Время создания и историческая основа романа Л. Толстой возвращается в Петербург после окончания Крымской войны 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей Решение написать роман о декабристе Время работы: 1863 – 1869 г.г. Хронология четырёхтомника: I т. – 1805 г. II т. – 1806 – 1811 г.г. III т. – 1812 г. IV т. – 1812 – 1813 г.г. Эпилог -1820 г. Смысл названия Смысл названия Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества Система образов Система образов Жанровое своеобразие «Война и мир» - роман – эпопея Основной художественный приём - антитеза «Мысль народная» «Мысль семейная» Авторская позиция проблематика проблематика Персонажи романа Персонажи романа Высший свет – это… Бездуховность, неестественность, лицемерие По Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда. В петербургских салонах высшего света, где собираются сливки общества (вельможи, сановники, дипломаты, фрейлины), всё неестественно (Анна Павловна держится с искусственным энтузиазмом, князь Василий говорит лениво, как актёр слова старой пьесы). В поведении и взаимоотношениях людей нет ни простоты, ни добра, ни правды – кругом маски, а под ними духовное убожество и безнравственность. Вот почему естественность и открытость Пьера так напугали Шерер. Вражда и борьба «за блага бренные» Мы видим Друбецкого и князя Василия, вцепившихся в портфель с завещанием у постели графа Безухова. Охота на Пьера, ставшего богачом, и его женитьба на Элен (не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет их). Осада Марьи Болконской, богатой невесты для Анатоля Курагина. Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. (Жюли знает, что этот нищий красавец не любит её, но требует за своё богатство объяснения в любви по всей форме.) Ложный патриотизм Весь патриотизм проявляется в отказе от французской кухни и французского театра. Сначала двуличный князь Василий восхищался Кутузовым, а когда пришло известие о сдаче Москвы, сказал, что нельзя было и ожидать другого «от слепого развратного старика». Показана боязнь личной ответственности за принятие решений в военной среде. Накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько его исходом, сколько своими будущими наградами. Толстому ненавистна «игра в войну» императора. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицыном лугу – одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением). В комментариях автора Толстой писал, что главная мысль романа – «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа писатель говорит о том, что до сих пор история писалась как история отдельных личностей (как правило, тиранов-монархов) и никто не задумывался над тем, ЧТО является движущей силой истории. По мнению Толстого – это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом. Войну 1812 г. он представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа. Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена. В действиях героев романа Герои романа, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом: Андрей чувствует необыкновенный подъём перед Бородинским сражением; Все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона); Наташа отдаёт подводы раненым; Петя Ростов погибает в схватке с врагом. «Мысль народная» Война 1805 – 1807 гг. В 1805-1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы. Рассказывая о событиях 1805 г., Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположные нравственные состояния русской армии. Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем. В этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова. Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия, по сути, добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы. Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне. Шенграбен – преддверие народной войны 1812 г. В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, так как у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение, по сути, было проиграно ещё до того, как началось. Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 г., которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали свой положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной. Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу, они антиподы (использование антитезы). Образы даны в субъективном восприятии. Толстого упрекали в искажении и принижении образа Наполеона. Характеристика главных героев через их семьи – один из основных литературных приёмов Толстого. «Мысль семейная» – важнейшая тема в романе. Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд, иногда стихийно возникшая общность - как, например, пленные в одном бараке). И среди всех человеческих объединений для Толстого главные – это семьи. Семья для него – основа основ. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех её представителей. В изображении конкретных семей Семья Ростовых Ростовы живут «жизнью сердца», легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Их главные черты – искренность, естественность, простота, откровенность, бескорыстие. Рассказывая об этой семье, Толстой описал идеал. Семья Болконских Отличительные черты – аристократизм, интеллигентность, подлинная забота о государственных интересах, широта политической мысли, строгая требовательность в отношении к себе и людям, гордость. В семье царит разум, а не чувства. Такие качества, как долг, честь, благородство, патриотизм, передаются в семье из поколения в поколение. Семья Курагиных В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди, родные по крови. Отсутствие духовного родства делает семью формальным объединением, не способным воспитать нравственное отношение к жизни. Члены этой семьи оказываются способными лишь к разрушению. Семья ростовых Семья болконских Семья курагиных Наташа ростова Эволюция героини показана на 15-летнем отрезке её жизни. Она появляется на страницах романа 13-летней – полуребёнок, полудевушка. Черноглазая, некрасивая – гадкий утёнок, готовый превратиться в прекрасного лебедя. Главные её черты – непосредственность, сердечность («ум сердца»). Она порывиста и романтична, основа её существования – любовь. Секрет её обаяния не только в удивительной искренности, открытости сердца. Ей от рождения дано то, что так долго ищут в себе Пьер и Андрей – естественность души. Она не только умеет делать счастливыми других, но и умеет быть счастливой сама. Ей единственной в романе дано ощутить то состояние души, когда человек не верит в возможность зла, потому что сам готов делать только добро. Толстой наделяет свою любимую героиню необычайной нравственной силой и красотой. Её духовная красота проявляется в отношении к природе (Наташа в Отрадном), в естественном, врождённом умении чувствовать стихию народной жизни (вспомним, как она отплясывает после охоты), в любви к окружающим (отношение к матери после гибели Пети, к раненому князю Андрею, Пьеру). А во время войны 1812 г., переживая все тяготы, выпавшие на долю страны и народа, не испытывает духовного надлома – она ведёт себя уверенно и мужественно (убеждает родных отдать свои повозки для раненых солдат). При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она просто повинуется некоему «роевому» инстинкту жизни. В эпилоге Наташа – жена Пьера и мать четверых детей. Толстой намеренно «принижает» её духовную красоту, делая её образ более «земным». Но сущность героини прежняя: смысл её жизни – любовь. В этом образе выражен идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся Толстой. |