СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роман "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЧЕТЫРЕ СЕСТРЫ

(Сказка)

   Жили на свете сёстры: Зима, Весна, Лето, Осень. Зима была  белая. Весна была  в зелёном наряде. Лето было  в нарядном  платье. А осень в красном платке.

   Пришли сёстры в гости к Осени. У неё на столе груши, яблоки, сливы. Пообедали сёстры, и стали благодарить Осень за щедрое угощение.

   Осень говорит:        

- Это я вас всех должна благодарить. Мы все хорошо потрудились, чтобы люди собрали богатый урожай.

 (65 слов)                                                 По "Павлышским сказкам"

 

Выполни задания.

1.О каких сестрах говорится в сказке?

  А) Осень, лето, зима, весна

  Б) Река, солнце, небо, дождь

  В) Горы,  облака, ветер, снег

2. К кому сестры пришли в гости?

    А) К зиме

    Б) К весне

    В) К осени

3.За что поблагодарили сестры хозяйку?

   А) За щедрое угощение

    Б) За игры и веселье

    В) За добрый совет

4. Кому, по мнению Осени, нужно говорить "спасибо" за богатый урожай ?

    А) Весне

    Б) Всем сестрам

    В) Лету

5. Укажи,  какое произведение ты прочитал (прочитала)?

    А) Рассказ

    Б) Стихотворение

    В) Сказку

 

 

6. Восстанови  предложения из текста, в которых потерялись слова:

   Весна была  в ____________________наряде.

   Пообедали сестры и стали  _________________ Осень за щедрое угощение.

 

7. Запиши, у кого были такие наряды:

Белый наряд был у ___________.

Зелёный наряд был у __________.

Просмотр содержимого документа
«Роман "Отцы и дети"»

Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:___________

Тема урока: Роман «Отцы и дети»

Тип урока: Изучение нового материала

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, с исторической обстановкой в России 50-х годов;

- Подчеркнуть особенности романов Тургенева


2.Развивающая: Создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы

3.Воcпитывающая:. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.


Узнает об истории написания романа, выяснит смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Приветствие

.

Проверка домашнего задания.

. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы, защищающие старые порядки, либералы

и демократы, настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

Вопросы и задания:

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа

Кто приезжает вместе с Аркадием?

Анализ пейзажа

представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

«Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?


Чтение романа стр 11-117

Настрой на урок. Готовность к уроку

Задают друг другу вопросы по теме, Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».

Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)




Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:15.10.2019

Тема урока: «Схватка», «Кто такое Базаров»

Тип урока: Изучение нового материала

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Работа над содержанием романа, анализ ; обратить внимание учащихся на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым; опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах

2.Развивающая: Создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы

3.Воcпитывающая:. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.


Приблизит героя к читателю, сделать живыми;

-Научит ребят видеть детали и их роль в раскрытии авторского замысла;

- Понимают

вопроса: за что Павел Петрович так невзлюбил Базарова;



Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Приветствие

.

Проверка домашнего задания.

Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое произведение?

2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?

3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?

Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»?

Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович?

Как Базаров представился?

при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку?

. Какое впечатление производит усадьба Марьино?

Как ведет себя Базаров? Николай Петрович?

Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры

Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность базаровского нигилизма?

Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят.

Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская?

Схватка Павла Петровича

с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о дворянстве и аристократии.





Чтение романа стр 11-117

Настрой на урок. Готовность к уроку

. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям

(«Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

(«Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

(А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не

(Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

(«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)





Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:__________

Тема урока: «Базаров и Одинцоева»

Тип урока: Изучение нового материала

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Проанализировать поведение Базарова в новой для него роли и обстановке;

Исследовать вопрос, кто же прав: Тургенев, говоривший, что Одинцова также мало влюблена в Аркадия, как и в Базарова;


2.Развивающая: Создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы

3.Воcпитывающая:. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.


Узнает с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснит, чем интересен роман сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое отношение к тургеневскому роману и его героям.



Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Приветствие

.

Проверка домашнего задания.

Мы уже много знаем о Базарове, его взглядах и мыслях. Тургенев водит своего героя по ступеням отношений с разными людьми, мужчинами и женщинами, с другом; вскоре мы увидели Базарова в его отношении с родителями, а сегодня ему предстоит главное испытание, которому подвергается человек, - любовь.

- Каким был Базаров до встречи с Одинцовой?

Человек трезвого, глубокого ума, уверенный в своих силахи в том деле, которому он себя посвятил, лишенный пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и подавлять своими знаниями, волей и логикой

- Что происходит с Базаровым?

Б. будто «сконфузился», ему стало досадно: «Вот тебе раз! Бабы испугался!».

- А что же прекрасная Анна Сергеевна?

Проследите, что происходит с Базаровым на протяжении нескольких глав.

Базаров взволнован. В конце 16 главы он уже не может сохранять свою обычную выдержку и самообладание.

Одинцова «дойдя до известной черты, заставила себя заглянуть за нее – и увидела даже не бездну, а пустоту… или безобразие». Что за пустоту или безобразие имел в виду Тургенев?

Жизнь без ясного образа. А.С.все спланировала, обеспечила свою жизнь, удачно выйдя замуж. Она не готова быть женой уездного лекаря, а Б. вряд ли добился бы большего, если бы остался при своих взглядах. Ее пугал этот человек, он обладал слишком сильной, разрушительной страстью. Она боялась «сгореть» в ней бесследно, боялась раствориться, отдать себя и свою жизнь. Она не могла пожертвовать и уступить ему, а он не мог и не хотел уступить ей. Но спокойствие Одинцовой не было потрясено, для Базарова же все это явилось огромным событием, перевернувшим его сознание и жизнь. Он прошел испытание любовью.


Чтение романа стр ________________

Настрой на урок. Готовность к уроку

. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов аристократическим условностям

(«Обнаженная красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)

(«Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так представлялись крестьяне.)

(А вдруг рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не

(Николай Петрович старается не замечать развязные манеры гостя.)

(«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)





Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:_______________

Тема урока: «Смерт Базарова»

Тип урока: Изучение нового материала

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Понять, в трагизм положения Базарова, почему он должен обязательно умереть. Постараться ответить на вопрос: нужен ли Базаров России.


2.Развивающая: Создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы

3.Воcпитывающая:. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.


Покажит эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето





4. Домашнее задание.

Приветствие

.

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями).

Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти?

Каково отношение Тургенева к своему герою?

И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель – потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к которому он чувствовал «невольное влечение». Писатель не верил, что люди базаровского склада «найдут путь обновления России

«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». «…Но смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного характера». Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?

Существует ли базаровщина в наши дни?






Чтение романа стр 136-147

Настрой на урок. Готовность к уроку

. Восхищение силой характера, душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца

(Кажется, что заражение при вскрытии трупа – случайность, на самом деле это не так

. На работе, в стремлении к познанию еще не познанного Базарова настигает смерть.)

По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество. Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной – на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение [7].

(Наверное, можно сказать, что Базаров умирает от одиночества.



Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:____________

Тема урока: Идейное содержание и главная тема

Тип урока: урок обобщения,  систематизации и закрепления с элементами получения новых знаний.

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая:  Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания об образе Базарова.    

2.Развивающая:  Развивать познавательный  интерес к предмету;

3.Воcпитывающая:.

  • Воспитывать литературный вкус и любовь к русской классике;


Умеет связно характеризовать существенные черты творческого облика писателя.

Знает содержание романа, основные черты Базарова. Умеют характеризовать главных героев романа. Пересказывают прочитанное. Определяет идею произведения. Письменно излагают мысль.

Ключевые компетентности

Предметные компетентности

1.Информационная

2.Социально-коммуникативная

3.Самоорганизация и разрешение проблем

1.языковая

2.речевая

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин


2Вступительное слово учителя.















3.Новая тема






















4. Домашнее задание:

Приветствие




- Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами читали и анализировали роман Тургенева «Отцы и дети». Сегодня у нас не совсем обычный урок, урок –суд , хотя  мы с вами уже проводили подобный урок.

Сегодня на заседании нашего литературного суда решается вопрос, нужен ли Базаров России,  читателю?

Итак, заседание суда открывается.


Урок-семинар по вопросам:

 Каковы коренные особенности базаровского типа и чем они обусловлены ( по статье Д.Писарева)

2.Что, по мнению Писарева, управляет поступками Базарова и как объясняет критик честность героя.

  1. Каково, с точки зрения Писарева, отношение Тургенева к базаровскому типу вообще и к смерти героя в частности?

  2. Какой ответ дает Писарев на вопрос «Что делать?» и как вы расцениваете его ответ?

  3. Что о Базарове и нигилизме говорят статьи М.Антоновича и Н.Страхова?

 читать статью Д.Писарева «Базаров», критические статьи М.Антоновича,  Н.Страхова, готовиться к семинару по вопросам:


Настрой на урок. Готовность к уроку

Настрой на урок. Готовность к уроку



Отвечают на вопрос



























Найдут ответы

Анализируют







Слушают.




Высказывают .



Отвечают на вопросы, анализируют.романа



К-1














К-2













К-1

















К-3


К-2












К-2

















К-2









К-2


Формирующее оценивание



































Формирующее оценивание
























Формирующее оценивание




Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:___________

Тема урока: Письменная  работа

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков 

Метод урока: письменный

Оборудование: картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: исследуя текст, познакомить учащихся с основными проблемами романа «Отцы и дети»

2.Развивающая: способствовать развитию устной и письменной  речи, ораторского искусства, навыкам исследовательской работы,  умению  анализировать и обобщать.

3.Воcпитывающая:. формировать способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений


уметь сотрудничать и работать в группе; воспитывать культуру труда, уважение к  художественной литературе

 умению  анализировать и обобщать.

Ключевые компетентности

Предметные компетентности

1.Информационная

2.Социально-коммуникативная

3.Самоорганизация и разрешение проблем

1.языковая

2.речевая

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя

(что делает учител)

Деятельноcть ученика

(Что делает ученик


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин


2. Беседа с учащимися по вопросам:







3I.Реализация индивидуального задания

















4. Домашнее задание.

Приветствие


1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.


Сообщение учащегося.

Вопросы и задания:

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? 

3.Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы?

4.

Кто же будет осуществлять необходимые преобразования?

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.


Настрой на урок. Готовность к уроку


Слушают, анализируют.


Делают ввыоды. Напишут ответы

















Слушают, анализируют.


Делают ввыоды. Напишут ответы



К-3









К-2










К-2

К-2





К-2















К-2

Контрольное оценива ние


















Контрольное оценива ние


















Контрольное оценива ние





Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:

Тема урока: «Действительно ли Базаров нигилист»

Тип урока: Презентация итогового продукта учебного проекта.

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Презентовать готовый продукт краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» познакомиться с характеристиками определения нигилизма, данными в разных источниках разного времени


2.Развивающая: Развивать познавательный интерес школьников через метод исследовательских проектов , формировать умение презентовать конечный исследовательский продукт, умение высказывать свои мысли связно и логично;


3.Воcпитывающая:. Обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей.

. Умеет характеризовать главных героев романа. Пересказывают прочитанное. Определяет идею произведения. Письменно излагают мысль.


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Приветствие


Тема нашего сегодняшнего урока - «Нигилизм и его последствия». Сегодня мы постараемся обобщить полученные знания о нигилизме, поговорим об убеждениях нигилиста Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», попробуем ответить на вопрос: «Каковы же последствия нигилизма?»

Но сегодняшний наш урок не совсем обычный. Это итог огромной работы, которую мы проводили в течение 2 учебных недель – это реализация краткосрочного учебного проекта по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» - «Нигилизм и его последствия».

В процессе работы вы принимали активнейшее

участие, и я думаю, вам очень хочется поделиться с результатами своей работы. Итак, дорогие мои исследователи, слово предоставляется вам.

Презентация учебного проекта «Нигилизм и его последствия

Название проекта - «Нигилизм и его последствия».

Задачи проекта

  1. Познакомиться с содержанием романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» и главным героем романа – нигилистом Е.Базаровым.

  2. Организовать поиск материала о нигилизме в справочной литературе, словарях, СМИ, Интернете.

  3. Создать рабочие группы по сбору и анализу материала

Вопросы проекта:

  • Что такое нигилизм?

  • Что знают окружающие о нигилизме?

  • Соответствуют ли взгляды Базарова нигилистическим?

  • Каковы последствия нигилизма?

Необходимое оборудование- текст романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»,


Настрой на урок. Первый вопрос нашего учебного проекта звучит так: « Что же такое нигилизм?»

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни

НИГИЛИЗМ – «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощупать».

В.Даль

- НИГИЛИЗМ – «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм».

Толковый словарь русского языка

Второй вопрос

Мы пришли к выводу, что нигилизм – это убеждения, жёсткие и непреклонные, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций. Философия нигилизма позитивной быть не может, т.к. отвергает всё, не предлагая ничего взамен. Нигилизм возникает там, где жизнь обесценивается, где потеряна цель и нет ответа на вопрос о смысле жизни, о смысле существования самого мира.


Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:____________

Тема урока: Я пришел к тебе с приветом…

Тип урока: Изучение нового материала

Метод урока: словесный

Оборудование: картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: глубже раскрыть внутренний мир писателя ;  - показать воссоединение мира природы и души человека в стихотворении А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом…»

2.Развивающая: развивать навык анализа поэтического текста, в том числе и сопоставительного;

3.Воcпитывающая:.

 воспитывать чувство слова и культуру чувств;

-  продолжать работу по усвоению общечеловеческих ценностей.


Выразительно читают стихотворение и находят художественные средства литературы


формировать умение сопоставлять лирические произведения;


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин


2. Вступительное слово учителя.











3. Объяснение нового материала.

















4.анализ.













5. Творческое задание (рисование темы урока под музыку).


6.  Подведение итогов урока.

7, Домашнее задание


Приветствие

Давайте поприветствуем друг друга.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Давайте повторим.

Сегодня на уроке мы будем говорить о необычном, уникальном поэте, Афанасии Афанасьевиче Фете.

– Есть желание познакомиться с поэтом? 

–Мы продолжаем знакомство с русской поэзией ХIХ века и говорим о жизненном и творческом пути поэта А.А.Фета. Запись темы урока.

Слушая романс, кажется, что стихи и музыка в нем неразделимы. И это так, ведь Фет очень музыкален. Его стих часто уже одним подбором звуков создает у нас то или иное настроение. “Что не выскажешь словами, звуком на душу навей”, – писал Фет. А в 1843 году в журнале “Отечественные записки” читатели нашли стихотворение, в котором можно равно видеть и лирический автопортрет, и поэтическую декларацию нового поэта “Я пришел к тебе с приветом”.

Для чего же Фет пришел в поэзию?

О чем он будет рассказывать?

 У каждого из вас остались какие-то ощущения после знакомства с жизнью поэта. Попробуйте эти ощущения, свое понимание темы урока выразить в красках. Просто сочетаниями цветов, цветовыми пятнами, символами покажите жизнь поэта, его творческий путь. И обязательно дайте словесное обоснование своей работе..

Заканчиваем работу. Мне хотелось бы послушать словесное обоснование ваших рисунков. стихотворение Фета на выучить наизусть.


Настрой на урок. Готовность к уроку

Задают друг другу вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя, проверяют д/з .


Понимают значение знаний по теме, записывают число и тему урока в тетрадях. Выполняют упражнения ,отвечают на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Учит новые слова.



Делают выводы, выполняют разные виды работы, отвечают на вопросы

Читают текст и комментируют. Выполняют самостоятель

ную работу










Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:

Тема урока: Ф.И.Достоевский

Тип урока: Объяснение,

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;

2.Развивающая: Учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе

3.Воcпитывающая:.Воспитывать интерес к произведениям русской классики,

приобщать к миру прекрасного.


Знают о жизни и творчестве писателя. Знают содержание романа. Дают характеристику главным героям романа.

Пересказывают прочитанное. Определяют идею произведения. Письменно излагают свою мысль.


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Здравствуйте ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости , поприветствуем их.

Встаньте прямо, расправьте плечи, поднимите голову, подарите мне свою улыбку. Я вам желаю хорошей, плодотворной работы на уроке

Сегодня приступим к изучению новой темы

Третьего октября 1866 года, около семи часов вечера, я, по обыкновению, пришла в 6-ю мужскую гимназию, где преподаватель стенографии П. М. Ольхин читал свою лекцию. Она еще не началась: поджидали опоздавших. Ко мне подошел Ольхин и, сев рядом на скамейку, сказал:

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Ф.М. Достоевского из письма к брату: «Человек есть тайна.

Ф.М. Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличительное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма

Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма

В начале 1854 г. окончился срок каторги, писатель прибыл в Семипалатинск

1866г. – роман «Игрок».Спустя некоторое время сделал своей стенографистке Анне Григорьевне Сниткиной предложение, и она стала его женой.

Как вы думаете, выполнили ли мы задачи, стоявшие перед нами?

Продолжите, пожалуйста, фразу: Сегодня Я

Эссе: «Каким я представляю себе человека и писателя Достоевского».


Настрой на урок. Готовность к уроку

Задают друг другу вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя, проверяют д/з .


Понимают значение знаний по теме, записывают число и тему урока в тетрадях. Выполняют упражнения ,отвечают на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Учит новые слова.



Делают выводы, выполняют разные виды работы, отвечают на вопросы

Читают текст и комментируют. Выполняют самостоятель

ную работу










Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:

Тема урока: «Преступление и наказание»

Тип урока: Изучение нового материала

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Помочь учащимся определить суть разработанной Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории

2.Развивающая: Развивать высокие эстетические, нравственные чувства, сострадания к ближнему;

3.Воcпитывающая:. , Формировать понимание ценности литературы; укреплять дружеские, уважительные отношения при работе в группе.


Знают о жизни и творчестве писателя. Знают содержание романа. Дают характеристику главным героям романа.

Пересказывают прочитанное. Определяют идею произведения


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам раскрыть тайны души главного героя романа Достоевского «Преступление и наказание»

                                             замкнутый, обреченный.                        не смиряется, создает (теорию), сомневается разрешает себе «кровь по совести».                                        ***

- Перед вами фрагмент синквейна, так называется стихотворение, особенность которого в том, что при его написании не надо соблюдать рифму, но оно помогает выразить основную мысль. Состоит из пяти строк. Первая и последняя строки пропущены. Это существительные . Я предлагаю вам его прочитать и восстановить 1 строчку.

Итак, Родион Раскольников. (владимир кошевой, 2007 реж. Дмитрий Светозаров; Георгий Тараторкин, 1968 реж. Лев Кулиджанов)

- Обычно о человеке мы судим по его поступкам. Какие поступки совершает герой в романе?

- Я предлагаю вам выбрать один из листов того цвета, с которым ассоциируется у вас Раскольников, его состояние).

- А теперь разделите лист на две колонки. В первую колонку поставьте +, во вторую -. Заполните обе колонки: положительные и отрицательные качества Раскольникова

- Объясните выбор цвета.

- Перечислите положительные и отрицательные качества героя.

- Какая сторона его души берёт вверх? Что побеждает в его душе добро или зло?

- Давайте выясним: что послужило мотивом преступления?

Составление кластера.

Преступление ( нищета, желание помочь, жестокость мира, чувство несправедливости, письмо матери, желание испытать идею)

- В чём суть теории?

- Где он изложил суть этой теории?


Настрой на урок. Готовность к уроку

Задают друг другу вопросы по теме, отвечают на вопросы учителя, проверяют д/з .


Понимают значение знаний по теме, записывают число и тему урока в тетрадях. Выполняют упражнения ,отвечают на вопросы.

Ученики отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Учит новые слова.



Делают выводы, выполняют разные виды работы, отвечают на вопросы

Читают текст и комментируют. Выполняют самостоятель

ную работу










Записывают домашнее задания.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное



Утверждаю______________ Предмет: литература

Клаcc 10 Дата:________

Тема урока: «Студент Раскольников»

Тип урока: Продолжение урока

Метод урока: Словесный

Оборудование: Картинки

Цели урока:


Ожидаемые результаты

1.Обучающая: Расширить представление о герое романа; помочь понять сложный и противоречивый характер героя;

раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;

2.Развивающая: Создать условия для развития логического мышления, умений правильно обобщать данные текста, делать выводы

3.Воcпитывающая:. Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности

Знают о жизни и творчестве писателя. Знают содержание романа. Дают характеристику главным героям романа.

Пересказывают прочитанное. Определяют идею произведения


Ключевые компетентности:


Предметные компетентности:

1

Информационные (КК-1)

1

Языковые (ПК-1)

2

Социально- коммуникативные (КК-2)

2

Речевые (ПК-2)

3

Самоорганизация и разрешение проблемы (КК-3)

3

Социокультурные (ПК-3)

Ход урока:

1 Организационный момент. 2 Повторение пройденной темы. 3 Новая тема.

Этапы урока

Деятельноcть учителя


Деятельноcть ученика


Компетентности

К.К П.К


Оценивание

I. Орг.

 момент

3 мин




2. Актуализация знаний учащихся








3. Формирование новых знаний и умений учащихся.










4. Применение полученных знаний и умений.


























5. Итоги урока.

Рефлексия.

Комментирование отмето







4. Домашнее задание.

Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? - главный вопрос урока.

Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь роман.

Опишите героя картины Ярошенко Н.

- Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен «Студент»?

Обратимся к образу Раскольникова.

Вопросы:

1. Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть характер героя?

Родион Романович Раскольников- бывший студент Петербургского университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова раскол, что означает раздвоение. Второе толкование связано со словом раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе (раздвоении), происходящем в душе бывшего бедного студента. Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим…

Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…

Чему учит классическое произведение? Мотивы преступления в самом человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления и наказания.

Перечитать страницы о Лужине и Свидригайлове.

Д.З Ч.1 гл. 3, ч. 2 гл.4-5, ч.4 гл. 1-2, ч.5 гл. 1-3.


На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба.

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что даже боялся всякой встречи…»

«Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то».

Выделите определяющие черты характера главного героя.

Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый, восприимчивый..


окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона Раскольникова на преступление.



КК-1







КК-2








КК-1












КК-2



















КК-3








КК-3




ПК-2









ПК-2








ПК-3














ПК-1














ПК-3








ПК-2
















Форматив ное,

Суммативное















Форматив ное,

Суммативное














Форматив ное,

Суммативное
















Форматив ное,

Суммативное










Форматив ное,

Суммативное








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!