СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роман «Война и мир» - роман - эпопея: жанр. проблематика, образы, замысел романа. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 года» (т.1, ч.1, гл.1-1V). Анализ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Задачи:                                                                                                                    

предметные:

ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; познакомить с главными персонажами; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

метапредметные:

развивать творческие способности и коммуникативные навыки; развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;

личностные:

воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач/

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: лекция.

Технология: критического мышления.

Оборудование: презентация.

Просмотр содержимого документа
«Роман «Война и мир» - роман - эпопея: жанр. проблематика, образы, замысел романа. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 года» (т.1, ч.1, гл.1-1V). Анализ»

Урок № 120

10А от 06.03.

10Б от 06.03.

10В от 06.03.

2020

Тема:

Роман «Война и мир» - роман - эпопея: жанр. проблематика, образы, замысел романа.

Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 года»

(т.1, ч.1, гл.1-1V). Анализ

Цель урока:

познакомить с историей создания романа, раскрыть его своеобразие.

Задачи:

предметные:

ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; познакомить с главными персонажами; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

метапредметные:

развивать творческие способности и коммуникативные навыки; развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;

личностные:

воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач/

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: лекция.

Технология: критического мышления.

Оборудование: презентация.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. Оформление тетрадей.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие ответов на вопросы:

  1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?

  2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты.

  3. Какие исторические события находят отражение в романе?

  4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?

  5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?

В чем, на ваш взгляд, особенности композиции и своеобразие сюжета?

Отвечают.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Эпиграф урока

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от

крика новорождённого ребёнка до последней

вспышки чувства умирающего старика,

все горести и радости, доступные человеку, – всё есть в этой картине!

Критик Н. Страхов.

Запись эпиграфа.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Внимательно прочитайте слова Толстого о том, каким требованиям должно отвечать художественное произведение. Все эти условия соблюдены им в романе «Война и мир», который, как огромный айсберг, всплыл в русской литературе 60-х годов. Это поистине айсберг, громада, которая поражает воображение читателей уже почти 150 лет.

Вот только несколько фактов:

  • Роман состоит из 4 томов, 17 частей, 361 главы.

  • В романе свыше 569 действующих лиц. Около 200 из них — исторические лица

  • Действие романа длится более 15 лет.

  • Черновики и архив романа составляют свыше 5200 рукописных листов.

  • Сохранилось 15 вариантов начала романа.

  • Толстой писал роман на протяжении 6 лет, с 1863 по 1869 годы. По историческим сведениям, он вручную переписал его 8 раз, а отдельные эпизоды писатель переписывал более 26 раз.

  • Роман «Война и мир» был самым издаваемым произведением художественной литературы в СССР за 1918—1986 годы: общий тираж 312 изданий составил более 36 миллионов экземпляров.

  • По данным Википедии, в мировом кинематографе есть 11 фильмов, снятых по роману Толстого, самыми известными из которых являются два: американский фильм режиссёра Кинга Видора (1956г.) и фильм Сергея Бондарчука, который вышел на экраны в 1969 году (главные роли – В.Тихонов, Л.Савельева и др.). Последняя экранизация «Войны и мира» - в 2016 году – английский сериал режиссёра Тома Харпера.

  • По роману создана опера «Война и мир» С.С.Прокофьева (1942г.).

Магия романа состоит в том, что читателей, в каком бы веке они не жили, роман буквально завораживает, вовлекает в круговорот жизни героев, как бы заставляя быть не просто наблюдателем со стороны, а полноценным участником событий.

По мнению критика П.Вайля, «Война и мир»… высится в нашей литературе одинокой вершиной грандиозного по своим масштабам романа, который — прежде всего — невероятно увлекательно читать... даже в каком-нибудь пятом прочтении очень хочется попросту, по-читательски узнать — что же будет дальше, что произойдет с героями. Толстовская книга захватывает…»

Другой критик, А.Генис, остроумно заметил: «Читать “Войну и мир” – как ездить в отпуск: жалко, когда кончается»

А.Блок в ночь с 14 на 15 июня 1909 года в записной книжке записал: «Волнение идёт от «Войны и мира» (сейчас кончил 2-й том), потом распространяется вширь и захватывает всю мою жизнь и жизнь близких…»

И ещё несколько реплик:

- Р.Ролан, французский писатель: «В настоящее время перечитываю «Войну и мир». Вот это пища для всех времён, для всех людей».

-Г.Флобер, французский писатель: «Спасибо, что заставили меня прочитать роман Толстого. Это первоклассно. Какой живописец и психолог».

- Габриэль Гарсиа Маркес, колумбийский писатель: «"Война и мир" – самый великий роман, который был написан во все века».

-Дж.Голсуорси, английский писатель: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению… «величайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

- И.С.Тургенев: «...Это – великое произведение великого писателя, – и это подлинная Россия».

- И.Наживин: «Это самая русская из всех русских книг, которая отразила наш национальный дух во всей его широте, во всей его глубине, во всей его красоте и во всех его особенностях».

- М.Пришвин (из дневниковой записи): «Читаю «Войну и мир» - не читаю, а пью…»

- В.Катаев: «Война и мир» Льва Толстого является для меня настольной книгой. Я её постоянно читаю. Читаю всю жизнь. И всегда нахожу в ней что-нибудь новое. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, не будь на свете Толстого и его потрясающего романа».

Почему же роман, который написан 150 лет назад, продолжает волновать сердца читателей до сих пор?

Анализируют, делают выводы, строят монологическое высказывание.

  1. Работа над темой урока (краткий конспект лекции).


  • Время создания и историческая основа романа

  • Л. Толстой возвращается в Петербург после окончания Крымской войны

  • 1856 г. – возвращение из Сибири декабристов и их семей

  • Решение написать роман о декабристе

Время работы: 1863 – 1869 г.г.

  • История создания

  • Время создания и историческая основа романа

Хронология четырёхтомника:

I т. – 1805 г.

II т. – 1806 – 1811 г.г.

III т. – 1812 г.

IV т. – 1812 – 1813 г.г.

Эпилог -1820 г.


  • Смысл названия


  • Смысл названия

  • Война (в толстовском повествовании) – не только военные столкновения враждующих армий, это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, ложь, лицемерие, низость в человеческих отношениях

  • Мир – это жизнь народа без войны, это весь народ, без различия сословий, объединённый единым чувством боли за судьбу отечества


  • Система образов


  • Система образов


  • Жанровое своеобразие
    «Война и мир» - роман – эпопея

  • Основной художественный приём - антитеза

  • «Мысль народная»

  • «Мысль семейная»

  • Авторская позиция

  • проблематика

  • проблематика

  • Персонажи романа

  • Персонажи романа

  • Высший свет – это…

Бездуховность, неестественность, лицемерие

По Толстому, ценность человека определяется тремя понятиями: простота, доброта и правда.

В петербургских салонах высшего света, где собираются сливки общества (вельможи, сановники, дипломаты, фрейлины), всё неестественно (Анна Павловна держится с искусственным энтузиазмом, князь Василий говорит лениво, как актёр слова старой пьесы). В поведении и взаимоотношениях людей нет ни простоты, ни добра, ни правды – кругом маски, а под ними духовное убожество и безнравственность. Вот почему естественность и открытость Пьера так напугали Шерер.

  • Высший свет – это…

Вражда и борьба «за блага бренные»

  • Мы видим Друбецкого и князя Василия, вцепившихся в портфель с завещанием у постели графа Безухова.

  • Охота на Пьера, ставшего богачом, и его женитьба на Элен (не дождавшись объяснения Пьера с Элен, князь Василий врывается в комнату с иконой в руках и благословляет их).

  • Осада Марьи Болконской, богатой невесты для Анатоля Курагина.

  • Объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Курагиной. (Жюли знает, что этот нищий красавец не любит её, но требует за своё богатство объяснения в любви по всей форме.)

  • Высший свет – это…

Ложный патриотизм

  • Весь патриотизм проявляется в отказе от французской кухни и французского театра.

  • Сначала двуличный князь Василий восхищался Кутузовым, а когда пришло известие о сдаче Москвы, сказал, что нельзя было и ожидать другого «от слепого развратного старика».

  • Показана боязнь личной ответственности за принятие решений в военной среде. Накануне Бородинского сражения офицеры штаба обеспокоены не столько его исходом, сколько своими будущими наградами.

  • Толстому ненавистна «игра в войну» императора. Для Александра I действительное поле сражения и парад на Царицыном лугу – одно и то же (вспомним его спор с Кутузовым перед Аустерлицким сражением).

  • «Мысль народная»

В комментариях автора

Толстой писал, что главная мысль романа «мысль народная», и она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его жизни, а в том, каждый положительный герой в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации.

На страницах романа писатель говорит о том, что до сих пор история писалась как история отдельных личностей (как правило, тиранов-монархов) и никто не задумывался над тем, ЧТО является движущей силой истории. По мнению Толстого – это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом.

Войну 1812 г. он представляет как столкновение духа и воли французских солдат и воли и духа русского народа.

Эта война справедливая для русских, поэтому их дух и воля к победе сильнее французских, а значит, победа над Францией была предопределена.

  • «Мысль народная»

В действиях героев романа

Герои романа, отбросив всё личное, становятся единым целым с народом:

  • Андрей чувствует необыкновенный подъём перед Бородинским сражением;

  • Все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков (даже разрабатывает план убийства Наполеона);

  • Наташа отдаёт подводы раненым;

  • Петя Ростов погибает в схватке с врагом.

  • «Мысль народная»

  • Война 1805 – 1807 гг.

В 1805-1807 гг. война шла на чужой территории и за чужие интересы.

Рассказывая о событиях 1805 г., Толстой сосредоточил внимание на двух военных эпизодах, которые выразили противоположные нравственные состояния русской армии. Истинный героизм солдаты и офицеры проявляли лишь тогда, когда понимали нравственную цель сражения. Вот почему они стояли героически под Шенграбеном и позорно бежали под Аустерлицем.

  • Шенграбенское сражение

В этом сражении отряд Багратиона прикрывает отступление армии Кутузова.

Солдаты спасают своих братьев и знают, ради чего они рискуют жизнью. Ни Тушин, ни Тимохин не нуждаются в приказах, чтобы выполнить свой долг. Их действия, по сути, добровольны, их упорство – залог одержанной ими моральной победы.

Перед нами островок нравственности в чуждой народу войне.

Шенграбен – преддверие народной войны 1812 г.

  • Аустерлицкое сражение

В этом сражении у русской армии не было ни мужества, ни веры в победу, так как у людей не было нравственной цели. Им не за что было драться, кроме «государственной чести» и своего императора. Сражение, по сути, было проиграно ещё до того, как началось.

Аустерлиц – это пролог к другой, «государственной» войне 1812 г., которую вели чиновники в военных мундирах. Они защищали свой положение и формальную честь империи. Такая «государственная» война лишь формально связана с народной войной.

  • Война 1812 г.

Наполеон и Кутузов резко противопоставлены друг другу, они антиподы (использование антитезы).

Образы даны в субъективном восприятии.

Толстого упрекали в искажении и принижении образа Наполеона.

  • «мысль семейная»

Характеристика главных героев через их семьи – один из основных литературных приёмов Толстого.

«Мысль семейная» – важнейшая тема в романе.

Она неразрывно связана с представлением писателя о мире. Мир – не только любовь и согласие, но и отдельные миры – человеческие объединения (семьи, светские кружки, полк, партизанский отряд, иногда стихийно возникшая общность - как, например, пленные в одном бараке). И среди всех человеческих объединений для Толстого главные – это семьи.

Семья для него – основа основ. В каждой представленной в романе семье есть особые черты, которые накладывают отпечаток на всех её представителей.

  • «мысль семейная»

В изображении конкретных семей

Семья Ростовых

Ростовы живут «жизнью сердца», легко и непринуждённо относясь к жизненным неурядицам. Их главные черты – искренность, естественность, простота, откровенность, бескорыстие. Рассказывая об этой семье, Толстой описал идеал.

Семья Болконских

Отличительные черты – аристократизм, интеллигентность, подлинная забота о государственных интересах, широта политической мысли, строгая требовательность в отношении к себе и людям, гордость. В семье царит разум, а не чувства. Такие качества, как долг, честь, благородство, патриотизм, передаются в семье из поколения в поколение.

Семья Курагиных

В этой семье отсутствуют душевные связи, в ней живут люди, родные по крови. Отсутствие духовного родства делает семью формальным объединением, не способным воспитать нравственное отношение к жизни. Члены этой семьи оказываются способными лишь к разрушению.

  • Семья ростовых

  • Семья болконских

  • Семья курагиных

  • Наташа ростова

Эволюция героини показана на 15-летнем отрезке её жизни.

Она появляется на страницах романа 13-летней – полуребёнок, полудевушка. Черноглазая, некрасивая – гадкий утёнок, готовый превратиться в прекрасного лебедя. Главные её черты – непосредственность, сердечность («ум сердца»). Она порывиста и романтична, основа её существования – любовь.

Секрет её обаяния не только в удивительной искренности, открытости сердца. Ей от рождения дано то, что так долго ищут в себе Пьер и Андрей – естественность души. Она не только умеет делать счастливыми других, но и умеет быть счастливой сама.

Ей единственной в романе дано ощутить то состояние души, когда человек не верит в возможность зла, потому что сам готов делать только добро.

  • Наташа ростова

Толстой наделяет свою любимую героиню необычайной нравственной силой и красотой. Её духовная красота проявляется

  • в отношении к природе (Наташа в Отрадном),

  • в естественном, врождённом умении чувствовать стихию народной жизни (вспомним, как она отплясывает после охоты),

  • в любви к окружающим (отношение к матери после гибели Пети, к раненому князю Андрею, Пьеру).

А во время войны 1812 г., переживая все тяготы, выпавшие на долю страны и народа, не испытывает духовного надлома – она ведёт себя уверенно и мужественно (убеждает родных отдать свои повозки для раненых солдат). При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она просто повинуется некоему «роевому» инстинкту жизни.

В эпилоге Наташа – жена Пьера и мать четверых детей. Толстой намеренно «принижает» её духовную красоту, делая её образ более «земным». Но сущность героини прежняя: смысл её жизни – любовь.

В этом образе выражен идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся Толстой.

Анализ эпизода Прием в салоне Анны Павловны Шерер роль и значение по роману эпопее Война и мир.

Салон Анны Павловны Шерер напоминает собой стянутые приличием маски. Мы видим прекрасных дам и блестящих кавалеров, яркие свечи – это своеобразный театр, в котором герои, подобно актерам, выполняют свои роли. При этом каждый выполняет не ту роль, которая ему нравится, а ту, в которой желают его видеть окружающие.

Даже фразы их абсолютно пустые, ничего не значащие, поскольку все они заготовлены и идут не от души, а говорятся по неписаному сценарию.

Главными актерами и руководителями этого спектакля являются Анна Павловна и Василий Курагин. Однако при всем при этом, описание салона Шерер – важная сцена в романе, причем не только потому, что помогает нам понять всю сущность светского общества того

Именно здесь мы встречаемся с Пьером Безуховым и Андреем Болконским и понимаем, насколько они отличаются от других героев. Принцип антитезы, используемый в данной сцене автором, заставляет нас обратить внимание на этих персонажей, присмотреться к ним внимательнее.

Светское общество в салоне напоминает прядильную машину, а люди – веретена, которые, не умолкая, шумят с разных сторон. Самая послушная и красивая марионетка – Элен. Даже выражение ее лица полностью повторяет эмоции на лице Анны Павловны. Элен не произносит ни одной фразы за целый вечер. Она лишь поправляет свое ожерелье. За внешней красотой этой героини не скрывается совершенно ничего, маска на ней держится еще более крепко, чем на других героях: это “неизменяющаяся” улыбка и холодные бриллианты.

Среди всех женщин, которые представлены в салоне фрейлины, симпатична лишь ожидающая ребенка жена князя Андрея - Лиза. Мы даже проникаемся к ней уважением, когда она отстраняется от Ипполита. Однако и Лиза тоже имеет маску, которая настолько к ней приросла, что даже дома с мужем она разговаривает таким же игривым и капризным тоном, что и с гостями в салоне.

Чужим среди приглашенных является Андрей Болконский. Когда он, прищурившись, окинул взглядом общество, то обнаружил, что перед ним не лица, а маски, сердца и мысли которых совершенно пусты. Это открытие заставляет Андрея зажмуриться и отвернуться. Лишь один человек в этом обществе достоин улыбки Болконского. И этого же человека Анна Павловна едва удостаивает внимания, встречая приветствием, которое относится к людям самого низшего сословия. Это Пьер Безухов, «русский медведь», который, по мнению Анны Павловны, нуждается в «образовании», а в нашем понимании - лишении искреннего интереса к жизни. Будучи незаконнорожденным сыном екатерининского вельможи, он был лишен светского воспитания, в результате чего резко выбивался из общей массы гостей салона, но зато его естественность сразу располагает его по отношению к читателю и вызывает симпатию. У Пьера есть свое мнение, но оно в этом обществе никого не интересует. Здесь вообще ни у кого нет своего мнения, да его и не может быть, ведь все представители этого общества неизменны и самодовольны. Сам автор и его любимые герои отрицательно относятся к светскому обществу. Л.Толстой срывает маски с актеров салона Шерер. При помощи методов контраста и сопоставления автор раскрывает истинную сущность персонажей. Князя Василия Курагина он сравнивает с актером, а его манеру изъясняться – с заведенными часами. Новые гости салона выступают у Толстого в роли блюд, которые подают к столу. Сначала Анна Павловна «сервирует стол» виконтом, потом аббатом. Автор сознательно использует прием снижения образов, подчеркивая преобладание в членах светского общества физиологических потребностей над более важными – духовными. Автор дает нам понять, что сам он на стороне естественности и искренности, которым уж точно не было места в салоне фрейлины. Этот эпизод выполняет важную функцию в романе. Именно здесь берут начало главные сюжетные линии.

Пьер впервые видит свою будущую супругу Элен, князь Василий принимает решение женить Анатоля на княжне Марье, а также пристроить Бориса Друбецкого, а Андрей Болконский решает отправиться на войну.

Начало романа имеет много общего с эпилогом. В конце эпопеи мы встречаемся с юным сыном Андрея Болконского, незримо присутствовавшим еще в первой сцене произведения. И опять начинаются споры о войне, как бы в продолжение темы аббата Морио о вечности мира. Именно эту тему и раскрывает Л. Толстой на протяжении своего романа.

  1. Физминутка

Просмотр видеоролика

Разминка для спины

Вспоминают.

  1. Рефлексия

  • Самым интересным на уроке для меня было…

  • Для меня оказалось трудным и сложным…

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Дочитать 1 часть I тома.

Запись в дневник.


11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!