СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия в период правления Ивана III

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Россия в период правления Ивана III»

Тест «Иван 3»


1. Как называлось на Руси земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности?

  

 1) 

вотчина

  

 2) 

кормление

  

 3) 

десятина

  

 4) 

Поместье



2. Местничество – это порядок


  

 1) 

подчинения органов местного самоуправления

  

 2) 

складывания поместной системы землевладения

  

 3) 

перехода крестьян от одного помещика к другому

  

 4) 

занятия должностей по знатности происхождения



3. Как называлась форма землевладения, возникшая в XV в. и предоставляемая за службу?

  

 1) 

поместье

  

 2) 

вотчина

  

 3) 

кормление

  

 4) 

удел



4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

 

__________ (А)

 

Крещение Руси

Образование Священной Римской империи

 

__________ (Б)

 

Начало проведения политики опричнины

 

__________ (В)

 

XIV в.

 

__________ (Г)

 

Начало Столетней войны

XV в.

 

__________ (Д)

 

 

__________ (Е)

 

 


  

Пропущенные элементы:


1) 

XII в.

2) 

образование Речи Посполитой

3) 

XVI в.

4) 

Куликовская битва

5) 

присоединение Новгорода и Твери к Московскому княжеству

6) 

завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове

7) 

X в.

8) 

падение Западной Римской империи

9) 

присоединение Левобережной Украины к России


 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.



5. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите имя государя, о котором идет речь.

«…рожденный и воспитанный данником степной Орды, сделался одним из знаменитейших государей в Европе: без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом, силою и хитростью восстановляя свободу и целостность России, губя царство Батыево, тесня Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские…

[Он] как человек не имел любезных свойств ни Мономаха, ни Донского, но стоит как государь на высшей ступени величия».


6. Из летописи

«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да ещё в соглашении
с королём Казимиром… Князь великий пошёл на Коломну и стал у Коломны, а сына своего князя Ивана поставил у Серпухова, а князя Андрея Васильевича Меньшого – в Тарусе, а прочих князей и воевод – в иных местах, а других – по берегу…

И пришли [ордынцы], начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие – на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река…

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе 
в Кременец, боясь наступления [ордынцев], чтобы, соединившись, вступить 
в битву с противником. В городе же Москве в это время все пребывали 
в страхе, помнили о неизбежной участи всех людей и ни от кого не ожидали помощи, только непрестанно молились со слезами…

Тогда-то и свершилось чудо… когда наши отступали от берега, ордынцы, думая, что русские уступают им берег, чтобы с ними сражаться, одержимые страхом, побежали. А наши, думая, что [ордынцы] перешли реку и следуют за ними, пришли в Кременец. Князь же великий с сыном своим
и братией и со всеми воеводами отошёл к Боровску, говоря, что "на этих полях будем с ними сражаться", а на самом деле слушая злых людей – сребролюбцев богатых и брюхатых, предателей… которые говорят: "Беги, 
не можешь с ними стать на бой". Вот тут-то и случилось чудо: …одни 
от других бежали, и никто никого не преследовал…»



Начало формы

1) Назовите событие, о котором повествует источник. Укажите год, когда произошло описанное событие. Назовите великого князя московского,
о котором идёт речь в источнике.

Конец формы



Начало формы

2) Какие условия, по мнению автора, позволяли хану Ахмату рассчитывать 
на победу? Укажите любые два условия. В чём, по мнению автора, проявилось «чудо» в исходе события?

Конец формы



Начало формы

3) Какие внешнеполитические мероприятия, не названные в данном отрывке, осуществил великий князь московский, о котором идёт речь? Привлекая исторические знания, укажите любые три мероприятия.

Конец формы





7. Из записок иностранца

«____________ был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони  и, заставив побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и Тверское; 
в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.

___________ ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые] стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был преграждён.

Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии ордынцев больным».



Начало формы

1) Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его «гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.

Конец формы



Начало формы

2) Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор? Приведите любые три примера его успешной деятельности.

Конец формы



Начало формы

3) Следствием какого события стало освобождение Московского государства от зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял Московскому государству.

Конец формы



8. Из сочинения историка Н.М. Карамзина.

«...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории... Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникла в целой Европе.

Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности... Хотя ничто не делается вдруг; хотя достохвальные усилия князей московских, от Калиты до Василия Тёмного, многое приготовили для единовластия и нашего внутреннего могущества, но Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней...

Иоанн, рожденный и воспитанный данником степной Орды..., сделался одним из знаменитейших государей в Европе; без учения, без наставлений, руководствуемый только природным умом... силою и хитростью восстанавливая свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня... Литву, сокрушая вольность новогородскую, захватывая уделы, расширяя владения московские...

Что оставил миру Александр Македонский? — Славу. Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, ещё сильнейшее духом правления. Россия Олегова, Владимирова, Ярославова погибла в нашествии монголов. Россия нынешняя образована Иоанном».

С1. Укажите хронологические рамки периода правления Ивана III. Почему Россия около трёх веков находилась вне круга европейской политической деятельности?

С2. С какими двумя важнейшими процессами в истории российской государственности совпало княжение Ивана III?

С3. Какие события имел в виду историк, говоря о сокрушении «вольности новгородской» и гибели «царства Батыева»? Назовите не менее двух событий.


9. Из коллективной монографии современных историков.

«Он был прежде всего «разумный самодержец», как определил его величайший русский поэт. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчёт, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни — возрождении единства и независимости Русской земли... Он не поражал воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и её народ. Он первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, связанным исконной исторической традицией.

Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, все более ясное и чёткое, проходит красной нитью через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его от всех предшественников... История знает не много деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновленная, возрожденная великая Русская держава — главный итог многолетнего великокняжения первого государя всея Руси».

С1. О каком государе средневековой Руси идёт речь в тексте? На какое время приходится правление этого государя?

С2. Назовите не менее трёх земель, которые были присоединены к территории Московского государства в годы правления Великого князя всея Руси.

С3. Что имел в виду историк, говоря о прочных и масштабных успехах первого государя всея Руси? Укажите не менее трёх положений.


10. Из «Повести о стоянии на Угре».

«...Князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это с отцом своим митрополитом Геронтием, и со своей матерью великой княгиней Марфой, и со своим дядей Михаилом Андреевичем, и со своим духовным отцом архиепископом Ростовским Вассианом, и со своими боярами — ибо все они тогда пребывали в осаде в Москве. И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство...

Князь великий послушался их мольбы: взял благословение, пошел на Угру и, придя, стал у Кременца с небольшим числом людей, а всех остальных людей отпустил на Угру...

Хан Ахмат же со всеми татарами пошел по Литовской земле мимо Мценска, Любутска и Одоева и, придя, стал у Воротынска, ожидая, что король придет к нему на помощь. Король же не пришел к нему и сил своих не послал... Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку...

И пришли татары, начали стрелять, а наши — в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие — на великого князя, а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега. И много дней наступали, сражаясь, и не одолели, ждали, пока станет река...

Когда же река стала, тогда князь великий повелел своему сыну, великому князю, и брату своему князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами перейти к себе в Кременец, боясь наступления татар, — чтобы, соединившись, вступить в битву с противником... Вот тут-то и случилось чудо Пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.

Хан же бежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак, и Орду взял, и его убил... И так избавил Бог и Пречистая Русскую землю...».

С1. Назовите год, к которому относятся описанные события, и имя великого князя, с которым они связаны.

С2. Какое значение в отечественной истории имеют описанные события? С каким процессом в развитии государства они связаны? Назовите этот процесс.

С3. Как автор повести относится к событиям, о которых рассказывает? Кого он поддерживает? Приведите два аргумента для обоснования своего мнения.


11. Назовите не менее трех факторов, способствующих процессу объединения русских земель в XIV – начале XVI в. Приведите не менее трех имен князей, с которыми связан этот процесс.


12. Назовите не менее трех особенностей процесса образования Русского централизованного государства в XIV- XV вв. Укажите не менее двух причин объединения.


13. Укажите не менее трех основных итогов правления великого князя Ивана III. Назовите не менее трех примеров присоединения территорий к Московскому княжеству во второй половине XV- начале XVI вв.


14. Назовите не менее трех положений, раскрывающих содержание понятие «централизованное государство». Укажите не менее двух его признаков.


15. Ниже приведены две точки зрения на поход, предпринятый Иваном III в 1478 г. с целью ликвидации новгородской республики:

1. Гибель новгородской вольности явилась следствием грубого насилия извне, результатом московского завоевания, вследствие чего уникальная новгородская государственность была упразднена.

2. Иван III был достоин сокрушить «Ушлую вольность новгородскую», ибо хотел твердого блага для Руси.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.


16. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1480 г. хан Большой Орды Ахмат отправил в Москву послов с требованием дани. Иван III растоптал ханскую басму. Ордынское войско двинулось на русские земли. Войска встретились на берегах притока р. Оки – Угры. Более месяца продолжалось «стояние»: противники стреляли в друг друга из луков, а русское войско использовало еще и огнестрельное оружие – пищали. В начале ноября 1480 г. Ахмат ушел к Волге. Назовите не менее двух причин того, что Ахмат не решился на наступательные действия. Какое значение имело это событие для Русского государства? Укажите не менее двух итогов.


17. Ниже указаны две точки зрения на характер государственного строя Великого Новгорода в XII–XV вв.

1. Новгород был феодальной республикой.

2. Новгород был боярской олигархией.

Какая из точек зрения представляется Вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения.

Конец формы

18. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Московское государство во второй половине XV – начале XVI века было централизованным государством».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


19. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Великий Новгород XIII—XV вв. являлся боярской олигархией».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...


20. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1462– 1505 гг.; 2) 1689–1725 гг.; 3) июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей 
в этих событиях (явлениях, процессах);

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!