СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роман «Евгений Онегин» в интерпретации В. Г. Белинского. Изучение литературной критики в школе (на примере статей В. Г. Белинского)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

назначение литературной критики;

   Литературная критика – литература о литературе. По справедливому заключению Р. Барта, она «занимает промежуточное положение между наукой и чтением». Л. критика стремится понять и объяснить худ. произведение, его невыразимые смыслы или предпосылки порождения этих смыслов, подготавливает читателя к встрече с худ. произведением, вступает в диалог с автором-творцом текста, с другими критиками – оппонентами или союзниками. Общепризнанными свойствами литературной критики являются оперативность выступления, повышенный градус идеологической активности, обращенность к современности, публицистическая одушевленность, стремление соизмерять созданное с давно известным, прошедшим испытание историческим временем.

Просмотр содержимого документа
«Роман «Евгений Онегин» в интерпретации В. Г. Белинского. Изучение литературной критики в школе (на примере статей В. Г. Белинского)»

Приложение 1.

План урока

«Дмитрий Иванович против Виссариона Григорьевича, или Кто лучше понял «Евгения Онегина»?

Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Полемика вокруг романа».

Форма урока: урок-диспут.

Цели:

образовательные: ознакомление с критическими статьями В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (Статьи 8 и 9) и Д. И. Писарева «Пушкин и Белинский»; обучение сравнению различных оценок художественного произведения;

развивающие: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути ее решения; развивать умение формулировать и аргументировать как собственную, так и авторскую точку зрения;

воспитательные: прививать интерес к изучению критической литературы; развивать коммуникативные умения.

Оборудование: статьи В. Г. Белинского и Д. И. Писарева; раздаточный материал; магнитная доска.


Ход урока.

I. Вступительное слово учителя. Формулировка целей урока.

II. Сообщения учащихся: «Белинский о Пушкине», «Писарев о Пушкине».

III. Беседа по вопросам опорного конспекта (ученики предварительно отвечают на них дома, разбившись на 2 группы: «партия Белинского», «партия Писарева).

Вопросы для 1-ой группы:

1. Объясните мысль Белинского: «Евгений Онегин» есть поэма историческая, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».

2. Почему Белинский называет роман «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»?

3. Почему Белинский называет Онегина «недюжинным человеком», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни»? Что сделало его «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом»?

4. Почему Белинский называет Татьяну «существом исключительным»?

5. Как оценивает Белинский последнее объяснение Онегина и Татьяны?

Вопросы для второй группы:

1. Почему, по мнению Писарева роман «Евгений Онегин» не может быть назван историческим?

2. Приведите доказательства, опровергающие мнение Белинского, который считал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».

3. Как оценивает Писарев Онегина?

4. Почему Писарев называет Татьяну «особой экзальтированной» и «фантазирующей барышней»?

5. Как трактует финал романа Писарев?

IV. Актуализация знаний. Заполнение таблицы «Герои романа Пушкина в оценке критики».


Белинский

Писарев


1. Онегин




2. Татьяна







3. Ленский

«Светский человек, недюжинный человек, страдающий эгоист, умен, тонок и опытен, характер действительный»



«натура глубокая, любящая, страстная; возбуждает не смех, а живое сочувствие; дикое растение, предоставленное самому себе»



«романтик по натуре и по духу; сердцем милый был невежда; душа чистая и благородная»

«Светский фат, хлыщ, тунеядец, который ничем, кроме любовных утех не интересуется; отпетый паразит, не что иное, как Митрофанушка»


«особа экзальтированная, способная с первого взгляда влюбиться в незнакомца; больное воображение; подчинялась рутинным порядкам»


«человек, ошалевший от безделья; недоучившаяся пифия; отличается пошлостью»

Вывод: чье мнение вам кажется верным и почему? Возможно, у вас появилась свое мнение о пушкинских героях, поделитесь вашими размышлениями.

V. Работа в парах (идет параллельно с заполнением таблицы).

На 6-ти карточках предложены отрывки из статей Белинского и Писарева, определите, кому принадлежат высказывания, прокомментируйте свое решение.

Работу лучше всего выполнять на магнитной доске, чтобы ее результаты можно было представить всему классу. Выполненная работа выглядит следующим образом:

Белинский

Писарев

1. «Онегин» - в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение»;

2. «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям»;

3. «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества».

1.«Ум Онегина ничем не охлажден, а просто не развит»;

2. «В финале романа и Онегин, и Татьяна показаны настолько исковеркавшими себя людьми, что оба потеряли способность чувствовать»;

3. «Исторической картины вы не увидите; вы увидите только коллекцию старинных костюмов и причесок, старинных прейскурантов и афиш, старинной мебели и старинных ужимок».




VI. Подведение итогов урока. Творческая работа.

Выступление аналитической группы, которой перед началом урока было предложено следующее задание:

Внимательно следите за обсуждением на уроке. Фиксируйте основные этапы обсуждения. Попытайтесь создать заключительное слово-обобщение (резюме) по теме урока: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Полемика вокруг романа».

Творческая работа. Ответить на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, так противоречива оценка романа Пушкина Белинским и Писаревым?»

VII. Домашнее задание.

Предлагаются трехуровневые задания:

1. Репродуктивного характера: напишите короткое резюме по материалам урока.

2. Аналитическое задание: в художественных текстах или исследованиях историко-культурологического характера найдите эпиграф к прошедшему уроку и объясните свой выбор.

3. Творческое задание: напишите эссе на тему: «Роман Пушкина глазами современного школьника». Название можно придумать свое.



Приложение 2.

Изучение литературно-критических статей В. Г. Белинского в разных УМК.

темы

УМК

Творчество А. С. Пушкина

Творчество М. Ю. Лермонтова

Творчество Н. В. Гоголя


1. УМК под ред. Т. Ф. Курдюмовой

В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Пушкина». Статьи 8 и 9 (в отрывках).


Сопоставление позиций критиков. В. Г. Белинский. «Стихотворения М. Лермонтова», «Герой нашего времени» (в отр.). Д. С. Мережковский. «М. Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества».

Сопоставление позиций критиков. В. Г.Белинский «Мертвые души» Н. В. Гоголя», В.В. Набоков «Гоголь» (в отрывках).


2. УМК под ред. В. Я. Коровиной

Полемика вокруг романа. В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский о романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.


3. УМК под ред. А. Г. Кутузова

Полемика вокруг романа. В.Г.Белинский. «Сочинения Александра Пушкина».

А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России».

Н. В. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине».

В.О.Ключевский. «Евгений Онегин» и его предки».

Ф. М. Достоевский. «Пушкин». Очерк.

Сопоставление позиций критиков.

В. Г. Белинский. «Стихотворения М. Ю. Лермонтова», «Герой нашего времени», сочинение М. Ю. Лермонтова».

В. О. Ключевский. «Грусть» (памяти М. Ю. Лермонтова).

Д. С. Мережковский. «М. Ю. Лермонтов – поэт сверхчеловечества».

В. Г. Белинский. «Мертвые души» Н. В. Гоголя», «Письмо к Гоголю».

К. С. Аксаков. «Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души».

В. В. Розанов. «О Гоголе» (Приложение двух этюдов).

Урок «Натуральная школа» и Белинский».


4. УМК под ред. Г. С. Меркина

Белинский о романе Пушкина «Евгений Онегин».

Белинский о романе Лермонтова «Герой нашего времени».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!