ТЕМА: Россия - наша Родина.
ЦЕЛИ:
Воспитание гражданственности и патриотизма.
Формирование духовной культуры личности.
Популяризация государственных символов Российской Федерации.
ЗАДАЧИ:
Воспитание чувства национального единства.
Развитие познавательного интереса к изучению современной символики России
Формирование умения использовать знания в творческой деятельности.
Формирование духовной сущности национальной культуры школьника
Ход урока:
Организация деятельности учащихся.
Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
Давайте полистаем наш учебник.
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)
- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Как вы думаете, почему изучение начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
- Откройте тетради, запишите тему нашего урока.
3. Беседа
- Прочитайте слово: «Родина».
- Разберем его по составу.
- Подберем однокоренные слова.
Например:
Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родиться – значить появиться на свет потомству.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)
- Подберем синонимы слова «Родина». (Отечество)
- Подберем слова-антонимы. (Чужбина)
- Попробуйте определить лексическое значение слова «Родина».
- Родина – это Отечество, родная сторона, место рождения кого, чего-нибудь. Такое определение вы можете встретить в толковом словаре Ожегова.
- Еще существует понятие «малая Родина». Как вы думаете, чем они отличаются – Родина и малая родина?
- У каждого из нас есть своя малая родина. Она может быть разной. Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!
- Какое дерево стало символом русской земли?
- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.
- А какой ещё символ России связан с белым цветом?
- Российский флаг. Перед вами полоски разного цвета. Расположите их так, чтобы получился флаг. В какой последовательности вы их расположили?
- Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов. Приклейте их.
- Как по-другому называют наш флаг? («стяг», «триколор») Запишем эти слова, рядом с флагом.
- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Сейчас мы запишем одно из возможных. Пишем на полосках.
Белый цвет - мир, чистота;
Синий – вера, верность;
Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
- Какие еще символы нашего государства вы знаете? (герб, гимн)
4.Комментированное чтение.
- У каждого народа нашей страны есть своя культура. Но что обозначает это слово? Прочитайте последний абзац на стр. 4.
- Попробуйте привести примеры культуры.
- Каждый раз, говоря о предметах или явлениях, мы переходили к чувствам, которые к ним испытываем? Почему так? Давайте разберемся. Для этого прочитайте первые два абзаца на стр. 5.
- Какая бывает культура? (материальная и духовная)
- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений и духовный. Он же проявляется в наших знаниях, чувствах, воспоминаниях, поступках. Но у нас есть ещё свой особый внутренний мир. У каждого он свой. Но что же его наполняет?
- Прочтите третий и четвертый абзацы.
- От чего зависит внутренний мир человека?
- Наш внутренний мир зависит только от нас. Это как приём пищи. Ведь вы бы предпочли что – то вкусное и полезное. Вы же не будете есть гнилое яблоко? Вот и с душой так же. Питайте её «вкусным» и «полезным».
- Что может помочь человеку сделать свой внутренний мир богатым и светлым?
- Что делать, если человек совершил ошибку и понял, что был не прав?
- Молодцы! Все совершают ошибки! Важно понять, что ты не прав и извиниться.
- Прочитайте 4 последних абзаца на стр. 6.
- О чем там говорится? (о культурных традициях)
- Что же это такое? Давайте разберем каждое слово по отдельности.
- Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек, передаваемых из поколения в поколение.
- У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения.
- Слово культура мы уже разбирали. Еще раз вспомним, что это?
- Культурные традиции, что это? (всё что почитает народ нашей страны)
- Какие народные традиции вы знаете? (замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения и другие)
- А празднование дня рождения – это традиция?
- А можем ли мы назвать ее культурной традицией? (нет)
- Это семейные традиции. Сюда же можно отнести крестины, именины, свадьбы, юбилеи, создание семейного фото - архива, поездки на природу, и д р.
5. Итоги.
- Перед вами шаблон. Приклейте его так, чтобы лепестки загибались. На них написаны основные определения, с которыми мы познакомились сегодня на уроке. Еще раз их повторим.