СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа»»

Конспект по дисциплине литература 10 класс

Класс: 10

Тема «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Творческая история романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа»

Цели урока:

Образовательные:

в лекционной форме знакомство с историей создания, жанром, системой образов романа в стихах «Евгений Онегин».

Отработка навыка анализа поэтического текста.

Развивающие:

Развивать умение работать с текстом учебника.

Развивать умения использовать межпредметные связи с экономикой, политологией, статистикой для теоретических выводов и обобщений, творческие способности, фантазию и воображение.

Способствовать развитию художественного вкуса учащихся

Развитие умения применять на практике знания по теории литературы.

Развивать навыки творческого восприятия материала.

Развитие логической речи учащихся.

Воспитательные:

Способствовать созданию коммуникативной культуры, выслушивать и уважать мнение одноклассников.

Способствовать воспитанию чувств ответственности, понимания роли личности, духовно-нравственному воспитанию учащихся

Создать условия для дальнейшего воспитания личности.

Оборудование:

  • портрет писателя,

  • план лекции.

Тип урока: урок – лекция.






Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение целей и темы урока:

Сегодня на уроке мы начнём знакомство с гениальным романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», первым романом в стихах в европейской литературе. Урок пройдёт в форме лекции. План лекции записан на доске. Основные положения лекции вы будете фиксировать в тетрадях.

План лекции:

  1. «Даль свободного романа…»

  2. Система образов романа в стихах.

  3. Понятие онегинской строфы.

  1. Лекция учителя:

«Евгений Онегин» принадлежит к величайшему созданию русского гения. Уже после своего создания (1823-1830 года. Работа над романом заняла 7 лет, которые были периодом высочайшего развития в творчестве А.С. Пушкина. Впервые в мировой литературной традиции поэт вводит читателя в свою творческую лабораторию, всё ему доверяет: о замысле романа, о героях, об их именах (противоречия не хочет исправить, так как жизнь полна противоречий, он свободный художник, поэтому «Евгений Онегин» - свободный универсальный социальный роман):

Я думал уж о форме плана и как героя назову;

Покамест моего романная кончил первую главу…

Пишу, и сердце не тоскует,

Перо, забывшись не рисует

Близ нескончаемых стихов ни женских ножке, ни голов…

Прости и ты, мой спутник странный,

И ты, мой верный идеал…

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу). А.С. Пушкин читал свой роман в салонах Москвы и Петербурга, а в 1833 году роман вышел отдельным изданием и имел колоссальный успех. О романе писала вся русская критика, начиная от Ивана Киреевского, Константина Аксакова, Аполлона Григорьева. Пушкин обратился к жанру романа, магистрального жанру эпохи.

Ещё Гегель в своих «Лекциях по эстетике» писал: «В Новое время на смену высокой эпической поэме пришёл роман».

В.А. Недзвецкий в работе «Русский социальный универсальный роман 19 века» первым универсальным социальным романом назвал «Евгения Онегина»: «Именно в нём, - пишет учёный, - совершается знаменитый переход от поэмы к роману. Роман самый востребованный жанр, в нём – жизнь личности во всей её исторической и хронологической сложности раскрывается ярко, пластично, выразительно в соответствии с духом эпохи».

Другой современный исследователь, Ю.Н. Чумаков, пишет: «Пушкин создаёт в «Евгении Онегине» уникальный тип романа: эпическое и лирическое начала уравновешены, гармонизированы. В романе представлена пушкинская картина мира 1810 - начала 1820 годов, перед восстанием декабристов, исторически сложившиеся типы эпохи (Онегин, Татьяна, Ленский) и лирический образ автора во всей совокупности своего исторического, духовного, интимно-личностного бытия».

Пушкин назвал свой роман «свободным»: «Даль свободного романа» (8 глава):

С тех пор как юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне – и даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал…

Свобода – универсальное качество пушкинского гения, пушкинского художественного метода, свобода пушкинского жанра (роман) и кончая знаменитой онегинской строфой. Всё дело в том, что роман А.С. Пушкина – это роман о любви, это самое свободное, бескорыстное чувство. Это роман о любви русского гения к России.

П.П. Макогоненко отмечает: «Читая роман, мы узнаём свою Родину, учимся любить её».

Именно эта тема сделала роман таким магически притягательным для русского читателя. При том, что А.С. Пушкин во многом критически изображает русский мир, дворянство, он любит Россию. Любовь к России, её обычаям, традициям. Это делает роман «божественно свободным», как сказал Ап. Григорьев.

Поговорим о системе героев. Главными действующими лицами романа являются Евгений Онегин, «Онегин – добрый мой приятель…», Татьяна Ларина, «…милый идеал», Владимир Ленский «философ и поэт».

«Именно потому, что главные герои ЕО не имели прямых прообразов в жизни, они исключительно легко сделались для современников психологическими эталонами: сопоставление себя или своих близких с героями романа становилось средством объяснения своего и их характеров» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

  1. Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следует сказать и о Татьяне» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

  2. Татьяна Ларина — одним из прототипов можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. В этом образе также можно найти черты Марии Волконской, дочери героя войны 1812 года Н. Н. Раевского (у которого Пушкин гостил в Крыму во время южной ссылки) и жены декабриста С. Г. Волконского, друга Пушкина, а также Анны Керн, возлюбленной Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, в романе Толстого «Анна Каренина» можно найти связь с романом «Евгений Онегин».

  3. Владимир Ленский — «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведенное Ю. Н. Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233—294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

Как мы ухе говорили, роман написан онегинской строфой. В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

  1. Подведение итогов.

  1. Назовите магистральный жанр литературы 19 века.

  2. Почему именно роман становится ведущим жанром?

  3. Раскройте значение выражения «Даль свободного романа».

  4. Расскажите о научных концепциях романа «Евгений Онегин». Какая из них ближе вам и почему?

  5. Дайте определение онегинской строфы.

  6. Перечислите основных героев романа «Евгений Онегин».

  1. Домашнее задание.

  1. Чтение 1 главы романа «Евгений Онегин».

  2. Отрывок «Мой дядя…» выучить наизусть.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!