

§36


15-16

Деление клетки. Мейоз. Половые клетки.

2

Контрольная раьбота

§37


17

Формы размножение

1

Работа у доски Индивидуальные задания

§38


18-19

Практическое занятие №2. «Изучение различий митоза и мейоза»

2

Практическая

работа



20

Оплодотворение. Онтогенез.

1

Работа у доски

§40



Основы генетики и селекции


20


ЛР5,ЛР9,МР1,МР2,МР3,

МР4,ПР5.




21-22

Моногибридное скрещивание


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§43


23-24

Практическое занятие №3. Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.


2

Практическая

работа

§43-44


25-26

Дигибридное скрещивание


2

Решение задач

§45


27-28

Практическое занятие № 4. Решение генетических задач на моно и дигибридное скрещивание.


2

Практическая

работа

Решение задач


29

Неполное доминирование.


1

Решение задач

§44


30-31

Практическое занятие № 5. Решение задач на сцепленное наследование.


2

Практическая

работа

Решение задач


32-33

Генетика пола. Взаимодействие генов.


2

Решение задач

§48


34-35

Практическое занятие №6. Решение генетических задач на неполное доминирование


2

Практическая

работа

§44-47


36

Модификационная и мутационная изменчивость


1

Работа у доски

§47


47-38

Практическое занятие №7. «Изучение мутаций»


2

Практическая

работа

§49


39-40

Основные достижения селекции. Биотехнология.


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§50-51



Происхождение и развития жизни на Земле.


12




41

Развитие эволюционных идей.


1

Работа у доски

ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,

\


§1


42

Вид. Критерии вида


1

Работа у доски

§1-2


43

Естественный отбор как фактор эволюции


1

Работа у доски Индивидуальные задания

§6


44-45

Практическое занятие №8. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора.


2

Практическая

работа

§6


46

Направления эволюции


1

Работа у доски

§9


47-48

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни


2

Работа у доски Индивидуальные задания

Составление таьблиц


49-50

Практическое занятие № 9. Приспособленность организмов к среде обитания.


2

Практическая

работа

§


51-52

Принципы классификации. Систематика.


2

Работа у доски Индивидуальные задания

§10



Происхождение человека


4




53-54

Возникновение и развитие жизни на Земле


2

Работа у доски

§11-12


55

Происхождение человека


1

Работа у доски Индивидуальные задания

§34


56

Практическое занятие № 10. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.


1

Практическая

работа

§35



Основы экологии


12




57-58

Экологические сообщества

Биология в профессии лаборанта

Понимание важности развития биологии в современном мире

2

Работа у доски


§14


59-60

Видовая структура экосистемы

2

Работа у доски Индивидуальные задания


§21


61-62

Пищевые связи в экосистеме

2

Работа у доски


§23


63-64

Практическое занятие №11 Решение экологических задач.

2

Практическая

работа


Решение задач


65-66

Круговорот веществ и энергии в экосистеме

2

Работа у доски Индивидуальные задания


§25


67-68

Глобальные экологические проблемы

2

Работа у доски


§29



Бионика

2


ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,




69

Бионика как наука

Понимание важности развития биологии в современном мире

1

Работа у доски

ЛР5,ЛР6,МР1,МР2,МР5,

МР6,ПР2,ПР3,


§30


70

Роль биологических знаний в XXI веке.


1

Дифференцированный зачет

§31














































2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!