История России. 9 класс
Россия и мир на рубеже XIX-XX вв.
Михайлова Надежда Михайловна
План урока
- Мир к началу XX в.
- Территория и население РИ.
- Особенности российской модернизации.
- Политический строй.
- Социальная структура.
- Образ жизни.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Мир к началу XX в.
1. Становление буржуазного общества в Европе. Буржуазия стала не только экономической, но и серьезной политической силой.
2. Основным направлением политического развития стал реформизм – убежденность в том, что перемен можно добиться не революционным путем, а с помощью реформ.
3. Политическая борьба партий и социальных групп велась в стенах парламентов.
4. Образование демократических движений и организаций. Усиление влияния профсоюзов.
Париж
Нью-Йорк
Париж
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Работаем с таблицей
Научные открытия
Научная область
Год открытия
Фамилия учёного
Содержание и значение открытия
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1. Мир к началу XX в.
5. Продолжение научной революции .
1889 год - Доказательство существования электромагнитных волн Г. Герцем.
1895 год - открытие электромагнитного излучения В. Рентгеном (изучение природы излучения привело к открытию электрона Дж. Дж. Томпсоном).
1896 год – открытие эффекта радиоактивности А. Беккерелем .
1911 год – Э. Резерфорд построил планетарную модель атома.
Начало разработки теории относительности А. Эйнштейном
Вильгельм Конрад Рентген
Альберт
Эйнштейн
Эрнест Резерфорд
Антуан Анри Беккерель
Генрих Герц
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Столетов
Александр Григорьевич
Работал в области
магнетизма и электричества, открыл явление фотоэффекта.
Физика
Яблочков
Павел Николаевич
Изобрел электрическую свечу и создал
систему электрического освещения,
известную во всем мире как «Русский свет»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Попов Александр Степанович
Изобретатель первого в мире радиопередатчика 1895 год
Физика
Циолковский Константин Эдуардович
Обосновал возможность космических полетов и спроектировал ракетный двигатель.
Макет межпланетного корабля Циолковского
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Менделеев
Дмитрий Иванович
Открыл периодический закон химических элементов
Химия
Бутлеров
Александр Михайлович
Создал теорию химического
строения в органической химии
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Биология
Тимирязев
Климент Аркадьевич
Создатель теории фотосинтеза
Иван Петрович Павлов
создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Биология
Илья Ильич Мечников
За разработку теории иммунитета
получил Нобелевскую премию,
занимался микробиологией и сравнительной патологией.
Иван Михайлович Сеченов
Автор научных трудов «Рефлексы головного мозга», «Физиология нервной системы»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Чебышев
Пафнутий Львович
Работал в области теории чисел, многочленов,
теории вероятности.
Вывел закон
больших чисел.
Математика
Софья Васильевна
Ковалевская
Первая женщина математик с высшим образованием, член-корреспондент Петербуржской АН, была награждена за свои работы премиями Шведской и Парижской академии наук.
Стопоходящая машина
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Миклухо – Маклай Николай Николаевич
География
Совершил плавание
в Новую Гвинею.
Семенов
Тян-Шанский
Петр Петрович
Руководитель Географического
общества, исследовал район Тянь-Шаня
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
География
Пржевальский Николай Михайлович
после экспедиции в Уссурийский край (1867—1868) осуществил четыре экспедиции в Центральную Азию (1870—1885), побывав в Тибете, Монголии, Китае.
Он открыл много неизвестных ранее горных хребтов, рек и озер, впервые описал неизвестные породы животных (тибетский медведь, лошадь Пржевальского и т. д.), собрал ценную коллекцию растений.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
История
Соловьев Сергей Михайлович
«История России с древнейших времён»
Ключевский
Василий Осипович
«Курс русской истории»
Васильевский
Василий Григорьевич
Изучал историю Византии
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Русские ученые XIX – начала XX века
Даль
Владимир Иванович
учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», полного собрания
«Пословиц русского народа»
Языкознание
Шахматов Алексей Александрович
известный русский филолог и историк, основоположник исторического изучения
русского языка, древнерусского летописания и литературы
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Рубеж XIX – XX вв. – новый демографический скачок .
Увеличение численности населения Земли с 1850 по 1900 гг. с 1,26 до 1,65 млрд. человек.
Население Европы увеличилось с 300 до 450 млн. человек в период 1870-1914 гг.
Рост безработицы вызывал усиление миграционных процессов
(из Европы в другие регионы выехало 26 млн. человек).
Франция
Италия
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7. Неравномерность развития экономики.
- Страны первого эшелона: США, Англия, Германия, Франция, Бельгия.
- Второй эшелон: Россия, Швеция, Италия, Япония, Австро-Венгрия, Канада.
- Страны догоняющего развития и третьего мира: Азия и Латинская Америка.
8. Нарастание противоречий между всеми группами стран. Противоречия порождали антагонизмы – Великобритания была менее восприимчива к новациям, чем Германия и т.д.
9. Подготовка к масштабной войне. Экономический потенциал и новые виды вооружений (пулемет, подлодка, химическое оружие, бронепоезда, колючая проволока и прочее) неминуемо вели к военному конфликту глобального масштаба.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Территория и население Российской империи
1. Территория Российской империи - 22,2 млн. кв. км. – второе место в мире, уступая лишь Великобритании с ее колониями.
2. Площадь Европейской части 1/3, а Азиатской (Закавказье, Сибирь и Средняя Азия) - 2/3 (82% населения проживало в европейской части страны).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Территория и население Российской империи
3. 1897 год – первая всеобщая перепись населения (125,6 млн. человек и 2,6 млн. в Великом княжестве Финляндском).
- 13,4 % проживали в городах
- Низкая плотность населения
(на одну версту приходилось 6,7 человека).
Цветные снимки были сделаны в период между 1909 и 1912 годами фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским (1863-1944).
4. 1914 год - 165,7 млн. человек.
- Самая высокая в мире рождаемость – на 10 тыс. человек населения число рождаемых составляло 486 детей ( в Европе от 206 до 370 детей). В возрасте до 1 года умирало 25% детей .
5. Высокие темпы урбанизации – к 1914 году процент городских жителей увеличился от 9,2 % до 14,3 % от общего числа населения (28,5 млн. человек).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Территория и население Российской империи
Пятигорск
6. Переселенческая политика.
Увеличение численности Новороссии, Северного Кавказа, Сибири и Бессарабии (прирост от 250 до 700%).
Сокращение доли европейского населения России с 84% до 74%. Доля жителей Новороссии – 8,1%, Сибири – 7%, Средней Азии – 6%.
Москва
Тифлис
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Территория и население Российской империи
7. Многонациональный состав империи (140 народов).
В России проживали также казахи (3%), финны (2,1%), татары (1,7 %), немцы (1,4 %), узбеки (1,3%), литовцы (1,3%), грузины (1,1%), латыши (1,1%), башкиры (1%) и прочие народы. Жители России говорили на 146 различных языках и наречиях .
Млн. чел.
Русские
%
55,7
Украинцы
22,4
Поляки
44,3
Белорусы
7,9
17,8
5,9
6,3
Евреи
4,7
5,1
Всего
97,0
4,2
77,3
Основные народы
Киргизы-кочевники в Голодной степи
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Территория и население Российской империи
8. Россия - поликонфессиональная страна
Протестантов
2,84 %
Раскольников
1,75%
Православных
69,35%
Католиков
9,13 %
Буддизм, шаманизм, конфуцианство
и т. п.
Иудеев
4,15%
Мусульман
11,70 %
По сведениям переписи населения
1897 года
Господствующей религией было православие , поддерживаемое государством.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Структура Русской православной церкви
Император
Святейший Синод
12 иерархов
Обер-прокурор
Старший священник армии
и флота
Главы епархий: митрополиты
и епископы
Духовник императорской семьи
Монастыри
Церкви придворного ведомства
Благочинный округ
Церкви военного ведомства
Отказ от православия был запрещён законом, а несоблюдение в церквах порядка и тишины каралось штрафом или арестом на срок от трёх до семи дней
Приходы
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Особенности российской модернизации
Модернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Основа его лежит в экономике, но он охватывает все стороны жизни
Россия относительно поздно вступила на путь модернизации
Инициатива и контроль государства
Огромное напряжение всех сил общества
Охват отраслей экономики,
прямо влияющих на военное и политическое могущество
Влияние политических и социальных отношений
на затруднение процесса модернизации
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Политический строй. Государственные символы
1. Россия – самодержавная монархия . Высшая законодательная и исполнительная власть принадлежала императору.
2. Государственный совет – законосовещательный орган при царе. Он имел право «подавать императору мнения по вопросам законодательства».
3. Комитет министров из 11 министерств – исполнительный орган империи, подотчетный императору
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Политический строй. Государственные символы
Российская империя – самодержавная монархия
Император
Сенат
Синод
Собственная ЕИВ канцеляри я
Кабинет министров
Государственный Совет
Министерства
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Император был главой Русской православной церкви (управление осуществлялось через Синод ).
5. Сенат – высшее государственное учреждение. Сенат которое обнародовал законы и следил за законностью деятельности чиновников.
6. Символы:
Герб - Двуглавый орел
Флаг - Триколор
Гимн - «Боже Царя храни».
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
« По различию
прав состояния»
(Свод законов)
Разряды населения
Формировались
Дворянство
Духовенство
Интеллигенция
Потомственное
Черное
Личное
Белое
Буржуазия
Сельские обыватели
Городские обыватели
Пролетариат
Потомственные
почетные граждане
Купцы
Крестьяне
Казаки
Мещане
Ремесленники
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
1. Население империи делилось на сословия.
2. Буржуазия.
Незначительное увеличение численности ( 1900 год – 25 тыс., 1910 год – 30 тыс.)
- Не имела прочной опоры в обществе. В буржуазии отсутствовали средние слои населения и мелкие собственники
- Отсутствие политических прав
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
- Занятие благотворительностью и меценатством:
Текстильный фабрикант П.М. Третьяков передал в дар Москве уникальную коллекцию русской национальной живописи вместе со зданием.
Фабрикант С.Т. Морозов был одним из учредителей Московского художественного театра.
Портрет Третьякова кисти И.Е. Репина
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
Кустари
Рабочие в начале XX века
3. Российский пролетариат формировался из крестьянства, до конца не потерявшего связь с землей.
- К 1913 году лишь половина рабочих окончательно порвала связь с деревней.
- Число наемных рабочих задействованных на ж/д транспорте составляло 1,5 млн. человек, в строительстве - 1 млн., около 2 млн. - на разных работах, 3,5 млн. - в сельском хозяйстве.
- По закону 1897 года рабочий день составлял 11,5 часов . Штрафы за провинности составляли 30% от заработной платы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
- Пролетариат численностью 13 млн. человек не имел гражданских прав.
- Среди индустриальных рабочих отмечался высокий уровень грамотности , что вело к росту политической активности.
- Защита собственных прав рабочими приравнивалась к уголовному преступлению.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
4. Дворянство являлось высшей социальной группой.
- В руках 30 тыс. богатейших помещиков сосредоточилось чудовищное количество земли – 70 млн. десятин .
- Только 3% имений перешли на капиталистический уклад хозяйства к 1905 году
- Большинство помещиков не смогли приспособиться к новым условиям
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
5. Зажиточные крестьяне.
К 1905 году им принадлежало 2,2 млн . хозяйств и почти половина всей надельной земли.
- Средний размер надела составлял 29 десятин , что позволяло получить прибыль для расширения производства.
- Эти крестьяне арендовали землю у помещиков и широко применяли труд сезонных наемных рабочих – батраков.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
6. Середняки - промежуточный слой крестьянства между зажиточными и бедняками. Им принадлежало около трети дворов с наделами 8-15 десятин, который позволял прокормиться с земли, но не давал возможностей для расширения хозяйства.
7. Бедняки продавали всего 15% собранного хлеба, остальные 85% шли на собственное потребление. Периодические неурожаи вызывали голод и эпидемии.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Социальная структура
8. К 1917 году число интеллигенции в России составляло 1,5 млн. человек -ученые, врачи, преподаватели, лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, артисты и т.д.).
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Образ жизни
- 1/3 населения проживала в крупных городах.
В Петербурге - 2 млн. человек , в Москве – 1,7 млн. человек . Изменение образа жизни городского населения.
Появление в городах многоэтажных построек, лифта, водопровода, телефона и т.д. На улицах появились трамваи и автомобили.
Улучшался быт рабочих, чему способствовали повышение заработной платы и сокращение рабочего дня. Квалифицированные рабочие имели сравнительно высокий заработок — 20—25 руб. в месяц, но большая его часть уходила на оплату жилья и питание. Рабочие снимали «углы» или комнаты в «койко- каморочных» квартирах, хотя сохранялись и так называемые рабочие казармы. Непременной частью меню рабочих были каша или кулеш на сале, щи. Мясо они могли себе позволить два-три раза в неделю.
2. 80% населения по-прежнему проживало с сельской местности, придерживаясь традиционного уклада жизни.
Многие народы РИ практически не были затронуты влиянием цивилизации.
3. Низкий уровень грамотности. В 1897 году – 21,2% грамотного населения.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§ 26 ИР
Выучить новые понятия.
Письменно.
Заполнить таблицу «Научные открытия».
Индивидуальные сообщения:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский,
Александр Александрович Алехин
https://interneturok.ru/lesson/istoriya/9-klass/noveyshaya-istoriya-pervaya-polovina-xx-v/mir-v-nachale-xx-veka
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Используемые материалы
- Урок подготовлен по УМК: История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2019.
- В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex.ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/
Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических, анимированных изображений и иных материалов, которые были использованы в работе.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»