Рождение капитализма
Цель урока: Выяснить, какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв., и какие особенности отличают капитализм от феодализма
Предметные результаты: раскрывать значение понятий и терминов: «мануфактура», «фермер», «наемные рабочие», «финансисты», «капитализм»; давать описание сословной структуры общества, объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства.
Метапредметные результаты: А) коммуникативные: участвовать в диалоге, работать в группе, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, слушать других, задавать вопросы;
Б) познавательные: составлять тезисный план, простой план, анализировать иллюстративный материал, делать выводы, выбирать из текста информацию, преобразовывать ее в схемы, кластеры, делать сравнительные таблицы;
В) регулятивные: планировать алгоритм выполнения задания, определять цели своей деятельности на уроке, проводить самоконтроль первичных знаний и умений, рефлексия.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мотивация. В курсе Истории Средних веков мы изучали устройство средневекового общества, уровень и организацию производства того времени.
Вопросы: 1. Как мы называли этап развития средневекового общества? (Феодализм)
2. Из каких групп состояло это общество? ( Группы назывались сословиями. Это были духовенство, рыцари (феодалы) и третье сословие, в которое входили крестьяне, ремесленники, торговцы)
Теперь мы приступили к изучению Нового времени. Как вы считаете, могла ли смена исторических этапов произойти без серьезных изменений в жизни общества? - Нет. Можем ли мы двигаться дальше, не разобравшись в этих изменениях? Так какова же цель нашего урока?
(Выяснить какие перемены в жизни общества привели к переходу его на новый исторический этап)
Это и будет целью нашего урока.
3. Постановка задач: Давайте разобьем нашу цель на конкретные задачи. Что же нам надо сделать сегодня?
(Предложения фиксируются на доске)
Примерный перечень задач:
1. Узнать, как называется изучаемый период.
2. выявить изменения в уровне производства.
3. выяснить, как изменился состав общества (общественные группы) и положение людей в прежних группах — сословиях.
4. Узнать, какие изменения произошли в организации производства.
4. Освоение и применение нового знания. Учащимся предлагается познакомиться с презентацией, иллюстрирующей новые явления в технике и военном деле.
Вопрос: могли ли увиденные вами технические объекты использоваться и производиться в ремесленных мастерских?
Задание: Читая пункт параграфа «Мануфактуры», выпишите предпосылки появления мануфактур и выполните задание на стр. 36.
(примерный ответ:
Предпосылки возникновения мануфактур
Рост городов, развитие морской торговли рост населения в колониях привели к расширению спроса на ремесленные изделия.
Торговля колониальными товарами, финансовые операции и ростовщичество способствовали накоплению капиталов, которые можно было вкладывать в производство.
Разорение крестьян привело к появлению свободной рабочей силы.
Линия сравнения | Ремесленная мастерская | Мануфактура |
Размеры предприятия | Небольшое предприятие | Крупное предприятие |
Кто работал на предприятии | Мастер, подмастерья и ученики | Наемные рабочие |
Ручной или машинный труд | Ручной | Ручной |
Разделение труда | Работник сам выполнял работу от начала до конца | Операции разделялись между работниками разных специальностей |
Производительность труда | Невысокая | Резко увеличилась |
Мозговой штурм: Предположите, как изменения в военной технике, технологиях, организации производства повлияли на состав и структуру войск? Как это изменило положение феодалов?
Теперь давайте проверим наши предположения.
Задания группам:
1 группа: - читают пункт «Крестьянин и рынок»
2 группа ---------- «Деловые люди»
3 группа -------- «Изменения в обществе»
Все 3 группы выявляют социальные изменения, произошедшие в 16 — 17 веках в Европе.
По окончании работы происходит обмен информацией.
5. Выражение решения проблемы. – Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока?
6. Рефлексия.
У вас на столах лежит листок «Облако тегов» - заполните несколько пробелов
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
Я попробую…
Мне захотелось…
Мне сегодня удалось…
7. Домашнее задание: §3, Вопросы к нему или задание 2.