СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роспись пасхального яйца в технике "Хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из любимых промыслов росписи по дереву - Хохлома.

Просмотр содержимого документа
«Роспись пасхального яйца в технике "Хохлома"»

По преданиям, писанки – это звезды, рожденные Богородицей. Один раз в году выпадала славянской женщине великая честь представлять Богородицу на земле. В Чистый Четверг, в час предрассветный выносила она на порог волшебное пряслице и пряла шерстяную нить, вращая веретено противусолонь: вязала «завязь» – золотой зародыш жизни. Днем купала детей, пекла хлеб, а затем в теплой печи томила краски для писанок. Воду для красок брала в среду вечером из семи родников или криниц, за течением – в честь семи звезд Плеяд созвездия Тельца, где, по преданиям, обитал сам Творец. Домой несла молча, в тайне. Этой непочатой живой водой заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору молодой дикой яблони и ставила на пару часов в печь.

Пока готовилась краска, на сыром курином яйце горячим воском с помощью косточки-вилки, взятой из петушиной грудки, писалось письмо Богу. Яйца для писанок годились лишь те, что были снесены между двумя лунными месяцами. Настоящая великоденская писанка сохраняла жизненную силу до следующего Чистого Четверга: не протухала и не высыхала.

Красить писанки полагалось с первым ударом колокола. Сперва яйцо окуналось в желтую краску, «яблоньку», и держалось в ней в течение «трех отченашей». Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.

Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича – для Бога, на блюдо с зерном – для людей, а крашенки на проросшем овсе – то для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого.

Основные цвета орнамента: черный, красный, желтый, зеленый. Черная (Ряба) Курочка снесла светоносное золотое яйцо, из которого родилась Вселенная. Черна земля, сбросившая белую фату зимы. Великдень красный, Егорий – зеленый, Купала – золотой (желтый).

В Светлое Христово Воскресение распахивались настежь окна, чтобы как можно больше солнца вошло в дом. Писанку клали в воду, и этой водой, собираясь к заутрене, умывались молодые девушки, чтобы взять от зари румянец. В понедельник пирогами и писанкой дети благодарили крестную. По домам ходили ватаги парней, волочебники, пели христославные песни и в награду получали от девушки писанку, в которой сам дух Божий и его сорок милостей. Писанка отмыкала сердце для любви, придавала силу плодородия, защищала от сглазу и порчи, наговоров, болезней, стихийного бедствия, бедности, даровала красоту и богатство, надежду на счастливое замужество и урожай. Ее держали в доме, как икону. Дарением писанки скреплялось родство. Через писанку шла передача душевного тепла от человека к человеку, шла передача священных знаний от поколения к поколению. 

Традиционная роспись на живом яйце - писанка - происходит от слова писать, то есть украшать поверхность яйца орнаментом.

По археологическим данным традиции росписи на яйце более пяти тысяч лет. Еще при раскопках легендарной Трои было найдено каменное яйцо с нанесенными на него символическими знаками.

Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера. Признание писанки, как уникального искусства, впервые прозвучало в сообщении антрополога Федора Вовка на II археологическом съезде в Киеве в 1874 году. Этнографы Оскар Кольберг и Николай Сумцов составили альбомы с их изображениями, на основе которых действительный член Российского Географического общества С.К. Кульжинский 1889 г. издал первый каталог.

Писанка пишется не красками. Роспись делается воском. Нанесение воска чередуется с постепенным окрашиванием яйца («купанием» яйца в краске) от светлого к темному. Затем яйцо нагревают и снимают воск.

Писанку пишут так: в левой руке держат яйцо, в правой — инструмент с воском (кистку). При росписи вращают яйцо, то есть пишут левой рукой, самим яйцом.
Рисунки писанок не случайны и не произвольны. Каждый имеет свое предназначение, свой смысл, передается из поколения в поколение и в основе своей не меняется. В каждой писанке можно увидеть тройную символику: символику яйца, символику орнамента, символику цвета.

В старину писанка сопровождала человека всю жизнь. Женщина, ожидая ребенка, расписывала писанки с цветами или птицами — это символы души, которая должна придти в этот мир. Писанку клали в колыбель младенцу, ее дарили на свадьбы с пожеланиями молодым, ею поминали предков.

Само написание писанки происходит как обряд. Женщина расписывает писанки в уединении, перед этим взяв воду в семи источниках, или на слиянии трех ручьев. Пишет в сосредоточении, в состоянии обряда, с пожеланиям добра, удачи, здоровья тем, кому эти писанки предназначены.

Больше всего писанок писалось весной, со времени весеннего солнцестояния. В это время больше писалось красных писанок, цвета солнца. Считалось, что таким образом люди помогают весеннему солнцу набирать силу на лето. Весенние писанки несут в себе образы возрождения природы, устроения нового мира — распаханные и засеянные поля, растения, семена и плоды — символы будущего урожая. Такую писанку хранили целый год до следующей весны. Писанку клали в первую пашню. При севе писанки клали в зерно и бросали в поле с пожеланиями хорошего урожая.

До наших дней традиция писанок сохранилась в весенних пасхальных обрядах в виде «крашанок» (покрашенных в один цвет яиц).
На сорок святых надо было выявить своё умение – сорок писанок надо было нарисовать с разными узорами. Если женщина с этим справлялась, то считалась настоящей писанкаркой. Обязательной была Писанка с мотивом «Сорок клиньев».

Писанка на Пасху освящается, служит украшением праздничного стола в Светлое Христово Воскресенье, а затем хранится на божнице весь год. Каждая писанка представляет собой хрупкое чудо, которое впечатляет изысканностью рисунка и особенной золотистой гаммой цветов, сияет весенним солнышком в руках.
С древнейших времен яйцо было атрибутом подземного мира, в мифах большинства народов мир родился из яйца. Древний эпос "Калевала" сохранил для нас следы этих воззрений:

"Из яйца, из нижней части, вышла мать-Земля сырая;
Из яйца, из верхней части, встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части, ясный Месяц появился;
Из яйца, из пёстрой части, звёзды сделались на небе..."

На скорлупу яиц люди наносили символические узоры, своего рода магические формулы, обращения к богам. Большинство этих знаков берет свое начало в глубокой древности. В течение многих столетий эти знаки передавались из года в год практически без изменений. Их значение изменялось со сменой эпох, со временем оно совсем стиралось из памяти, превращаясь лишь в причудливый и утончённый узор.
Правильно написанная писанка в старину считалась мощным универсальным талисманом, который оберегает человека от огня, грома, неурожая, бездетности, болезни и других несчастий. Расписывание писанок сопровождалось древними ритуалами, произвольная смена орнамента сурово осуждалась. Традиция не позволяет применять произвольные, нетрадиционные элементы, так как в этом случае писанка утрачивала силу оберега.
Обычай писать писанки возник еще в дохристианские времена, с приходом христианства церковь ввела обряд освящения яиц. В начале нынешнего столетия на значительной части Восточной Европы начался процесс угасания традиции, а сейчас вновь возрождается интерес к этому прекрасному, сложному и таинственному виду народного творчества.

Обряды, связанные с изготовлением писанок.

Больше всего писанок расписывают к пасхе. Поэтому сложилось мнение, что их рисуют только к этому празднику. Раньше их расписывали ко всем весенним праздникам и для каждого из них были свои узоры.
На Сретение – 15 февраля, когда зима встречается с летом, рисовали три писанки с простым, ломаным и косым крестом (свастикой). Это знак того, что Солнце будет всё больше посылать тепла на землю.
На праздник Коляды, когда чтили Солнце при переходе с зимы на весну, на писанках изображали розу полную, боковую, половинчатую. Такие писанки девушки дарили парням в знак своей приязни и любви.
На сорок святых надо было выявить своё умение – сорок писанок надо было нарисовать с разными узорами. Обязательной была Писанка с мотивом «Сорок клиньев».
На Благовещенье уже рисовали деревца с цветочками, листья разные, сосенки, листья с бараньими рожками, хмелики – всё то, что связано с приростом.
Вербное воскресенье приносило цветное и затейливое разнообразие писанок. Тут были и солнышки, и прутики, и деревца.
На Пасху и Проводы писанки наполнены солнечной красотой. Тут уже выписывают во всю широту творческой души. Только на Проводы цвета темнее и грустнее.
На Мироносицкую (10 мая) уже летние узоры идут. Тут больше ромбиков, горошка, бараньих рожек.
На Вознесение рисовали всё, что знали. И солнышки, и звёзды, и безконечники, и деревца, и разные хмелики. Ими одаривали друг друга, несли на кладбище и клали на могилки. Бывало, что расписывали и на Зелёную Неделю, красили в луке и клали на могилы тех, кто погиб насильственной смертью.
Так что почти четыре месяца рисовали писанки, прославляя весну и её праздники.

В далёких губерниях, например, Подольской, начинали писать писанки к празднику Коляды. На Кубани, Харьковщине – с Чистого четверга, иногда с 5-й недели Великого Поста или с половины поста. На Черниговщине – с 3, 4, 5,6 недели Великого Поста, причём в праздничные и воскресные дни писать писанки считалось грехом. На Полтавщине – иногда на Чистый четверг, иногда на Благовещение (25 марта), продолжали на Вербное Воскресенье. На Киевщине – не позднее Чистой недели, иногда раньше. На Херсонщине – с Чистого четверга. На 40 святых писали «сорокаклинцы».

Храм в обрядовых песнях, как и хата, олицетворяет образ космоса. Писанки с названиями „церковцы”, „колокольни” имеют, как правило, трехчастную структуру и являются, как и мировое дерево, центром мироздания.
Церковь-башня – это символ святой горы, вершина которой достигает небес. Она также является знаком стремления к высоте. Церковь и колокольня в христианстве – это символ стремления людей к вечности. Церковь – это символ Бога, спасения, радости, любви, сбережения всего прекрасного, добродетели и чистоты, духовного единения, культуры.

Писанки „сорокаклинки” (т. е. разделенные на 40 треугольников - символ 40-дневного поста) с изображениями церкви, крестов и других символов христианства и надписями „Христос Воскрес” было принято дарить на Пасху.

Трирог («триног», «триверт») вместе с тризубом и свастикой в древние времена имел важное мистическое и мифологическое значение, считаясь символом движения солнца и вечного продолжения жизни. Этим знаком на писанках обозначается Огонь. Считается, что трирог связан с неолитическим богом земли (каменного века), одним из атрибутов которого был огонь. Это также символ плодородия, так как Бог земли представлял мужское, оплодотворяющее начало. Трирог состоит из трех закругленных или ломаных крючков, выходящих из общего центра, окружности или треугольника, которые могли быть в форме бараньих рогов, листьев и т. п. Он олицетворяет число 3 - символ триединого божества, порядка и гармонии.

Трирог символизировал, по одному из мнений, небо, землю и воздух, по другому - воздух, огонь и воду, еще одна из версий - что он был символом жизни человека. Также его трактовали как символ неба, земли и ада.

Один из наиболее древних символов, используемых на писанках - это спираль. Она является схематическим изображением эволюции Вселенной, движения Солнца, знаком плодородия и, как символ Солнца, - владыкой времени.

Соединив две спирали, получим еще один из важнейших орнаментов на писанках – змею. Его также называют S-подобным знаком, или «сигмой». На образцах трипольской керамики этот символ - один из наиболее распространенных: он изображен на посуде, на фигурках Рожаниц и называется трипольской спиралью или меандром. Одно из значений такой спирали - вечность жизни, непрерывное движение солнца (спираль изображена вокруг посудины, не имея ни начала, ни конца). Кроме того, еще с эпохи палеолита бог земли представляется в образе подземного змея. Весной каждого года этот змей в виде молнии поднимается вверх, к небу, и, соединяясь с богиней неба, порождает грозу. Небо дает дождь, орошая земную растительность. Поэтому символ змеи - это символ и воды, и грома-молнии. Змей является хранителем домашнего очага, а также хранителем неисчислимых подземных кладов, которыми он, по легенде, щедро одаряет тех, кто ему понравится.

Солнце - наиболее древний и распространенный символ на писанках, символизирующий жизненную силу и возрождение в природе. Писанку с изображением солнца дарят на счастье.

Солнце – это небесный огонь, про который люди в разные времена имели свое представление, но всегда почитали и возвеличивали. Его представляли как отверстие, сквозь которое видно настоящее яркое небо, как искру, которая неизвестно как держится на небе, как Око Божье, свечу, которую носят ангелы, как великое колесо, которое можно достать даже рукой, когда оно опускается на землю вечером.

В христианской традиции символическое значение солнца очень разнообразное. Закат и затмение солнца означают гнев Божий, праведную кару, страдание. Солнечный свет символизирует счастье, открытие. Бог – это свет, и потому солнце является символом Бога, слова Божьего, а Христос – это Солнце-Правда, истинный вечный свет.

Солнце также часто изображают в виде колеса, которое как знак единения наивысшего покоя с напряженной силой является вершиной совершенства, образом Вечности Божьей и представлением того бессмертия, которое в природе выражено повторением возрождения жизни. В общехристианском понимании колесо является символом бессмертия и будущего небесного существования, образом безграничной Божьей любви.

Как известно, в первый день рождественских праздников и на Ивана Купала - т. е. в дни летнего и зимнего солнцестояния, основных праздников движения солнца - с горы спускали и катили огненное колесо, что символизировало стимуляцию активности солнца, дающего всему свет, тепло и жизнь.

«Сварга» («свастика», «четыреног”) – одна из разновидностей креста. Слово «свастика» древнеиндийского происхождения (санскр.) и означает - «это хорошо». В основе графического изображения этого знака может быть крест (символ земли, а позже солнца в центре), окружность (символ неба), квадрат (знак земли). В эпоху бронзы сварга уже связана с солнечным культом, а заокругленные отроги символизируют движение солнца.

Существует две разновидности сварги: прямая (правосторонняя) и обратная (левосторонняя). Прямая сварга с закругленными отрогами в правую сторону, по часовой стрелке, символизирует восход солнца, творение, движение солнца весной и летом, добро, позитивную мужскую энергию.

Обратная сварга с закругленными отрогами влево, против часовой стрелки, символизирует закат солнца, разрушение, движение солнца осенью и зимой, негативную женскую энергию. Сварга также является знаком, который способствует рождению детей, символ добрых пожеланий, удачи, долголетия, плодородия, здоровья и жизни.

Свастика – знак святого огня и солнца. В христианстве она является символом Божественного величия. В раннем христианстве свастика охраняла от злых духов.

Петух, предвестник дня – это проводник божьего солнца, света; сторож, охраняющий добро от влияния зла.

По народным поверьям, нечистая сила боится голоса петуха. Петух отождествлялся с домовым - сторожем дома, духом предка, рода. Есть основание предполагать, что и Рода небесного. Согласно преданиям, из яйца Петуха, прожившего на земле нечетное количество лет - три года, пять, семь или же девять - рождается огненный змей Рах. Своему хозяину Рах приносил богатство, даровал красоту и здоровье, но взамен требовал, чтобы его кормили медовыми пирогами из самой лучшей муки, смолотой из зерна, выращенного собственными руками, а также сыром, молоком, курами и яйцами. А не покорми Змия, все дары его тотчас превратятся в прах.

Петуха также приносили в жертву при закладке нового дома, его первым вносили в дом, справляя новоселье.

В христианстве петух, как предвестник света, является символом Христа – света, победившего темноту. Петух был символом огня, олицетворением домашнего очага и потому считался оберегом жилища от грома и пожара. Одновременно черный петух у славян символизировал смерть и связывался с подземным миром. Таким образом, эта птица была своеобразным символом-моделью целого комплекса: жизнь — смерть — воскресение.

Олень связан с Солнцем. Согласно древним верованиям, Солнце попеременно пребывает то на небе, то под землей, и сам олень на своих рогах выводит Солнце на небо. Рога оленя являются символом лучей солнца, которое восходит. Чудесный олень представлялся героем, который приносит людям свет, солнце, огонь; уже позже он стал благодетелем людей, существом, которое связывается с земледелием, ремеслами и знаниями. Олень считался проводником душ умерших людей, из-за чего в древних захоронениях находят бронзовые фигурки оленя; изображался олень также на рукоятях мечей и кинжалов.

Конь – также символ неутомимого движения Солнца. Одновременно он - символ потустороннего мира; символ мужской основы в природе и скорости, воли; символ смерти и воскресения солнечного божества; символ богатства и могущества.

У древних славян с конем связывали смерть (закат) и рождение (восход) солнца. Археологическая находка оберег-утка с головой коня свидетельствует о представлении славян, что солнце днем едет на небесной колеснице, запряженной лошадьми, а ночью переплывает подземные реки при помощи уток.

В фольклоре часто появляется образ крылатого коня, наделенного силой, необычайной проворностью, смекалкой и т. п. Отличительный признак чудо-коня – это золотая, огненныя грива, которая указывает на его связь с солнцем, божеством огня.

К наиболее древним знакам, символизирующим миротворение, принадлежит „крест”. Известный еще с каменного века, он является знаком трехмерности Вселенной: полный крест - трехмерный, пространственный символ, так как получается пересечением двух плоскостей. Вертикальная линия креста - линия небесная, духовная, активная, мужская. Это - знак Огня. Горизонтальная линия является земной, пассивной, женской. Это - знак Воды. При пересечении (объединении) этих двух принципов возникает третья сила - сила Жизни, Любви, Творения. Крест способен расширяться бесконечно в любом направлении, поэтому он также обозначает вечную жизнь. В древних верованиях каменного века крест был связан с Богом Земли, означал 4 стороны света, 4 ветра, 4 стихии, а также представлял Дерево Жизни и мировую ось. Позже, в эпоху бронзы, стал эмблемой Солнца (в виде Сварги), огня (крес - огонь, кресать - добывать огонь).

Считается также, что графическое обозначение этого знака происходит от схематического изображения птицы, которая летит, так как в древней мифологии Солнце отождествлялось именно с ним. В христианстве крест является могущественным символом освящения и очищения, символом Нового Завета, символом победы жизни над смертью. Это святой знак откупа, которым церковь все начинает, благословляет и освящает. Поэтому ему принадлежит первое место среди христианских символов.

Звезда, или Ружа, - это прежде всего символ солнца как наиболее яркой звезды. «Ружи» могут быть полными, простыми, половинчастыми и т. п. Писанку с таким рисунком дарят на счастье. Она символизирует жизнь, рост и благополучие.

В устном народном творчестве упоминаются три звезды: утренняя, вечерняя, полуденная. Это символические образы, которые обозначают определенные сакральные промежутки времени.

В фольклоре, в частности, колядках, звезда (заря) – это красная панна, жена или дочь месяца, хозяина небесного дома. Утром она отворяет ключами небесные ворота и выпускает Солнце, которое мчится вслед за ней. Она направляет движение светил на небе и рассыпается на земле росой, а пчелы собирают божью росу и дают людям мед. Народная символика квалифицировала звезды то как детей солнца и месяца, то как зажженные Богом свечи в честь рожденных людей. Язычники считали звезды окнами Неба, через которые боги смотрят на мир.

Звезда – это знак неба, символ порядка небесных тел и солнечного божества. В христианстве звезда – это знак царства Христа. Святой апостол Павел называл звезду образом избранных в вечность, и наиболее ярко среди них светит Мария-Мать. Ласковая, как утренняя звезда, она оповещает про восход Солнца-Христа. В христианстве звезда – также символ защиты живых людей, так как считалось, что каждый человек при рождении получает свою звезду на небе.

Культ «древа жизни» был распространен во все времена. Оно могло иметь вид троистой веточки, цветка с листьями или цветущей ветки в вазоне.
Наиболее давние колядки донесли до нас древние представления людей про времена, когда не было ни неба, ни земли, а было лишь широкое море, и на нем — зеленый явор. Таким образом, в виде дерева представлялся стержень мироздания. Мировое дерево всегда изображалось не натурально, а стилизированно, т. е. упрощенно, обобщенно. В таких изображениях непременно было разделение на три яруса по вертикали и придерживание четкой системы правой и левой сторон. Нижняя часть – корни, которые входят в землю, часто подавались в виде треугольника, горшка. Тут находились змеи, рыбы, водоплавающие птицы и животные, так как низ дерева – не только подземный мир, но и море, речка, всякая вода. Также нижняя часть Мирового дерева – это мир подземного бога, владыки подземного огня и неисчислимых богатств, воплощение представлений про потусторонний мир, прошлые времена. Средний ярус олицетворял землю, реальный мир, земную жизнь людей. Верхняя часть Мирового дерева поднималась в бесконечную высь – к Богу, к небесному миру богов. На верхушке селились птицы, пчелы, тут располагались небесные светила. Часто на верхушке дневало Солнце. Дерево жизни – это также дерево рода, где каждый цветок, ветка означал какого-то родственника, а все вместе представляло модель мира и человека, его родовое дерево.

Дерево жизни – как и космическое дерево – являлось символом стержня, который объединяет землю и небо, символом непрерывного возрождения природы и обновления жизни, эмблемой неисчерпаемой жизненной силы, гармонии, бессмертия.

Таким же древним, как культ Солнца, является и культ воды. В орнаментальную систему он вошел в виде волнистых линий и известен под названием «меандр», «бесконечник», «кривулька». Эта волнистая линия без начала и конца - символ бесконечной жизни. Безконечник являлся обязательным знаком на писанке - верили, что отсутствие этого знака на писанке – это знак несчастья. Именно с этого знака многие писанкари начинали свою работу. Писанку с безконечником клали под улей, чтобы хорошо роились пчелы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!