Рождение новой культуры
Подготовил
Учитель истории
ОШ I-III ступеней
с. Великая Шишовка
Добрякова Е.А.
Цели
- Познакомить учащихся с эпохой Возрождения.
- Проследить изменения в отношении к человеку.
- Проследить за открытиями в научном мире.
Задачи
- разобрать термин «гуманизм»
- определить сущность типа «новый человек»
- познакомиться с культурой Высокого Возрождения
- познакомиться с вдающимися научными деятелями эпохи Возрождения и их открытиями
План
- Гуманизм
- Новый тип творческого человека
- Культура высокого возрождения
- Новая Европейская наука
Гуманизм
Гуманизм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира
Гуманизм
Ренессансный гуманизм , классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.
Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть.
Гуманизм – это перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь.
Петрарка
Условия, необходимых для учёных занятий:
- « Общение с образованными людьми» (litteratorum consuetudo)
- «Изобилие книг»
- «Удобное место»
- «Свободное время» (temporis otium)
- «Душевный покой» (animi vacuitas) , особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью.
Страница из манускрипта латинского автора Лукреция, копия 1483 года
Образ нового человека
Человек - индивидуальное воплощение доблести и добродетели, мудрости, счастья, и деятельности.
Человек , наделённый разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой.
Периоды ренессансного гуманизма
- Ранний ( гражданский гуманизм) - Италия, кон. XIV-сер. XV вв. Представители Салютати, Лоренцо Валла, Леон Батиста Альберти.
- Теологически гумманизм. Италия, оследняя треть XV века Фичино, Помпонацци.
- Северный гуманизм. Европа XVI в. Представители Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин.
Культура высокого возрождения
- Золотой век – искусства эпохи Возрождения.
- В центре искусства - образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, образ человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности.
- В основе такого искусства лежит всепоглощающая вера в безграничные возможности человека по самоусовершенствованию, самоутверждению, вера в разумное устройство мира, в торжество прогресса. На первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига.
Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.
Микеланджело
Сотворение Адама. Деталь росписи сикстинской капеллы.
Доссо Досси
«Юпитер, Меркурий и Добродетель»
Андреа Превитали
«Мистическое обручение святой Екатерины»
Николай Коперник (1473-1543)
Свершил переворот в науке, отказавшись от принятого в течение тысячелетнего учение о неподвижности Земли. Подтвердил гелиоцентричность Солнечной системы.
Главнй труд: книга “О вращении небесных сфер”. 1543г.
Джордано Бруно (1548-1600)
«Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна”. Она не имеет центра – ни Земли, ни Солнца не является Центрами мира.
Вселенная - это бесчисленное множество звёзд. Вселенная существует вечно, и исчезнуть не может.
Галилео Галилей (1564-1642)
Проводил наблюдения за небесными телами через телескоп, открыл новые звёзды – спутники Юпитера. Затем горы на луне, пятна на Солнце, сформулировал законы падения тел, движения маятника.
Главный труд: книга “Диалоги о двух системах мира”.
Исаак Ньютон (1643-1727)
Построил маленький зеркальный телескоп, позволяющий видеть небесные тела лучше, чем с помощью самых больших телескопов со стеклянными линзами.
Изложил основные понятия и аксиомы классической механики, в частности: масса, количество движения, сила, ускорение.
Главный труд: «Математические начала натуральной философии»
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Предложил новый метод изучения природы рассуждение от частного к общему, основанное на экспериментальных данных. Ведь только при помощи опыта, опирающегося на эксперимент, можно проверить достоверность знаний.
Истинные знания могут быть получены только при соединении теории с практикой.
Рене Декарт (1596-1650)
Он создал аналитическую геометрию, ввёл понятие переменной величины, на уроках алгебры вы и сейчас пользуетесь введенными им алгебраическими обозначениями.
Домашнее задание
Работа с текстом учебника: § 7-10
Работа с понятиями: гуманизм, ренессанс, возрождение
Спасибо за внимание