СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роман о себе ежедневном». (Урок по дневниковой прозе в 9 классе)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по дневниковой прозе в курсе жанровой стилистики, 9 класс

Просмотр содержимого документа
««Роман о себе ежедневном». (Урок по дневниковой прозе в 9 классе)»

«Роман о себе ежедневном»

(Урок по дневниковой прозе в 9 классе)

- Один из наших писателей, Ю. Олеша, сказал: «Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном». Но где же найти роман о себе? Такой книги нет ни в одной из библиотек. Остается одно – написать её самому.

…Как вы считаете, что может стать таким романом? (Личный дневник любого человека).

Ход урока определен на доске, наша задача – обобщить знания по теме.

  1. Долгий и длинный путь к себе.

  2. Моё отношение к дневниковой деятельности.

  3. Л. Н. Толстой («По дневнику весьма удобно судить о самом себе»)

  4. М. М. Пришвин («Литературная кладовая»).

  5. Ю. К. Олеша («Ни дня без строчки»).

  6. Дневниковая деятельность – словесное творчество.

  7. Из дневников Адриана Моула.

- Вы уже много знаете о дневниковой деятельности. Зачем людям нужны дневники? (Страницам дневника люди доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Начав общаться с собой, мы постепенно развиваем способность общаться с другими).

- О чем пишут люди в дневниках? (Это может быть анализ событий дня; какой-то отдельный особый случай из жизни; замечания, размышления по поводу чего-нибудь)

- Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить свои размышления о целях задачах дневниковой деятельности. После представления заданий учитель делает вывод, что личный дневник может фиксировать этапы духовного роста человека, как это было у Л.Н Толстого.

- С какой целью начинал вести свой дневник Л. Н. Толстой? (На этот вопрос ученикам предстоит ответить после небольшого индивидуального сообщения).

«По дневнику очень удобно судить о самом себе» - эту цитату записываем на доске (рядом с фамилией Толстого).

- Кто еще из известных людей вел дневник? ( Пушкин, Чехов, Пришвин, Олеша).

- О чем писали они в своих личных дневниках и записных книжках?

- Как называл свои дневниковые записи Пришвин? Чем были для писателя его записные книжки? (После индивидуального сообщения класс отвечает: «писатель называл их «литературной кладовой»).

- В своих дневниковых записях, ребята, вы можете также использовать пейзажные зарисовки и наблюдения над животными.

- Какие слова можно назвать девизом автора? («Ни дня без строчки»).

- А теперь прочитайте отрывки из своих дневников, чтобы стало понятно, что такое дневник для вас.

«Сегодня я надумала вести дневник, ведь это неплохая идея. Теперь каждый день буду записывать что-нибудь интересное, чтобы потом было, что вспомнить.

Кроме этого, сейчас дневник – это мой секрет, потому что я не хочу, чтобы кто-то знал о моих мыслях и чувствах». (М. А.)

«Сегодня я завела дневник. В нем я буду записывать события каждого дня. Здесь будут отражаться мои мысли, мои мечты, мое мнение. Раньше я уже несколько раз пыталась завести дневник, но всё это мне очень быстро надоедало. Я не считала это важным, а теперь думаю совсем иначе. Для меня важность дневника заключается в том, что дневник становится моим собеседником, перед которым можно открыть свои тайны». (А.В.)

- Вы уже поняли, что вести дневник – нелегкая задача. Сделав первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом чистой бумаги.

Поскольку это словесное творчество, у него есть свои законы. О них мы и поведем разговор далее.

- Вспомните, каковы основные признаки дневниковой записи? (Содержание записи ограничивается определенным временным отрезком: день, неделя. Месяц. Обычно дневниковая запись делается после событий, которые произошли, реже перед событиями, которые произойдут. Это бывает в том случае, мы пытаемся прогнозировать свое поведение и поведение окружающих. Обязательная примета дневниковой записи – даты. В дневниках бывают и рисунки ( Пушкин много рисовал).

- Какие две цели побуждают нас обратиться к дневнику?

1. Эмоциональное самовыражение (выплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта)

2. Интеллектуальное самообеспечение (анализ событий дня, размышления над увиденным и услышанным)

«Вторник, 20 января, каникулы.

Мама уходит на работу!

Значит, я попаду под влияние улицы, скачусь к уголовщине и всё такое. А куда мне деваться в каникулы? Днями слоняться без дела… вот опять оставили меня без присмотра с ключом на шее, чтобы сам открывал дом. А о собаке кто позаботится? А есть я весь день что буду? Одни пирожные да конфеты, пока не испортится кожа и зубы не выпадут.

Да, эгоистка моя мама, вот она кто!»

- Докажите, что это текст.

К какому типу он относится? Почему? (Рассуждение).

Назовите его композиционные части.

Как представлены доказательства?

Как связаны предложения в тексте?

С какой целью сделана эта запись?

-Выбор темы, свободная манера изложения, ирония – как всё это похоже на ваши дневниковые записи! И вы. Вероятно, догадались. Что это отрывок из дневника Адриана Моула, главного героя английской писательницы Сью Таунсенд.

- Кто из известных вам современных писателей использовал дневниковые записи? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», А. А. Алексин «похождения Севы Котлова», «Мой брат играет на кларнете»).

- Какие типы текстов представлены в дневниках? (Повествование, описание, рассуждение, но в чистом виде эти типы встречаются очень редко, обычно это смешанный тип).

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах записи мы узнали на уроках? (Исповедь- самооценка своей деятельности; анализ событий дня; портретная зарисовка).

- Разговор о жанровой форме дневниковой записи мы продолжим, анализируя текст.

«Понедельник, 5 апреля.

Везет как утопленнику! Первый день каникул, а я носы из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пес влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит а собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улегся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежит к более низким слоям общества, чем наши возлюбленные».

- Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись.

О чем здесь идет речь?

Случайно ли автор начинает с рассказа о собаке?

К какой форме дневниковой записи вы бы её отнесли? (Исповедь-самооценка).

- Найдем слова и обороты речи, которые передают состояние настроение мальчика (особенности стиля – ирония над самим собой, за которой скрывается серьезная проблема подростка).

- Дневниковые записи следуют одна за другой и могут объединяться одной темой, составлять один текст.

Мы заканчиваем наш урок, но не заканчиваем работу с дневником, столь трудную и столь интересную. Нужно признать, что регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». Это главная книга о себе «ежедневном».

С. В. Несын

Череповец


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!