РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»
(РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ)
Тесты с выбором ответа
1. Соотнесите приведенные характеристики с действующими лицами романа.
Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидел своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся [его] фигура в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые...
Видно было, что уже давно в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно хорошо и дурно, но потому, что он делал это... Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли...
Ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света...
Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти...
5. Хотя действительно [он] был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх [у Анны Павловны Шерер] мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.
6. Толстой подчеркивал, что именно в Африке [у него] выработался «идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное, сверхъестественное значение.
7. ...Разве не он всей душой желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком, победителем Наполеона? Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей стадии совершенства?
8. Пьер вспоминал то выражение, которое принимало его лицо, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал в воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолетов лошадь ямщика.
Это выражение часто было на лице [его], когда он смотрел на него [Пьера].
“Да он бретер,— думал Пьер,— ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это...”
Долохов.
Б. Кутузов.
Каратаев.
Г. Пьер Безухов.
Д. Наполеон.
Е. Болконский
Кому из героев романа принадлежат следующие описания?
Установите соответствие.
1. В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был... муж маленькой княгини. [Он] был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно.
2. ...Она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне.
3. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.
4....Красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель, или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.
5. «Давно я ждала тебя», — как будто сказала это испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. [Она] танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия.
А. Наташе Ростовой.
Б. Княжне Марье.
В. Пьеру Безухову.
Г. Элен.
Д. Андрею Болконскому.
3. Сны в романе Л.Н. Толстого не только представляют особую символико-поэтическую картину мира, но и раскрывают этапы становления характеров героев.
Какому герою снятся сны, отрывки из которых помещены ниже:
князю Андрею;
Пете Ростову;
Николеньке Болконскому;
Пьеру после Бородинского сражения;
Пьеру в плену.
А. С одной стороны стола сидели Анатоль, Долохов, Несвицкий, Денисов и другие такие же и эти люди громко кричали, пели, но из-за их крика слышен был голос благодетеля, неумолкаемо говоривший о добре, о возможности быть тем, чем были они. И они со всех сторон, с своими простыми, добрыми, твердыми лицами окружали благодетеля. Самое трудное состоит в том, чтоб уметь соединять в душе своей значение всего сопрягать все эти мысли, вот что нужно!
Б. Страшный сон разбудил его. Они шли впереди огромного войска. Они неслись легко и радостно все ближе и ближе к цели. Вдруг Николай Ильич остановился перед ними в грозной и строгой позе:
— Я любил вас, но Аракчеев велел мне, и я убью первого, кто двинется вперед.
Он почувствовал слабость любви он почувствовал себя бессильным, бескостным и жидким. Но Николай Ильич все ближе и ближе надвигался на них.
В. От того, что он успеет или не успеет запереть ее, зависит все. Что-то нечеловеческое — смерть — ломится в дверь. Оно вошло, и оно есть смерть.
Г. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. — Вот жизнь, — сказал старичок учитель — В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его.
Д. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой. Каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива сливался с другим, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн.