СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия-наша Родина

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«Россия-наша Родина»

ТЕМА: Россия - наша Родина.

ЦЕЛИ:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма.

  • Формирование духовной культуры личности.

  • Популяризация государственных символов Российской Федерации.


ЗАДАЧИ:

  • Воспитание чувства национального единства.

  • Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России

  • Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.

Формирование духовной сущности национальной культуры школьника


Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.

Давайте полистаем наш учебник.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Как вы думаете, почему изучение начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

- Откройте тетради, запишите тему нашего урока.

3. Беседа

- Прочитайте слово: «Родина».

- Разберем его по составу.

- Подберем однокоренные слова.

Например:

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)

- Подберем синонимы слова «Родина». (Отечество)

- Подберем слова-антонимы. (Чужбина)

- Попробуйте определить лексическое значение слова «Родина».

- Родина – это Отечество, родная сторона, место рождения кого, чего-нибудь. Такое определение вы можете встретить в толковом словаре Ожегова.

- Еще существует понятие «малая Родина». Как вы думаете, чем они отличаются – Родина и малая родина?

- У каждого из нас есть своя малая родина. Она может быть разной. Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?

- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!

- Какое дерево стало символом русской земли?

- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.

- А какой ещё символ России связан с белым цветом?

- Российский флаг. Перед вами полоски разного цвета. Расположите их так, чтобы получился флаг. В какой последовательности вы их расположили?

- Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов. Приклейте их.

- Как по-другому называют наш флаг? («стяг», «триколор») Запишем эти слова, рядом с флагом.

- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Сейчас мы запишем одно из возможных. Пишем на полосках.

Белый цвет - мир, чистота;

Синий – вера, верность;

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

- Какие еще символы нашего государства вы знаете? (герб, гимн)

4.Комментированное чтение.

- У каждого народа нашей страны есть своя культура. Но что обозначает это слово? Прочитайте последний абзац на стр. 4.

- Попробуйте привести примеры культуры.

- Каждый раз, говоря о предметах или явлениях, мы переходили к чувствам, которые к ним испытываем? Почему так? Давайте разберемся. Для этого прочитайте первые два абзаца на стр. 5.

- Какая бывает культура? (материальная и духовная)

- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений и духовный. Он же проявляется в наших знаниях, чувствах, воспоминаниях, поступках. Но у нас есть ещё свой особый внутренний мир. У каждого он свой. Но что же его наполняет?

- Прочтите третий и четвертый абзацы.

- От чего зависит внутренний мир человека?

- Наш внутренний мир зависит только от нас. Это как приём пищи. Ведь вы бы предпочли что – то вкусное и полезное. Вы же не будете есть гнилое яблоко? Вот и с душой так же. Питайте её «вкусным» и «полезным».

- Что может помочь человеку сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

- Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав?       

- Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.

- Прочитайте 4 последних абзаца на стр. 6.

- О чем там говорится? (о культурных традициях)

- Что же это такое? Давайте разберем каждое слово по отдельности.

- Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек, передаваемых из поколения в поколение.

- У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения.

- Слово культура мы уже разбирали. Еще раз вспомним, что это?

- Культурные традиции, что это? (всё что почитает народ нашей страны)

- Какие народные традиции вы знаете? (замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения и другие)

- А празднование дня рождения – это традиция?

- А можем ли мы назвать ее культурной традицией? (нет)

- Это семейные традиции. Сюда же можно отнести крестины, именины, свадьбы, юбилеи, создание семейного фото - архива, поездки на природу, и д р.

5. Итоги.

- Перед вами шаблон. Приклейте его так, чтобы лепестки загибались. На них написаны основные определения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Еще раз их повторим.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!