Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Результаты |
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные |
Организационно-мотивационный этап урока |
1.Организационный момент | Приветствует учащихся, проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места. - Здравствуйте, ребята! - Я очень рада видеть Вас! И я надеюсь, что мы с Вами сегодня хорошо поработаем и проявим свои знания! - При помощи сигнальных карточек покажите мне своё настроение (красный цвет – отличное, желтый – хорошее, синий – плохое) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Используя разноцветные карточки, показывают свое настроение. | Регулятивные: умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности» | Соблюдение моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников на уроке, проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности. | Организация учебной деятельности | |
2. Подготовка учащихся к восприятию материала | - Ребята, давайте начнем сегодня наш урок с просмотра видеофильма. Внимание на экран! Слайд 1 Учитель загружает видеоклип о России, сопровождающийся Гимном РФ. Вы просмотрели видеоролик. - Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? Что Вы знаете о стране, в которой мы живём? Любите ли Вы ее? Слайд 2 - Посмотрите слова на слайде. Знаете ли Вы, что означают слова «Родина» и «патриотизм»? -Какие у Вас будут предположения? -А теперь посмотрите, как эти слова объясняются в словаре. Слайд 3 Родина – синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился. Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли? – Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Патриотизм - любовь к своей стране, гордость ее достижениями и культурой, стремление защищать интересы Родины и своего народа. | Учащиеся смотрят видеоматериал. Учащиеся высказывают свои предположения (Россия, Родина). Учащиеся выражают свое мнение, называют события в истории нашей страны, которыми они особо гордятся. Учащиеся дают определение словам «Родина», «патриотизм», сравнивают с определениями, указанными на слайде. Записывают определения в персональной карте ученика. | | Выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация и интерес к учению | | Владение исторической терминологией,ключевыми понятиями |
3. Определение темы урока | Мы с Вами дали определение слову Родина. Исходя из этого, давайте ответим на вопрос: «Чем для Вас является наша страна, Россия?». Ответ на данный вопрос будет темой нашего сегодняшнего урока. Правильно: «Россия – наша Родина». Слайд 4 Запишите тему урока в персональной карте ученика. | Учащиеся высказывают свои ответы на вопрос, чем для них является Россия. На основе высказанных мнений учащиеся вместе с учителем называют тему урока: «Россия – наша Родина» и записывают ее в персональной карте ученика. | Регулятивные: умение определять тему урока, выдвигать версии. | Умение давать ответы на вопросы. | | Самостоятельное и групповое выделение и формулирование темы урока |
Постановка проблемы и актуализация знаний. |
1.Формулирование проблемы урока. | Ребята, для того, чтобы больше узнать о нашей стране, нам необходимо выделить основную проблему урока. Как вы думаете, в чем она заключается? Слайд 5 -Это главный вопрос нашего урока. Это проблема нашего урока. Что же нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? | Учащиеся высказывают свои предположения, затем вместе с учителем формулируют основную проблему урока: недостаток знаний об основных достижениях нашей страны и ее истории. Учащиеся предлагают способы решения проблемы (узнать, как можно больше об основных исторических победах нашей страны, великих людях, прославивших Россию, основных достижениях) | Регулятивные: Определять проблему в учебной и жизненно-практической деятельности Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем | | | Самостоятельное и групповое выделение и формулирование проблемы урока |
2.Формулирование цели и задач урока | Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и ромашковые поля. Это место, где мы родились и выросли. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! И маленькая деревушка в одну улицу. Деревушка с красивым необычным названием. Родина – это и наши предки, наши мамы и папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. -Какую мы поставим цель и задачи нашего урока? Сформулируйте их. -Давайте вспомним, что мы уже знаем о России и знаменитых людях, прославивших нашу страну. Действительно, Россия – огромная страна, по площади она занимает первое место в мире. Слайд 6 | Ученики формулируют цель и задачи урока. Учащиеся высказывают свои версии (Россия – самая большая страна в мире, перечисляют основные выигранные воины, называют имена Пушкина, Циолковского, Кутузова и др.) | Регулятивные: умения определять цель и задачи в учебной деятельности, выдвигать версии. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учебной и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Умение характеризовать важные факты истории и анализировать их, самостоятельное и групповое выделение и формулирование цели и задач урока |
Поиск решения |
1.Самостоятельная работа в группах | Учитель выдает каждой группе папку, в которой находятся материалы: 1 группа (Государственные символы РФ), 2 группа (Москва – столица нашей Родины), 3 группа (знаменательные даты России), 4 группа (Российская Федерация) с поставленными задачами, на которые учащиеся должны найти ответы, прочитав текст; словарь. -Ребята, каждая группа получила свое задание по теме. Вам необходимо ознакомиться с поставленными задачами и найти ответы на вопросы. | Самостоятельно выполняют задания по группам. Определяют последовательность своих действий. Работают с текстом, делают выводы. | Личностные: осознание себя с историей страны, ее духовностью Познавательные: анализ текста с целью выделения основных тезисов, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и соучениками, определение способов взаимодействия. | Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, духовности, любви и уважения к Отечеству, его сынам, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее народа. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), представлять результаты своей деятельности в различных формах. | Анализ информации, знание исторических фактов, работа с фактами, анализ исторических событий. Овладение умениями изучения и систематизации информации из исторических источников, проведения поиска необходимой информации. |
2. Обсуждение результатов групповой работы | Выступление 1 группы. Слайд 7 Выступление 2 группы. Слайд 8. Демонстрация видеоролика о Москве. Слайд 9 Выступление 3 группы. Слайд 10 Выступление 4 группы. Слайд 11 Итак, ребята, мы с Вами узнали много нового о нашей стране: государственных символах России, территории и народах РФ, столице нашего государства – Москве, исторических знаменательных событиях. | Озвучивают полученные результаты, выслушивают выступления других групп, знакомятся с видео-материалами, записывают в персональной карте учащегося. Учащиеся вместе с учителем подводят итоги групповой работы. | Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной перед группой задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | |
Самостоятельное применение знаний |
1.Интеллектуальная игра «Россия-наша Родина» | На слайдах отражены вопросы, на которые учащимся необходимо ответить. Слайды 12-24 Слайд 25 Демонстрация видеоролика о церемонии подписания договора о присоединении Крыма к России. | Учащиеся отвечают на вопросы игры. | Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи. | Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего народа, толерантность. | Организация учебной деятельности, овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией. | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории своей страны. |
2. Построение синквейна | Учитель дает задание построить синквейн и называет слово из первой строки: Россия. Слайд 26 | Учащиеся составляют синквейн и выборочно озвучивают свои результаты. | Личностные: оценивание усваиваемого материала (исходя из социальных и личностных ценностей) | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции. |
Рефлексия |
| -Ребята, какую проблему мы с Вами выделили в начале урока? -Как Вы думаете, мы с Вами решили эту проблему в течение урока? -Давайте попробуем перечислить основные исторические события и достижения России, которыми мы особенно гордимся. - Оцените свою работу. - Если вы считаете, что хорошо поработали, справились со своими заданиями, то возьмите красный цвет. - Если поработали недостаточно хорошо и считаете, что вам еще нужно поработать над этой темой, то возьмите желтый. - Оцените работу своей группы. - Если вы считаете, что Ваша группа хорошо поработала, справилась со своими заданиями, то возьмите красный цвет. - Если группа поработала недостаточно хорошо, то возьмите желтый. -Молодцы, на уроке Вы узнали и открыли много новых знаний, научились применять их на практике. Сегодня Вы хорошо поработали. | Учащиеся озвучивают проблему урока. Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от урока. Используя разноцветные карточки, оценивают свою работу. Используя разноцветные карточки, оценивают работу своей группы. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: оценка действий партнеров. | Оценивание собственной роли в учебном процессе | Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. | Готовность применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и историей Русского государства |
Домашнее задание |
| Домашнее задание: § 1. -Напишите эссе по теме: «Россия – для меня это…» - Спасибо за урок, до свидания. Слайд 27 | Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные: личностное самоопределение | | | |