Конспект урока по Окружающему миру в 4 классе
По теме: «Соседи России - Япония и Китай».
План урока:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний учащихся
Постановка учебной задачи
Освоение нового материала
Обобщение
Объяснение домашнего задания
Итог урока
Оборудование: Учебник «Окружающий Мир» 4 класс, 2 часть, Н. Ф. Виноградова, мультимедиа.
Приложения: Презентация.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя:
Деятельность учащихся:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Проверка домашнего задания:
Актуализация знаний учащихся:
Слайд№1: Карта мира.
Ребята а кто мне покажет какие страны граничат с Россией на юге?
Ответ: Грузия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Турция.
А кто покажет на западе с Россией? Ответ: Польша, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Эстония.
На севере с Россией кто покажет? Ответ: Финляндия,Дания, Норвегия.
А на востоке есть страны которые граничат с Россией как вы думаете?
И кто знает что это за страны? Ответ: Это Монголия, Китай и Япония.
Молодец, выйди и покажи эти страны нам.
Да ребята вы все замечательно знаете страны которые граничат с нашей Россией.
А как по другому мы можем назвать все эти страны по отношению к России?
Как мы зовём людей живущих с нами в одном доме и как вы думаете какая связь между…? Ответ: Соседи. Эти страны соседи России.Правильно молодцы.
Сообщение темы урока, постановка учебной задачи:
Слайд№2. Сегодня тема нашего урока: Соседи России- Япония и Китай.
И сначала мы с вами познакомимся с такой загадочной страной как Япония.
Слайд№3. Япония.
Но прежде я хочу узнать у вас, что вы знаете о Японии? Ответ: Карате, автомобили, телефоны и телевизоры, суши, аниме.
Да. Ребята правильно всё что вы сказали в Японии есть и карате, и техника и автомобили. И это ещё не всё что мы знаем о Японии.
Освоение нового материала:
Япония – островное государство в Восточной Азии. Расположено в Тихом океане, занимает территорию от Охотского моря на севере до Восточно-Китайского моря и Тайваня на юге страны.
Япония расположена на Японском архипелаге, состоящем из 6 852 островов. Четыре крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. Показываю Слайд№4. Острова.
Чтение текста. 1 абзац.
Слайд№5: Географическая поверхность Японии.
Многие горы -это действующие или потухшие вулканы. Слайд№6: Фудзияма.
Фудзияма (Фудзи) — вулкан на острове Хонсю, в 90 км на запад от Токио. Фудзи — самая высокая горная вершина (3776 м) Японии — считается самым красивым действующим вулканом в мире. Фудзияма прекрасна в любое время года и дня, откуда бы вы ею ни любовались. Но самый великолепный вид открывается, если подняться на ее вершину весной, когда у подножия расцветают сливовые и вишневые сады. После восхода солнца, когда рассеивается туман, с горы открываются потрясающие виды окружающей природы, полуостровов, островов и Тихого океана. Эта гора вдохновляет поэтов и художников вот уже 12 столетий, и ее отождествляют с самой Японией. В Японии считается необходимым хотя бы раз в жизни на нее подняться. Восхождение на нее (около 4—5 часов пешком до вершины) разрешается лишь с 1 июля по 31 августа
Но Фудзияма и таит в себе опасность.
По одной из версий, происхождение названия Фудзи связано с айнским словом «огонь», что не удивительно для названия действующего вулкана. Самые разрушительные извержения Фудзи произошли в 800, 864 и 1707 гг. Во время последнего извержения Эдо, расположенный в 120 км от Фудзи, был покрыт слоем пепла в 15 см.
в Японии произошло сильнейшее в истории страны землетрясение магнитудой 9,0, за которым последовали цунами и серия афтершоковых толчков магнитудой 5-6. По оценкам японских властей, в результате катастрофы погибли не менее 10 тыс. человек, повреждена инфраструктура на северо-востоке страны. В настоящее время там продолжаются поисково-спасательные работы. Чтение текста. 2 абзац.
Японцы соблюдают такое правило: « Ни одна тяжёлая вещь не должна находиться выше головы сидящего человека». А как вы понимаете это правило? Ответ: Нельзя поднимать на большую высоту тяжёлые конструкции, тем самым обезопасится жизнь.
Слайд№7: Японская промышленность.
Ребята а какие вы ещё знаете товары из Японии? Ответ: автомобили-Мицубиси, техника-Панасоник, Тошиба, автомобили-хонда и т.д. Чтение текста. 3 абзац.
Япония –родина не только технических изобретений, но и спортивных единоборств- дзюдо, карате, айкидо, сумо. Ребята а кто из вас ходит на эти виды единоборств? А вы знаете происхождение этих видов и их значение? От каких они слов произошли? Слайд№8:
Дзюдо́ (яп. 柔道 дословно - «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века.
Карате́ (произносится каратэ[3], от яп. 空手道, «путь пустой руки») — японское боевое искусство.
В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века.
Айкидо-Путь к гармонии жизни. Появилось в 1920г.
Сумо- Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такемикадзути (Takemikazuchi) и Такеминаката (Takeminakata) схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.
Слайд№9: День девочек и мальчиков в Японии. Чтение текста. 4 абзац.
В Японии детям уделяется большое внимание. 3 марта- день девочек. А день мальчиков празднуется 5 мая.
Ребята а уна сесть похожие праздники для девочек и мальчиков? А когда они празднуются? Ответ: Да. Это 8 марта- Женский день и 23 февраля- День защитника отечества. И поздравляют не только маленьких детей, но и взрослых. И ещё есть День защиты детей 1 июня.
Да, совершенно верно вы ответили. Молодцы ребята. Ну а мы с вами теперь побываем ещё в одной загадочной стране. Её ещё называют иначе « Страна Поднебесья». Слайд№10: Карта КНР.
Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет свыше 1,3 миллиарда человек. Это одна пятая часть всего населения Земли. 140 млн. безработных. В нашем государстве проживают 143 млн.чел. Сравните на минуту эти цифры. Чтение текста. 1 абзац. А что вы знаете о Китае? Ответы: В Китае делают дешёвую технику, есть медицина, чай, Джеки Чан.
Слайд№11: Природа Китая.
Чтение текста. 2 абзац.
Слайд№12: С/х культуры. Что пришло к нам из Китая? Ответы: Цитрусовые фрукты, чай, хлопчатник.
В Китае хорошо развита промышленность. Чтение текста. 3 абзац. Ребята а как вы думаете почему в Китае очень много заводов и фабрик? Ответы: Потому что большая численность населения. Слайд№13: Картинки промышленности.
А может кто-нибудь из вас знает какие 4 изобретения стали знамениты на весь мир из Китая? Ответы: Это- бумага, порох, компас и книгопечатание.
А что ещё сделали китайцы? Ответы: фарфор, письменность - сложные иероглифы, календарь, колокол. Слайд№14: Иероглиф-это в переводе с греч. Священное высекание на камне.
Чтение текста. 4 абзац.
Слайд№15: Портрет Конфуция.
Но также Китай богат своими мудрецами. Особенность Конфуция. Правила Конфуция: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия». Поддерживайте постоянное движение к своей цели. Делайте лучшее, делайте хорошо. Переходящий родовой домик. Ребята о чём нам говорят эти правила? Ответы Нужно быть добрым, справедливым , уважительно относится к взрослыми т.д.
Обобщение изученного:
Что нового вы узнали для себя?
Ответы: мы сегодня узнали про особенности стран Японии и Китая. Их природу, культуру и быт.
А сейчас я проверю как вы запомнили наш сегодняшний урок.
Тест на проверку:Слайд№16
1.Токио-это столица ?
2.Государство в котором есть знаменитая великая стена?
3.Священная гора-вулкан в Японии?
4.Великий мудрец Китая?
5.Борьба толстопузов -это?
6.Целебный напиток из Китая, который мы пьём каждый день?
7.Мягкий путь-это борьба?
8.Это китайское изобретение-страшная смерть?
Молодцы ребята вы все отлично справились с заданием.
Физминутка: Под музыку.
Объяснение домашнего задания:
Ребята откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: стр.47-50. Вам надо прочитать текст и составить
Ребята с какими государствами мы сегодня познакомились? Какая сегодня тема нашего урока? Что нового вы сегодня запомнили?
Ответ: Мы сегодня познакомились с Японией и Китаем.
Ответ: Соседи России- Япония и Китай.
Ответы детей: Фудзияма, самураи, скоростные поезда, мандарины, Конфуций.