СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник под редакций Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.»

История России. 9 класс Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. Михайлова Надежда Михайловна

История России. 9 класс

Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.

Михайлова Надежда Михайловна

План урока Мир к началу XX в. Территория и население РИ. Особенности российской модернизации. Политический строй. Социальная структура. Образ жизни. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

План урока

  • Мир к началу XX в.
  • Территория и население РИ.
  • Особенности российской модернизации.
  • Политический строй.
  • Социальная структура.
  • Образ жизни.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Мир к началу XX в. 1. Становление буржуазного общества в Европе. Буржуазия стала не только экономической, но и серьезной политической силой. 2. Основным направлением политического развития стал реформизм – убежденность в том, что перемен можно добиться не революционным путем, а с помощью реформ. 3. Политическая борьба партий и социальных групп велась в стенах парламентов. 4. Образование демократических движений и организаций. Усиление влияния профсоюзов. Париж Нью-Йорк Париж Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Мир к началу XX в.

1. Становление буржуазного общества в Европе. Буржуазия стала не только экономической, но и серьезной политической силой.

2. Основным направлением политического развития стал реформизм – убежденность в том, что перемен можно добиться не революционным путем, а с помощью реформ.

3. Политическая борьба партий и социальных групп велась в стенах парламентов.

4. Образование демократических движений и организаций. Усиление влияния профсоюзов.

Париж

Нью-Йорк

Париж

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работаем с таблицей Научные открытия Научная область Год открытия Фамилия учёного Содержание и значение открытия Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работаем с таблицей

Научные открытия

Научная область

Год открытия

Фамилия учёного

Содержание и значение открытия

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Мир к началу XX в. 5. Продолжение научной революции . 1889 год - Доказательство существования электромагнитных волн Г. Герцем. 1895 год - открытие электромагнитного излучения В. Рентгеном (изучение природы излучения привело к открытию электрона Дж. Дж. Томпсоном). 1896 год – открытие эффекта радиоактивности А. Беккерелем . 1911 год – Э. Резерфорд построил планетарную модель атома.  Начало разработки теории относительности А. Эйнштейном Вильгельм Конрад Рентген Альберт  Эйнштейн Эрнест Резерфорд Антуан Анри Беккерель Генрих Герц Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Мир к началу XX в.

5. Продолжение научной революции .

1889 год - Доказательство существования электромагнитных волн Г. Герцем.

1895 год - открытие электромагнитного излучения В. Рентгеном (изучение природы излучения привело к открытию электрона Дж. Дж. Томпсоном).

1896 год – открытие эффекта радиоактивности А. Беккерелем .

1911 год – Э. Резерфорд построил планетарную модель атома.

Начало разработки теории относительности А. Эйнштейном

Вильгельм Конрад Рентген

Альберт

Эйнштейн

Эрнест Резерфорд

Антуан Анри Беккерель

Генрих Герц

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Столетов Александр Григорьевич Работал в области магнетизма и электричества, открыл явление фотоэффекта. Физика Яблочков Павел Николаевич Изобрел электрическую свечу и создал систему электрического освещения, известную во всем мире как «Русский свет» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Столетов

Александр Григорьевич

Работал в области

магнетизма и электричества, открыл явление фотоэффекта.

Физика

Яблочков

Павел Николаевич

Изобрел электрическую свечу и создал

систему электрического освещения,

известную во всем мире как «Русский свет»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Попов Александр Степанович Изобретатель первого в мире радиопередатчика 1895 год Физика  Циолковский Константин Эдуардович Обосновал возможность космических полетов и спроектировал ракетный двигатель. Макет межпланетного корабля Циолковского Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Попов Александр Степанович

Изобретатель первого в мире радиопередатчика 1895 год

Физика

Циолковский Константин Эдуардович

Обосновал возможность космических полетов и спроектировал ракетный двигатель.

Макет межпланетного корабля Циолковского

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Менделеев Дмитрий Иванович Открыл периодический закон химических элементов Химия Бутлеров Александр Михайлович Создал теорию химического строения в органической химии Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Менделеев

Дмитрий Иванович

Открыл периодический закон химических элементов

Химия

Бутлеров

Александр Михайлович

Создал теорию химического

строения в органической химии

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Биология Тимирязев Климент Аркадьевич Создатель теории фотосинтеза Иван Петрович Павлов создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Биология

Тимирязев

Климент Аркадьевич

Создатель теории фотосинтеза

Иван Петрович Павлов

создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Биология Илья Ильич Мечников За разработку теории иммунитета получил Нобелевскую премию, занимался микробиологией и сравнительной патологией. Иван Михайлович Сеченов Автор научных трудов «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Биология

Илья Ильич Мечников

За разработку теории иммунитета

получил Нобелевскую премию,

занимался микробиологией и сравнительной патологией.

Иван Михайлович Сеченов

Автор научных трудов «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Чебышев Пафнутий Львович Работал в области теории чисел, многочленов, теории вероятности. Вывел закон больших чисел. Математика Софья Васильевна Ковалевская Первая женщина математик с высшим образованием, член-корреспондент Петербуржской АН, была награждена за свои работы премиями Шведской и Парижской академии наук. Стопоходящая машина Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Чебышев

Пафнутий Львович

Работал в области теории чисел, многочленов,

теории вероятности.

Вывел закон

больших чисел.

Математика

Софья Васильевна

Ковалевская

Первая женщина математик с высшим образованием, член-корреспондент Петербуржской АН, была награждена за свои работы премиями Шведской и Парижской академии наук.

Стопоходящая машина

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Миклухо – Маклай Николай Николаевич География Совершил плавание в Новую Гвинею. Семенов Тян-Шанский Петр Петрович Руководитель Географического общества, исследовал район Тянь-Шаня Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Миклухо – Маклай Николай Николаевич

География

Совершил плавание

в Новую Гвинею.

Семенов

Тян-Шанский

Петр Петрович

Руководитель Географического

общества, исследовал район Тянь-Шаня

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века География Пржевальский Николай Михайлович после экспедиции в Уссурийский край (1867—1868) осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (1870—1885), побывав в Тибете, Монголии, Китае. Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

География

Пржевальский Николай Михайлович

после экспедиции в Уссурийский край (1867—1868) осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (1870—1885), побывав в Тибете, Монголии, Китае.

Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века История Соловьев Сергей Михайлович «История России с древнейших времён» Ключевский Василий Осипович «Курс русской истории» Васильевский Василий Григорьевич Изучал историю Византии Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

История

Соловьев Сергей Михайлович

«История России с древнейших времён»

Ключевский

Василий Осипович

«Курс русской истории»

Васильевский

Василий Григорьевич

Изучал историю Византии

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века Даль Владимир Иванович учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», полного собрания «Пословиц русского народа» Языкознание Шахматов Алексей Александрович известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Русские ученые XIX – начала XX века

Даль

Владимир Иванович

учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», полного собрания

«Пословиц русского народа»

Языкознание

Шахматов Алексей Александрович

известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения

русского языка, древнерусского летописания и литературы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Рубеж XIX – XX вв. – новый демографический скачок . Увеличение численности населения Земли с 1850 по 1900 гг. с 1,26 до 1,65 млрд. человек. Население Европы увеличилось с 300 до 450 млн. человек в период 1870-1914 гг. Рост безработицы вызывал усиление миграционных процессов (из Европы в другие регионы выехало 26 млн. человек). Франция Италия Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Рубеж XIX – XX вв. – новый демографический скачок .

Увеличение численности населения Земли с 1850 по 1900 гг. с 1,26 до 1,65 млрд. человек.

Население Европы увеличилось с 300 до 450 млн. человек в период 1870-1914 гг.

Рост безработицы вызывал усиление миграционных процессов

(из Европы в другие регионы выехало 26 млн. человек).

Франция

Италия

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Неравномерность развития экономики. Страны первого эшелона: США, Англия, Германия, Франция, Бельгия. Второй эшелон: Россия, Швеция, Италия, Япония, Австро-Венгрия, Канада. Страны догоняющего развития и третьего мира: Азия и Латинская Америка. 8. Нарастание противоречий между всеми группами стран. Противоречия порождали антагонизмы – Великобритания была менее восприимчива к новациям, чем Германия и т.д. 9. Подготовка к масштабной войне. Экономический потенциал и новые виды вооружений (пулемет, подлодка, химическое оружие, бронепоезда, колючая проволока и прочее) неминуемо вели к военному конфликту глобального масштаба. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Неравномерность развития экономики.

  • Страны первого эшелона: США, Англия, Германия, Франция, Бельгия.
  • Второй эшелон: Россия, Швеция, Италия, Япония, Австро-Венгрия, Канада.
  • Страны догоняющего развития и третьего мира: Азия и Латинская Америка.

8. Нарастание противоречий между всеми группами стран. Противоречия порождали антагонизмы – Великобритания была менее восприимчива к новациям, чем Германия и т.д.

9. Подготовка к масштабной войне. Экономический потенциал и новые виды вооружений (пулемет, подлодка, химическое оружие, бронепоезда, колючая проволока и прочее) неминуемо вели к военному конфликту глобального масштаба.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи 1. Территория Российской империи - 22,2 млн. кв. км. – второе место в мире, уступая лишь Великобритании с ее колониями. 2. Площадь Европейской части 1/3, а Азиатской (Закавказье, Сибирь и Средняя Азия) - 2/3 (82% населения проживало в европейской части страны). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи

1. Территория Российской империи - 22,2 млн. кв. км. – второе место в мире, уступая лишь Великобритании с ее колониями.

2. Площадь Европейской части 1/3, а Азиатской (Закавказье, Сибирь и Средняя Азия) - 2/3 (82% населения проживало в европейской части страны).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи 3. 1897 год – первая всеобщая перепись населения (125,6 млн. человек и 2,6 млн. в Великом княжестве Финляндском). - 13,4 % проживали в городах Низкая плотность населения (на одну версту приходилось 6,7 человека). Цветные снимки были сделаны в период между 1909 и 1912 годами фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944). 4. 1914 год - 165,7 млн. человек. - Самая высокая в мире рождаемость – на 10 тыс. человек населения число рождаемых составляло 486 детей ( в Европе от 206 до 370 детей). В возрасте до 1 года умирало 25% детей . 5. Высокие темпы урбанизации – к 1914 году процент городских жителей увеличился от 9,2 % до 14,3 % от общего числа населения (28,5 млн. человек). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи

3. 1897 год – первая всеобщая перепись населения (125,6 млн. человек и 2,6 млн. в Великом княжестве Финляндском).

- 13,4 % проживали в городах

  • Низкая плотность населения

(на одну версту приходилось 6,7 человека).

Цветные снимки были сделаны в период между 1909 и 1912 годами фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944).

4. 1914 год - 165,7 млн. человек.

- Самая высокая в мире рождаемость – на 10 тыс. человек населения число рождаемых составляло 486 детей ( в Европе от 206 до 370 детей). В возрасте до 1 года умирало 25% детей .

5. Высокие темпы урбанизации – к 1914 году процент городских жителей увеличился от 9,2 % до 14,3 % от общего числа населения (28,5 млн. человек).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи Пятигорск 6. Переселенческая политика. Увеличение численности Новороссии, Северного Кавказа, Сибири и Бессарабии (прирост от 250 до 700%). Сокращение доли европейского населения России с 84% до 74%. Доля жителей Новороссии – 8,1%, Сибири – 7%, Средней Азии – 6%. Москва Тифлис Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи

Пятигорск

6. Переселенческая политика.

Увеличение численности Новороссии, Северного Кавказа, Сибири и Бессарабии (прирост от 250 до 700%).

Сокращение доли европейского населения России с 84% до 74%. Доля жителей Новороссии – 8,1%, Сибири – 7%, Средней Азии – 6%.

Москва

Тифлис

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи 7. Многонациональный состав империи (140 народов). В России проживали также казахи (3%), финны (2,1%), татары (1,7 %), немцы (1,4 %), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%), латыши (1,1%), башкиры (1%) и прочие народы. Жители России говорили на 146 различных языках и наречиях . Млн. чел. Русские % 55,7 Украинцы 22,4 Поляки 44,3 Белорусы 7,9 17,8 5,9 6,3 Евреи 4,7 5,1 Всего 97,0 4,2 77,3 Основные народы Киргизы-кочевники в Голодной степи Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи

7. Многонациональный состав империи (140 народов).

В России проживали также казахи (3%), финны (2,1%), татары (1,7 %), немцы (1,4 %), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%), латыши (1,1%), башкиры (1%) и прочие народы. Жители России говорили на 146 различных языках и наречиях .

Млн. чел.

Русские

%

55,7

Украинцы

22,4

Поляки

44,3

Белорусы

7,9

17,8

5,9

6,3

Евреи

4,7

5,1

Всего

97,0

4,2

77,3

Основные народы

Киргизы-кочевники в Голодной степи

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи 8. Россия - поликонфессиональная страна Протестантов 2,84 % Раскольников 1,75% Православных 69,35% Католиков 9,13 % Буддизм, шаманизм, конфуцианство и т. п. Иудеев 4,15% Мусульман 11,70 % По сведениям переписи населения 1897 года Господствующей религией было православие , поддерживаемое государством. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Территория и население Российской империи

8. Россия - поликонфессиональная страна

Протестантов

2,84 %

Раскольников

1,75%

Православных

69,35%

Католиков

9,13 %

Буддизм, шаманизм, конфуцианство

и т. п.

Иудеев

4,15%

Мусульман

11,70 %

По сведениям переписи населения

1897 года

Господствующей религией было православие , поддерживаемое государством.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Структура Русской православной церкви Император Святейший Синод 12 иерархов Обер-прокурор Старший священник армии и флота Главы епархий: митрополиты и епископы Духовник императорской семьи Монастыри Церкви придворного ведомства Благочинный округ Церкви военного ведомства  Отказ от православия был запрещён законом, а несоблюдение в церквах порядка и тишины каралось штрафом или арестом на срок от трёх до семи дней Приходы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Структура Русской православной церкви

Император

Святейший Синод

12 иерархов

Обер-прокурор

Старший священник армии

и флота

Главы епархий: митрополиты

и епископы

Духовник императорской семьи

Монастыри

Церкви придворного ведомства

Благочинный округ

Церкви военного ведомства

Отказ от православия был запрещён законом, а несоблюдение в церквах порядка и тишины каралось штрафом или арестом на срок от трёх до семи дней

Приходы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Особенности российской модернизации Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Основа его лежит в экономике, но он охватывает все стороны жизни Россия относительно поздно вступила на путь модернизации Инициатива и контроль государства Огромное напряжение всех сил общества  Охват отраслей экономики, прямо влияющих на военное и политическое могущество  Влияние политических и социальных отношений на затруднение процесса модернизации Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Особенности российской модернизации

Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Основа его лежит в экономике, но он охватывает все стороны жизни

Россия относительно поздно вступила на путь модернизации

Инициатива и контроль государства

Огромное напряжение всех сил общества

Охват отраслей экономики,

прямо влияющих на военное и политическое могущество

Влияние политических и социальных отношений

на затруднение процесса модернизации

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Политический строй. Государственные символы 1. Россия – самодержавная монархия . Высшая законодательная и исполнительная власть принадлежала императору. 2. Государственный совет – законосовещательный орган при царе. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства». 3. Комитет министров из 11 министерств – исполнительный орган империи, подотчетный императору Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Политический строй. Государственные символы

1. Россия – самодержавная монархия . Высшая законодательная и исполнительная власть принадлежала императору.

2. Государственный совет – законосовещательный орган при царе. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства».

3. Комитет министров из 11 министерств – исполнительный орган империи, подотчетный императору

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Политический строй. Государственные символы Российская империя – самодержавная монархия Император Сенат Синод Собственная ЕИВ канцеляри я Кабинет министров Государственный Совет Министерства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Политический строй. Государственные символы

Российская империя – самодержавная монархия

Император

Сенат

Синод

Собственная ЕИВ канцеляри я

Кабинет министров

Государственный Совет

Министерства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Император был главой Русской православной церкви (управление осуществлялось через Синод ). 5. Сенат – высшее государственное учреждение. Сенат которое обнародовал законы и следил за законностью деятельности чиновников. 6. Символы:  Герб - Двуглавый орел Флаг - Триколор Гимн - «Боже Царя храни». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Император был главой Русской православной церкви (управление осуществлялось через Синод ).

5. Сенат – высшее государственное учреждение. Сенат которое обнародовал законы и следил за законностью деятельности чиновников.

6. Символы:

Герб - Двуглавый орел

Флаг - Триколор

Гимн - «Боже Царя храни».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура « По различию прав состояния» (Свод законов) Разряды населения Формировались Дворянство Духовенство Интеллигенция Потомственное Черное Личное Белое Буржуазия Сельские обыватели Городские обыватели Пролетариат Потомственные почетные граждане Купцы Крестьяне Казаки Мещане Ремесленники Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

« По различию

прав состояния»

(Свод законов)

Разряды населения

Формировались

Дворянство

Духовенство

Интеллигенция

Потомственное

Черное

Личное

Белое

Буржуазия

Сельские обыватели

Городские обыватели

Пролетариат

Потомственные

почетные граждане

Купцы

Крестьяне

Казаки

Мещане

Ремесленники

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура 1. Население империи делилось на сословия. 2. Буржуазия. Незначительное увеличение численности ( 1900 год – 25 тыс., 1910 год – 30 тыс.) - Не имела прочной опоры в обществе. В буржуазии отсутствовали средние слои населения и мелкие собственники - Отсутствие политических прав Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

1. Население империи делилось на сословия.

2. Буржуазия.

Незначительное увеличение численности ( 1900 год – 25 тыс., 1910 год – 30 тыс.)

- Не имела прочной опоры в обществе. В буржуазии отсутствовали средние слои населения и мелкие собственники

- Отсутствие политических прав

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура - Занятие благотворительностью и меценатством: Текстильный фабрикант П.М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи вместе со зданием. Фабрикант С.Т. Морозов был одним из учредителей Московского художественного театра. Портрет Третьякова кисти И.Е. Репина Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

- Занятие благотворительностью и меценатством:

Текстильный фабрикант П.М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи вместе со зданием.

Фабрикант С.Т. Морозов был одним из учредителей Московского художественного театра.

Портрет Третьякова кисти И.Е. Репина

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура Кустари Рабочие в начале XX века 3. Российский пролетариат формировался из крестьянства, до конца не потерявшего связь с землей. - К 1913 году лишь половина рабочих окончательно порвала связь с деревней. Число наемных рабочих задействованных на ж/д транспорте составляло 1,5 млн. человек, в строительстве - 1 млн., около 2 млн. - на разных работах, 3,5 млн. - в сельском хозяйстве.  По закону 1897 года рабочий день составлял 11,5 часов . Штрафы за провинности составляли 30% от заработной платы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

Кустари

Рабочие в начале XX века

3. Российский пролетариат формировался из крестьянства, до конца не потерявшего связь с землей.

- К 1913 году лишь половина рабочих окончательно порвала связь с деревней.

  • Число наемных рабочих задействованных на ж/д транспорте составляло 1,5 млн. человек, в строительстве - 1 млн., около 2 млн. - на разных работах, 3,5 млн. - в сельском хозяйстве.
  • По закону 1897 года рабочий день составлял 11,5 часов . Штрафы за провинности составляли 30% от заработной платы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура - Пролетариат численностью 13 млн. человек не имел гражданских прав. - Среди индустриальных рабочих отмечался высокий уровень грамотности , что вело к росту политической активности. - Защита собственных прав рабочими приравнивалась к уголовному преступлению. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

- Пролетариат численностью 13 млн. человек не имел гражданских прав.

- Среди индустриальных рабочих отмечался высокий уровень грамотности , что вело к росту политической активности.

- Защита собственных прав рабочими приравнивалась к уголовному преступлению.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура 4. Дворянство являлось высшей социальной группой. В руках 30 тыс. богатейших помещиков сосредоточилось чудовищное количество земли – 70 млн. десятин . Только 3% имений перешли на капиталистический уклад хозяйства к 1905 году - Большинство помещиков не смогли приспособиться к новым условиям Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

4. Дворянство являлось высшей социальной группой.

  • В руках 30 тыс. богатейших помещиков сосредоточилось чудовищное количество земли – 70 млн. десятин .
  • Только 3% имений перешли на капиталистический уклад хозяйства к 1905 году

- Большинство помещиков не смогли приспособиться к новым условиям

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура 5. Зажиточные крестьяне. К 1905 году им принадлежало 2,2 млн . хозяйств и почти половина всей надельной земли. - Средний размер надела составлял 29 десятин , что позволяло получить прибыль для расширения производства. - Эти крестьяне арендовали землю у помещиков и широко применяли труд сезонных наемных рабочих – батраков. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

5. Зажиточные крестьяне.

К 1905 году им принадлежало 2,2 млн . хозяйств и почти половина всей надельной земли.

- Средний размер надела составлял 29 десятин , что позволяло получить прибыль для расширения производства.

- Эти крестьяне арендовали землю у помещиков и широко применяли труд сезонных наемных рабочих – батраков.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура 6. Середняки - промежуточный слой крестьянства между зажиточными и бедняками. Им принадлежало около трети дворов с наделами 8-15 десятин, который позволял прокормиться с земли, но не давал возможностей для расширения хозяйства. 7. Бедняки продавали всего 15% собранного хлеба, остальные 85% шли на собственное потребление. Периодические неурожаи вызывали голод и эпидемии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

6. Середняки - промежуточный слой крестьянства между зажиточными и бедняками. Им принадлежало около трети дворов с наделами 8-15 десятин, который позволял прокормиться с земли, но не давал возможностей для расширения хозяйства.

7. Бедняки продавали всего 15% собранного хлеба, остальные 85% шли на собственное потребление. Периодические неурожаи вызывали голод и эпидемии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура 8. К 1917 году число интеллигенции в России составляло 1,5 млн. человек -ученые, врачи, преподаватели, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и т.д.). Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Социальная структура

8. К 1917 году число интеллигенции в России составляло 1,5 млн. человек -ученые, врачи, преподаватели, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и т.д.).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Образ жизни 1/3 населения проживала в крупных городах. В Петербурге - 2 млн. человек , в Москве – 1,7 млн. человек . Изменение образа жизни городского населения. Появление в городах многоэтажных построек, лифта, водопровода, телефона и т.д. На улицах появились трамваи и автомобили.  Улучшался быт рабочих, чему способствовали повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Квалифицированные рабочие имели сравнительно высокий заработок — 20—25 руб. в месяц, но большая его часть уходила на оплату жилья и питание. Рабочие снимали «углы» или комнаты в «койко- каморочных» квартирах, хотя сохранялись и так называемые рабочие казармы. Непременной частью меню рабочих были каша или кулеш на сале, щи. Мясо они могли себе позволить два-три раза в неделю. 2. 80% населения по-прежнему проживало с сельской местности, придерживаясь традиционного уклада жизни. Многие народы РИ практически не были затронуты влиянием цивилизации. 3. Низкий уровень грамотности. В 1897 году – 21,2% грамотного населения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Образ жизни

  • 1/3 населения проживала в крупных городах.

В Петербурге - 2 млн. человек , в Москве – 1,7 млн. человек . Изменение образа жизни городского населения.

Появление в городах многоэтажных построек, лифта, водопровода, телефона и т.д. На улицах появились трамваи и автомобили.

Улучшался быт рабочих, чему способствовали повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Квалифицированные рабочие имели сравнительно высокий заработок — 20—25 руб. в месяц, но большая его часть уходила на оплату жилья и питание. Рабочие снимали «углы» или комнаты в «койко- каморочных» квартирах, хотя сохранялись и так называемые рабочие казармы. Непременной частью меню рабочих были каша или кулеш на сале, щи. Мясо они могли себе позволить два-три раза в неделю.

2. 80% населения по-прежнему проживало с сельской местности, придерживаясь традиционного уклада жизни.

Многие народы РИ практически не были затронуты влиянием цивилизации.

3. Низкий уровень грамотности. В 1897 году – 21,2% грамотного населения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 26 ИР Выучить новые понятия. Письменно. Заполнить таблицу «Научные открытия». Индивидуальные сообщения: Сергей Михайлович Прокудин-Горский, Александр Александрович Алехин https://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/mir-v-nachale-xx-veka Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 26 ИР

Выучить новые понятия.

Письменно.

Заполнить таблицу «Научные открытия».

Индивидуальные сообщения:

Сергей Михайлович Прокудин-Горский,

Александр Александрович Алехин

https://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/mir-v-nachale-xx-veka

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы Урок подготовлен по УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2019. В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/ Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Используемые материалы

  • Урок подготовлен по УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2019.
  • В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!