СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия-наша Родина

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Цель урока: формирование представления учащихся о России, ее символах, воспитание гражданственности и любви к Родине.

Задачи урока:

  • обучающие: систематизировать знания детей о родной стране, о столице России - Москве, о своем крае, познакомить их с флагом, гербом и гимном России.
  • развивающие:

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция;

коммуникативные: развитие связной монологической и диалогической  речи, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

  • воспитательные: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, гордости и уважения к своей стране.

Проблема урока: недостаток знаний об основных достижениях России, ее исторических событиях и людях, прославивших ее.

Место урока в изучении темы:  урок № 1 в теме: «Россия – наша Родина»

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая.

Методы: проблемного изучения с использованием компьютерных технологий, частично-поисковый, практический.

Просмотр содержимого документа
«Россия-наша Родина»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

«РОССИЯ – НАША РОДИНА»


  1. ФИО Гранкова Александра Алексеевна

  2. Место работы МОУ «СОШ №1 г. Балабаново»

  3. Должность Учитель истории и основ православной культуры

  4. Предмет ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»), история России

  5. Тема урока: «Россия – наша Родина»

  6. Класс 4

  7. Базовый учебник Бородина А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы православной культуры. Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2013.

  8. Цель урока: формирование представления учащихся о России, ее символах, воспитание гражданственности и любви к Родине.

  9. Задачи урока:

  • обучающие: систематизировать знания детей о родной стране, о столице России - Москве, о своем крае, познакомить их с флагом, гербом и гимном России.

  • развивающие:

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция;

коммуникативные: развитие связной монологической и диалогической речи, умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

  • воспитательные: воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, гордости и уважения к своей стране.

  1. Тип урока: урок «открытия новых знаний»

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная

























  1. Используемые материалы / оборудование:

  • компьютер

  • проектор

  • мультимедийная презентация

  • видео-материалы о России, столице России, – Москве

  • карта Российской Федерации

  • изображения Государственного герба и Государственного флага и аудиозапись Государственного гимна РФ

  • раздаточный материал (персональная карта учащегося, словарь и т.д.)

  1. Актуальность использования средств ИКТ:

  1. Возможность визуализации закрепления изученного материала.

  2. Формирование умения информационно-поисковой деятельности.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия (УУД)

Результаты

Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

  1. Организационно-мотивационный этап урока

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места.

- Здравствуйте, ребята!

- Я очень рада видеть Вас! И я надеюсь, что мы с Вами сегодня хорошо поработаем и проявим свои знания!

- При помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение (красный цвет – отличное, желтый – хорошее, синий – плохое)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.








Используя разноцветные карточки, показывают свое настроение.

Регулятивные: умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности»

Соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке, проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

Организация учебной деятельности


2. Подготовка учащихся к восприятию материала

- Ребята, давайте начнем сегодня наш урок с просмотра видеофильма. Внимание на экран! Слайд 1

Учитель загружает видеоклип о России, сопровождающийся Гимном РФ.

Вы просмотрели видеоролик.

- Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

Что Вы знаете о стране, в которой мы живём? Любите ли Вы ее? Слайд 2



- Посмотрите слова на слайде. Знаете ли Вы, что означают слова «Родина» и «патриотизм»?

-Какие у Вас будут предположения?

-А теперь посмотрите, как эти слова объясняются в словаре. Слайд 3

Родина – синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился.

Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли?

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Патриотизм - любовь к своей стране, гордость ее достижениями и культурой, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Учащиеся смотрят видеоматериал.







Учащиеся высказывают свои предположения (Россия, Родина).


Учащиеся выражают свое мнение, называют события в истории нашей страны, которыми они особо гордятся.

Учащиеся дают определение словам «Родина», «патриотизм», сравнивают с определениями, указанными на слайде. Записывают определения в персональной карте ученика.


Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению


Владение исторической терминологией,ключевыми понятиями

3. Определение темы урока

Мы с Вами дали определение слову Родина. Исходя из этого, давайте ответим на вопрос: «Чем для Вас является наша страна, Россия?».

Ответ на данный вопрос будет темой нашего сегодняшнего урока.

Правильно: «Россия – наша Родина». Слайд 4

Запишите тему урока в персональной карте ученика.

Учащиеся высказывают свои ответы на вопрос, чем для них является Россия.



На основе высказанных мнений учащиеся вместе с учителем называют тему урока: «Россия – наша Родина» и записывают ее в персональной карте ученика.


Регулятивные: умение определять тему урока, выдвигать версии.

Умение давать ответы на вопросы.


Самостоятельное и групповое выделение и формулирование темы урока

  1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1.Формулирование проблемы урока.

Ребята, для того, чтобы больше узнать о нашей стране, нам необходимо выделить основную проблему урока. Как вы думаете, в чем она заключается?


Слайд 5

-Это главный вопрос нашего урока. Это проблема нашего урока. Что же нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Учащиеся высказывают свои предположения, затем вместе с учителем формулируют основную проблему урока: недостаток знаний об основных достижениях нашей страны и ее истории.

Учащиеся предлагают способы решения проблемы (узнать, как можно больше об основных исторических победах нашей страны, великих людях, прославивших Россию, основных достижениях)

Регулятивные: Определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности


Коммуникативные:

Планировать учебные действия с учителем







Самостоятельное и групповое выделение и формулирование проблемы урока

2.Формулирование цели и задач урока

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и ромашковые поля. Это место, где мы родились и выросли. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь.

-Какую мы поставим цель и задачи нашего урока?

Сформулируйте их.

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о России и знаменитых людях, прославивших нашу страну.

Действительно, Россия – огромная страна, по площади она занимает первое место в мире. Слайд 6


















Ученики формулируют цель и задачи урока.



Учащиеся высказывают свои версии (Россия – самая большая страна в мире, перечисляют основные выигранные воины, называют имена Пушкина, Циолковского, Кутузова и др.)

Регулятивные: умения определять цель и задачи в учебной деятельности, выдвигать версии.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учебной и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности.

Умение характеризовать важные факты истории и анализировать их, самостоятельное и групповое выделение и формулирование цели и задач урока

  1. Поиск решения

1.Самостоятельная работа в группах

Учитель выдает каждой группе папку, в которой находятся материалы: 1 группа (Государственные символы РФ), 2 группа (Москва – столица нашей Родины), 3 группа (знаменательные даты России), 4 группа (Российская Федерация) с поставленными задачами, на которые учащиеся должны найти ответы, прочитав текст; словарь.

-Ребята, каждая группа получила свое задание по теме. Вам необходимо ознакомиться с поставленными задачами и найти ответы на вопросы.

Самостоятельно выполняют задания по группам. Определяют последовательность своих действий.









Работают с текстом, делают выводы.


Личностные: осознание себя с историей страны, ее духовностью


Познавательные: анализ текста с целью выделения основных тезисов, поиск и выделение необходимой информации.


Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и соучениками, определение способов взаимодействия.

Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, духовности, любви и уважения к Отечеству, его сынам, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа.



Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Анализ информации, знание исторических фактов, работа с фактами, анализ исторических событий.

Овладение умениями изучения и систематизации информации из исторических источников, проведения поиска необходимой информации.


2. Обсуждение результатов групповой работы

Выступление 1 группы. Слайд 7

Выступление 2 группы. Слайд 8. Демонстрация видеоролика о Москве. Слайд 9

Выступление 3 группы.

Слайд 10

Выступление 4 группы.

Слайд 11

Итак, ребята, мы с Вами узнали много нового о нашей стране: государственных символах России, территории и народах РФ, столице нашего государства – Москве, исторических знаменательных событиях.

Озвучивают полученные результаты, выслушивают выступления других групп, знакомятся с видео-материалами, записывают в персональной карте учащегося.

Учащиеся вместе с учителем подводят итоги групповой работы.

Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной перед группой задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


  1. Самостоятельное применение знаний

1.Интеллектуальная игра «Россия-наша Родина»

На слайдах отражены вопросы, на которые учащимся необходимо ответить. Слайды 12-24 Слайд 25 Демонстрация видеоролика о церемонии подписания договора о присоединении Крыма к России.

Учащиеся отвечают на вопросы игры.

Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи.

Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего народа, толерантность.

Организация учебной деятельности, овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией.

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своей страны.

2. Построение синквейна

Учитель дает задание построить синквейн и называет слово из первой строки: Россия. Слайд 26

Учащиеся составляют синквейн и выборочно озвучивают свои результаты.

Личностные: оценивание усваиваемого материала (исходя из социальных и личностных ценностей)

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции.

  1. Рефлексия


-Ребята, какую проблему мы с Вами выделили в начале урока?

-Как Вы думаете, мы с Вами решили эту проблему в течение урока?

-Давайте попробуем перечислить основные исторические события и достижения России, которыми мы особенно гордимся.

- Оцените свою работу.

- Если вы считаете, что хорошо поработали, справились со своими заданиями, то возьмите красный цвет.

- Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то возьмите желтый.

- Оцените работу своей группы.

- Если вы считаете, что Ваша группа хорошо поработала, справилась со своими заданиями, то возьмите красный цвет.

- Если группа поработала недостаточно хорошо, то возьмите желтый.

-Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике. Сегодня Вы хорошо поработали.

Учащиеся озвучивают проблему урока.


Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока.







Используя разноцветные карточки, оценивают свою работу.









Используя разноцветные карточки, оценивают работу своей группы.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: оценка действий партнеров.


Оценивание собственной роли в учебном процессе

Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата.

Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и историей Русского государства

  1. Домашнее задание


Домашнее задание: § 1.

-Напишите эссе по теме: «Россия – для меня это…»

- Спасибо за урок, до свидания. Слайд 27

Учащиеся записывают домашнее задание.

Личностные: личностное самоопределение





МОУ «СОШ №1 г. БАЛАБАНОВО»

А.А. Гранкова, УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОРКСЭ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!