I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Какие актуальные, на ваш взгляд, внешнеполитические задачи стояли перед правителями страны после Смуты? Какими способами можно было их решить? Какие вопросы (задания) потребуют работы с картой? Какой картой вы воспользуетесь? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Определять причинно-следственные связи. Ставить учебную задачу урока (под руководством учителя) | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Каких территорий лишилась Россия к началу XVII в.? Какие важные события происходили в Западной Европе в XVII в.? | Привлекать межкурсовые, предметные знания | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа 2. Работа с картой 3. Работа с учебником и картой 4. Работа с учебником | Перечислите основные политические причины противостояния России и Речи Посполитой в первой половине XVII в. Оцените результаты Смоленской войны с позиции России. Прочтите п. 5 параграфа. Укажите на карте объекты, о которых идёт речь. Перечислите основные события, характеризующие отношения России и стран исламского мира в XVII в. Что помешало России успешно завершить Крымские походы 1687 и 1689 гг.? Покажите на карте территории Лево бережной и Правобережной Украины. Как называется река, определяющая их местоположение? Какие преимущества получали и Россия, и Китай с установлением дипломатических отношений друг с другом? | Определять причинно-следственные связи исторических процессов. Находить на карте изучаемые объекты. Определять значение исторических событий. Использовать сведения из исторической карты. Аргументировать ответ на основе материалов параграфа | Беседа. Работа с картой Работа с учебником Дискуссия. Индивидуальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные Ответы, работа с картой 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Составьте таблицу, включающую основные направления внешней политики России XVII в., основные способы решения задач (меры и мирные договоры), результаты. Оцените результаты проводимой внешней политики. Удалось ли решить главные задачи? Аргументируйте ответ | Составлять обобщающую таблицу. Давать оценку результатам проводимой политики | Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Составление та- блицы. Беседа |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Какая внешнеполитическая задача стояла перед новой династией российских государей после восхождения на престол? 2. Перечислите основные политические причины противостояния России и Речи Посполитой в первой половине XVII в. 3. Оцените результаты Смоленской войны с позиции России. 4. Результаты подписания каких договоров — Кардисского, Бахчисарайского или Нерчинского — имели, по вашему мнению, наиболее важное значение для России? Работаем с картой: Используя карту, покажите территории, присоединённые к России в результате Андрусовского перемирия. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 21—22 | Конкретизирует домашнее задание *Задание 1 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |