СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя истории и обществознания в развитии гражданской позиции школьников через реализацию ученическое самоуправление

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…обществу нужны люди, которые способны самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально – экономическое процветание…»

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя истории и обществознания в развитии гражданской позиции школьников через реализацию ученическое самоуправление»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Огнёвская средняя общеобразовательная школа»

Каслинского муниципального района









Роль учителя истории и обществознания в развитии гражданской позиции школьников через реализацию ученического самоуправления







Учитель истории и обществознания


Каллистова Ирина Васильевна








Огневское 2016


СОДЕРЖАНИЕ. СТР.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА I.Теоретические основы формирования и развития ученического

самоуправления в общеобразовательном учреждении…………………9

1.1. Понятие, принципы, модели, и сферы деятельности органов

ученического самоуправления…………………………………………….9

1.2. Условия реализации и развития модели ученического самоуправления в общеобразовательной школе…....................……………………………18

1.3. Критерии и методы оценки результативности и эффективности работы системы ученического самоуправления…………………………………22

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Модель ученического самоуправления МОУ

«Огнёвская СОШ»………………………………………………………..26

2.1. Описание модели ученического самоуправления

МОУ «Огнёвская СОШ»- «Школьная Федерация"…………………..26

2.2. Эффективность функционирования модели ученического самоуправления в МОУ «Огнёвская СОШ»……..……………………….…………………39

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….50











ВВЕДЕНИЕ

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления.

Развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

В настоящее время в практике многих образовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в образовательном учреждении. Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений .

Одна из задач школьной системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность .

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление).

В результате чего приобретает особую актуальность развитие ученического самоуправления в условиях образовательного учреждения. Актуальность нашего исследования подтверждается в следующих позициях государственной политики :

  1. Наличие программы долгосрочного социально-экономического развития РФ, предполагающей к 2015 году переход к компетентностной образовательной модели, опирающейся на современные технологии.

  2. Реализация национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», предусматривающей обновление содержания образования и разработку новых образовательных стандартов компетентностной направленности.

  3. Формирование инновационной практики, ищущей способы организации «подростковой школы» и помощи ее выпускнику в саморазвитии и диалогическом взаимодействии с другими в социуме.

Проблема формирования социальной компетентности учащихся приобретает важное общественно-государственное значение, т.к. высокий уровень сформированности будет способствовать их успешной адаптации к профессиональной деятельности и осознания гражданской позиции.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение с взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации.

На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи опыт и идеи С. Шацкого, А. Макаренко, И. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос - какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу [Бочкарев, с. 161].

Целью настоящего исследования является эффективность реализованной модели ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении как условие формирования гражданской позиции школьников.

Объект исследования: модель ученического самоуправления учащихся в условиях муниципального образовательного учреждения
Предмет исследования: ученическое самоуправление как условие развития гражданской позиции школьников.

Гипотеза исследования основана на том , что формирование гражданской позиции учащихся в организации ученического самоуправления будет эффективным, если:

ученическое самоуправление определяется как важнейший компонент общешкольной воспитательной системы;

 разработана и внедрена модель ученического самоуправления;

если содержание деятельности ученического самоуправления будет обусловлено мотивацией обучающихся к самостоятельности, что позволит повысить социальную компетенцию, развить социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях;

самоуправление включает активные игровые, исследовательские, управленческие формы и средства, способствующие формированию лидерских качеств, навыков позитивного общения и самореализации; 
ученическое самоуправление обеспечивается комплексным психолого-педагогическим, медико-социальным, информационно-познавательным, организационно-управленческим, кадрово-методическим сопровождением на индивидуальном уровне и уровне образовательной системы. 

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические и методические аспекты ученического самоуправления .

  2. Рассмотреть принципы реализации модели ученического самоуправления в общеобразовательной школе

  3. Определить эффективность модели организации ученического самоуправления в МОУ «Огнёвская СОШ».

  4. Исследовать влияние ученического самоуправления на воспитание и развитие личности .

Методологическая база исследования является интегративное единство деятельностного и аксиологического подходов, утверждающее ценностные приоритеты самостоятельной активности личности в обретении опыта социального взаимодействия.

Теоретической основой исследования являются концептуальные идеи и положения:

– психологии управления (Ю.Н.Аксененко,Т.С.Кабаченко,Дж.В. Ньюстром , Э. Роджерс, С.И. Самыгин, Г. Саймон,М.В. Удальцова) и теории социального управления (Г.С. Арефьева,А.В. Авилов, Т.М. Давыденко, М. Марков, А.М. Омаров);

– аксиологии образования (Т.К. Ахаян, М.М. Бахтин,В.П. Бездухов, З.И. Васильева, Е.И. Казакова, А.В. Кирьякова,Г.А. Мелекесов, Н.Д. Никандров);

– теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн,В.Н.Сагатовский, В.И. Слободчиков);

– теории гуманизации образовательного процесса(Е.А. Емельянова, О.С. Газман, А.С.Гаязов, В.А. Караковский,М.М. Поташник, Н.Е.Щуркова);

– теории развития личности как субъекта образовательного взаимодействия (Н.В. Алехина, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Г.В. Белая, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Нечаев,С.Л. Рубинштейн, В.Г.Рындак, Д.Б. Эльконин);

– теории социализации личности (И.С. Кон,Н.А. Каргапольцева, Т.Д. Марцинковская, А.В.Петровский,М.Г. Ярошевский);

– теории образовательной социализации одаренных учащихся(А.И. Доровской, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.А. Петровский,А.И.Савенков, Б.М. Теплов).

Методы исследования:

общенаучные (классификация,систематизация, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

эмпирические (тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент);

специальные (математическая обработка опытно-экспериментальных данных).

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Огнёвская средняя общеобразовательная школа»

Исследование включает четыре взаимосвязанных этапа.

На первом этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в научно-методической литературе; выявлялась социализирующая специфика феномена ученического самоуправления , в том числе в историко-педагогической ретроспективе; обобщался опыт практической деятельности образовательных учреждений в обозначенном направлении.

Второй этап посвящен обоснованию гипотезы исследования; формирование гражданской позиции учащихся в организации модели ученического самоуправления ;выявлению сущностных особенностей социализации школьников через ученическое самоуправление; определению системы критериев и уровневых показателей эффективности ученического самоуправления;

Третий этап включает показатель эффективности модели ученического самоуправления для социализации школьников в условиях образовательного учреждения .

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель ученического самоуправления способствует реализации социальных возможностей воспитательной системы образовательного учреждения, способствует воспитанию гражданской ответственности учащихся.


Глава I. Теоретические основы развития ученического самоуправления в общеобразовательной школе


1.1.Понятие, принципы, модели и сферы деятельности органов ученического самоуправления.


В современной теоретической и методической литературе нет единого мнения в определении термина «школьное ученическое самоуправление». Одни авторы доказывают необходимость утверждать в школе только административное руководство ученическим коллективом, другие утверждают, что следует развивать не самоуправление, а соуправление, третьи делают попытку подменить ученическое самоуправление общественным самоуправлением школы.

Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Участие и помощь каждого в охранении порядка, без помощи правительства». Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед, и очень сильно. Последнее слово, – каким раз и навсегда быть школьному самоуправлению – здесь никем не сказано. Может быть, это верно: сколько школ, столько и самоуправлений?1

Самоуправление – принцип автономного управления малыми сообществами, общественными организациями и объединениями в гражданском обществе.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.2

Мы же будем рассматривать развитие школьного самоуправления как часть системы гражданского воспитания, и в нашем понимании это система, позволяющая обучающимся, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Родители учащихся юридически не образуют коллектива, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, они имеют возможность влиять на её деятельность и участвовать в управлении её жизнедеятельностью. Каждый из коллективов взрослых и детей у нас имеет право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе:

- педагогический совет – для педагогического коллектива;

- собрание - отдельно для обучающихся и родителей.

Школьное самоуправление развивается у нас на принципах добровольности, чередования творческих поручений, равноправия, выборности, гуманности, делового партнёрства, свободы творчества, сотрудничества, неприкосновенности личности, открытости и гласности.

Самоуправление общеобразовательного учреждения – наравне с единоначалием принцип управления общеобразовательного учреждения (школой, гимназией, лицеем и пр.) с вовлечением в этот процесс всех равноправных участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся), имеющих на основании федерального законодательства право на участие в управлении образовательным учреждением.


Принципами деятельности органов самоуправления в образовательном учреждении могут являться:

  1. Открытость и доступность

  2. Добровольность и творчество

  3. Равенство и сотрудничество

  4. Непрерывность и сотрудничество

  5. Многообразие форм и направлений

Для достижения данных принципов необходимо реализовывать ряд конкретных задач:

  1. Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

  2. Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание.

  3. Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство.

  4. Воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям.

  5. Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу.

  6. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности.3

В соответствии с представленными выше принципами, существующие в настоящее время модели самоуправления образовательных учреждений и формы вовлечения участников образовательного процесса в самоуправление можно сгруппировать следующим образом:4

1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники (через ученическую секцию школьного совета), реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации. 2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Слабые стороны: 1. Исключение потенциала воспитательных программ (в том числе и игровых), реализуемых в общеобразовательном учреждении. 2. Формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического. 3. Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.

2. Игровая модель (условное название «Ньюландия») – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества (муниципального образования), общеобразовательного учреждения (в зависимости от конкретной модели). Именно правила игры регламентируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса в рамках игрового взаимодействия.

Сильные стороны: 1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры и игровой технологии. 2. Ученическое самоуправление рассматривается в качестве специальной воспитательной программы.

Слабые стороны: 1. Несмотря на то, что эта модель гармонично сочетает нормативно-правовую базу самоуправления общеобразовательного учреждения и воспитательную работу, при психологической неготовности педагогического коллектива к ее внедрению такая модель может рассматриваться некоторыми педагогическими работниками как определенное отступление от традиций, сложившихся в управлении образовательным учреждением. 2. Излишнее увлечение игровой стороной процесса. 3. Возможность реализации данной модели в полной мере только в условиях детского оздоровительного лагеря в качестве обучения актива школьного самоуправления.

3. Раздельная административно-игровая модель (условное название «День дублера») – это сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь общеобразовательного учреждения один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками.

4. Совмещенная административно-игровая модель (условное название «Демократическая республика») – это сочетание первых двух моделей, но с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы (охрана жизни и здоровья школьников, выполнение обязательного государственного образовательного минимума и т.д.).

Безусловно, что общеобразовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификация в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.5

Содержание деятельности органов самоуправления существенным образом зависит от тех задач, которые определяет коллектив.

Целесообразно выделить следующие основные сферы деятельности органов ученического самоуправления:

  1. Учебная деятельность.

  2. Научно-исследовательская деятельность.

  3. Досуг.

  4. Профориентационная деятельность.

  5. Информационно-социологическая деятельность.

  6. Социальная защита.

  7. Правовая защита.

  8. Развитие социального творчества.

  9. Трудовая деятельность.

  10. Творческая деятельность.

  11. Координация деятельности существующих детских и молодёжных объединений.

  12. Психологическая помощь.

  13. Организационно – дисциплинарная деятельность

При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций и развитие гражданской ответственности .


Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.

Все вышеизложенное не может существовать без соблюдения всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации, так правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об образовательном учреждении». Самоуправление – важнейший принцип управления образовательным учреждением. В ст. 35 Закона подчеркивается: «Управление государственными и муниципальными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» гарантирует школьникам право «на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

«Типовое положение об общеобразовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, закрепляет нормы федерального закона в нескольких статьях:

Статья 50. обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участии в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения.

Статья 68. управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Статья 69. формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.6

Все перечисленные выше положения должны быть закреплены в Уставе общеобразовательного учреждения. При этом важно иметь в виду, что участие в управлении всех участников образовательного процесса – это требование закона, а не желание или «добрая воля» учредителя или администрации школы. Для эффективного функционирования самоуправления нужны дополнительные локальные акты, такие как «Положение о самоуправлении общеобразовательного учреждения», в котором закрепляется форма самоуправления и его структурные элементы. Кроме того, целесообразно разработать и принять отдельные положения об органах, представляющих интересы участников образовательного процесса и формирующих самоуправление общеобразовательного учреждения. Для активизации процесса самоуправления общеобразовательного учреждения можно разработать предложения и внести соответствующие изменения в «Положение о педагогическом совете», где конкретизировать его функции именно как органа самоуправления педагогического коллектива, наделенного административными функциями, предусмотрев его взаимоотношения с органами создаваемого ученического самоуправления. Возможно, принять и «Положение об ученическом самоуправлении», наделив его реальными полномочиями, обозначив степень его ответственности, а также наполнив его предстоящую деятельность реальным содержанием.7

Таким же образом регламентируется роль и функции ученического самоуправления и соуправления родительской общественности на всех уровнях, начиная с индивидуального участия и инициативы отдельного родителя, затем классного родительского комитета (собрания), общешкольного органа родительской общественности. Такое юридическое оформление позволяет избежать при организации самоуправления общеобразовательного учреждения многих негативных моментов, связанных с отсутствием опыта работы в данном направлении.8



















1.2. Условия реализации и развития модели ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Прежде всего, для этого необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности .


Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления в частности должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других» специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках регионального взаимодействия.

Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).

Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

Возможен отдельный курс в предметной области «Обществознание», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.


Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как к «второсортной». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т. д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.

Необходимо активнее привлекать к организации выборов органов ученического самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома «Правовая культура молодого избирателя».

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

Рассматривая развитие школьного самоуправления как часть системы гражданского воспитания. Приходим к выводу, что главная задача школы – воспитание граждан России, подготовка их к участию в управлении своей страной. Таким образом ученическое самоуправление, направленное на формирование свободного и независимого гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры, должно быть в центре внимания всех, кто связан с образовательным процессом школьников. Сегодня - школьник, завтра - гражданин России.




























1.3. Критерии и методы оценки результативности и эффективности работы системы ученического самоуправления.


Некоторые исследователи и педагоги-практики предлагают следующие критерии эффективности работы ученического самоуправления в образовательном учреждении:9

  1. Педагогическое обследование работы ученического самоуправления:

    • Сонаправленность целей и задач педагогического коллектива и органов ученического самоуправления.

    • Стиль руководства директора и зам.директора по ВР (демократичность в отношении детских инициатив).

    • Уровень взаимоотношений педагогов и детей.

    • Отношение педагогического коллектива к решениям, принимаемым органами самоуправления.

  2. Нормативное обеспечение ученического самоуправления:

  • Наличие документов, регламентирующих деятельность органов ученического самоуправления.

  1. Функциональные показатели:

  • Гибкое распределение функций и обязанностей в структурах ученического самоуправления.

  • Широта полномочий органов детского самоуправления.

  • Расширение с течением времени сфер влияния ученического самоуправления.

  1. Количественные критерии оценки результативности работы ученического самоуправления:

  • Количество инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления.

  • Количество реализованных (нереализованных) инициатив, выдвинутых органами ученического самоуправления.

  • Количество самостоятельно проведённых детьми мероприятий, акций, дел и т.д.

  • Количество конфликтов, спорных вопросов между детьми, педагогами и родителями, решённых при участии органов ученического самоуправления.

  • Количество реально установленных контактов, наличие структуры взаимодействия, дружбы между различными ученическими подразделениями внутри учреждения (района, города).

  • Количество школьников, реально участвующих в работе различных органов самоуправления.

  1. Качественные критерии оценки результативности работы ученического самоуправления:

  • Общий порядок, организованность в учреждении.

  • Уровень общей культуры, культуры общения детей, участвующих в ученическом самоуправлении.

  • Объём, качество работы, проделанной органами ученического самоуправления.

  • Мотивация участия в деятельности органов ученического самоуправления.

  • Ценностные приоритеты лидеров самоуправления.

  1. Общественный резонанс:

  • Авторитетность органов самоуправления в детской среде.

  • Заинтересованность детей в представительстве класса (школы, района), защите чести учреждения на более высоком уровне.10

Для выявления конкретных показателей работы органов ученического самоуправления по перечисленным критериям применимы следующие методы:

1.Анализ документов (нормативных, отчётных, планов работы)

2. Экспертная оценка – группа экспертов (педагоги, лидеры, родители, приглашённые специалисты) оценивает по определённой системе.

3. Наблюдение.

4. Беседа, интервью.

5. Анкетирование, опрос.

6. Тестирование.11


Выводы по первой главе

Нами рассмотрены модели школьного самоуправления, как часть системы гражданского воспитания, позволяющая обучающимся, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Родители учащихся юридически не образуют коллектива, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, они имеют возможность влиять на её деятельность и участвовать в управлении её жизнедеятельностью. Каждый из коллективов взрослых и детей у нас имеет право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе.

Школьное самоуправление развивается у нас на принципах добровольности, чередования творческих поручений, равноправия, выборности, гуманности, делового партнёрства, свободы творчества, сотрудничества, неприкосновенности личности, открытости и гласности.

Подводя итог вышеизложенному, хочется сказать, что модель ученического самоуправление, направленная на формирование свободного и независимого гражданина, разделяющего демократические ценности, обладающего демократическими потребностями, высоким уровнем гражданской культуры, должна быть в центре внимания всех, кто связан с образовательным процессом школьников. Сегодня - школьник, завтра - гражданин России. Так что наше будущее – в наших руках.

Далее в работе будет описана та модель школьного самоуправления, которая функционирует на данный момент в нашей школе. Может быть, в ней еще много недодуманного, требующего пересмотра, корректировки, но ведь мы только в начале своего пути к идеалу, у нас еще все впереди, ведь не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать. Постараемся не допустить, тех ошибок, описание которых приведено выше. Мы хотим знать, как можно работать лучше, поэтому верим, что самосовершенствование нас выведет на верный путь.


























ГЛАВА II. Модель ученического самоуправления МОУ «Огнёвская СОШ» Каслинского муниципального района

2.1.Описание модели ученического самоуправления МОУ «Огнёвская СОШ» - «Школьная Федерация»

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной, социально-педагогической задачей. Участие учащихся в управлении делами школы рассматривается, прежде всего, как способ обучения и подготовки молодежи к самостоятельной взрослой жизни.

Все подсистемы воспитательной системы школы (дидактическая, педагогическая , воспитательная) нацелены на взаимодействие с родителями, расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, освоение интерактивных методик обучения и воспитания, сохранение и укрепление здоровья учащихся, развитие ученического самоуправления А это значит, что воспитательная система школы находится на этапе стабильного развития. Происходит развитие общешкольного коллектива, межвозрастного общения. Целенаправленно и планомерно проводится работа по налаживанию деловых функциональных и эмоционально-психологических отношений между детьми, учителями и родителями».

Таким образом, ученическое самоуправление – не самоцель, а средство достижения цели, составляющая в системе воспитательной работы школы, одной из подсистем ВСШ, основанной на гуманизации отношений. Решая задачи функционирования модели ученического самоуправления, мы «создаем условия для развития личности в современной развивающейся школе»

Школой была выбрана административно-игровая модель (условное название «Школьная Федерация») – это модель ученического самоуправления с преимущественным использованием возможностей игровой технологии, когда в игровой процесс включаются все участники образовательного процесса (ученики, учителя, родители). Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Среди всего многообразия форм деятельности в качестве средств развития ученического самоуправления приоритетными для нас стали следующие:

  1. мероприятия-события, предполагающие ситуацию выбора;

  2. проведение праздников, встреч, интеллектуальных игр, в основе которых лежит традиция;

  3. дискуссии-размышления, направленные на выбор наиболее предпочтительной для учащихся системы ценностей;

  4. игровые ситуации, в которых происходит самоопределение ребенка;

  5. туристические походы, где формируется временное детское сообщество, которое помогает молодому человеку обрести уверенность в себе, подготовиться к практическому решению трудных жизненных задач.

  6. Участие в конкурсах позволяют реализовать творческие способности личности через общение.

  7. портфолио достижений учащихся - демонстрация успехов в различных областях человеческой деятельности порождают желание, у одних – продолжить свое развитие по данному направлению, у других – найти область, в которой они будут наиболее успешны.

  8. проектная деятельность позволяет ученикам самостоятельно спланировать, разработать мероприятия, учитывая свои интересы и возможности, приобщив широкий круг школьников.

  9. коллективные творческие дела дают возможность проявить организаторские способности, вовлечь как можно больше участников в общественно-значимую деятельность.

  10. Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Сотрудничество ученического самоуправления с педагогами и родителями отражается в следующей схеме:



ДЕТИ



Встречи с администрацией

Встречи с представителями родительского комитета школы;








Открытые педсоветы;

Конференция учащихся;

Общественный опрос;

Средства массовой информации.
















РОДИТЕЛИ



ПЕДАГОГИ




Цель создания модели ученического самоуправления:

  • Воспитание гражданина с демократической культурой высокого уровня, гуманистической направленностью, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Задачи модели:

  • предоставить всем учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

  • формировать у учащихся готовность совершенствовать свою личность

  • обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;

  • воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, развить гражданскую и социальную ответственность за самого себя, окружающих, общество и Отечество

  • создать в школе воспитательную среду, обеспечивающую условия для самоутверждения, самостоятельности, инициативы учащихся

  • организовать содружество и сотворчество учащихся и взрослых.

Общая схема органов ученического самоуправления вписывается в блочную структуру.

Прогнозируемые результаты

  • Повышение уровня воспитанности.

  • Учет администрацией школы возможности детского самоуправления.

  • Расширение связей с родителями.

  • Активизация сотрудничества, детей и взрослых.

  • Вырабатывать навык анализа прогноза сферы своей деятельности.

  • Сформированность социально-активной личности готовой к жизни в современных условиях.

Позиционный блок.

Используя опыт новых технологий и учитывая имеющиеся модели самоуправления в сентябре 2003 года было принято решение о создании игрового государства “Школьная Федерация” и проведены выборы в актив на классном и общешкольном уровне. Формирование органов самоуправления закончилось выборами Президента «ШФ». В течение года была сформирована символика: флаг, гимн, герб.

«Школьная Федерация» состоит из: “Субъектов Федерации” (1-11-е классы) . Проведение игры без постоянного педагогического руководства невозможно. Эти усилия должны принести свои результаты в виде активности и ответственности школьников. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся сами будут заинтересованы в организационной работе при подготовке и проведении различных образовательных и воспитательных мероприятий. Кроме этого, школьники получат начальный опыт государственной деятельности в качестве президента, глав министерств, глав субъектов Федераций функционирующих в игровом демократическом государстве.

Самоуправление должно базироваться на следующих принципиальных позициях:

1. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

2. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

3. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

4. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

5. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

6. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.


Организационный блок.



Директор школы



Педагогический совет

Совет школы

Родительский комитет


Президент


Кабинет министров

Главы субъектов Федерации

Школьный референдум

Кабинет министров


Главы субъектов Федерации


Ученические коллективы 1-11 классов, родители, педагогические работники.

Структура самоуправления в школе трехуровневая:

Структура органов самоуправления в коллективе гибкая и вариативная, учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива.

Первый уровень – ученическое самоуправление в классе, которое предполагает: высший орган – «народное собрание класса» –из которого выдвигается министерство класса, состоящий из руководителей комитетов по культуре; правопорядку; печати и информации; спорту и здоровью. Возглавляет класс – субъект Федерации –Глава субъекта Федерации.

Второй уровень – школьное ученическое самоуправление, которое предполагает: высший орган – Правительство «ШФ» (5-11 классов),

Правительство ШФ состоит из министерств :

  • министерство по культуре;

  • министерство правопорядка;

  • министерство образования;

  • министерство печати и информации;

  • министерство спорта и здоровья.

Правительство «ШФ» министров формируется ежегодно , после выборов президента «ШФ.

Третий уровень - общешкольное самоуправление.

Совет школы. Он состоит из членов (учащихся) Правительства Школьной Федерации , педагогов и родителей. Совет школы – это пусковой механизм организаторской работы в школе, он утверждает конкретный план работы на конкретный срок, а затем анализирует его выполнение.

Содержательный блок.

Основные функции органов ученического самоуправления:


Совет школы:

  • Рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления.

  • Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школы.

  • Вырабатывает и формирует предложение ребят по совершенствованию работы.

  • Заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты.

Правительство «Школьной Федерации» и президент ШФ:

  • Обладают законодательной инициативой

  • Разработка и принятие школьной Конституции

  • Разработка положения о конкурсе «Символы нашей школы»

  • Связь с педагогическим и родительским комитетом

Правительство «Школьной Федерации»:

  • Орган исполнительной власти.

  • Координирует деятельность всех органов и объединений учащихся, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу.

  • Организует самообслуживание учащихся и дежурство, поддерживает дисциплину и порядок в школе.

  • Устанавливает шефство старшеклассников над малышами, учащихся над ветеранами, инвалидами.

  • Рассматривает и утверждает положение, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в классах.

  • Организует выпуск школьных газет.

  • Решает вопросы поощрения и наказания, принимает решение об ответственности учащихся в соответствии со своими полномочиями.

  • Организует соревнования между классами и рабочими органами самоуправления, подводит итоги.

Президент – глава «Школьной Федерации »

является организатором и координатором всего школьного самоуправления, выбирается на основании положения о выборах сроком на один- два год.

  • Распределение обязанностей Правительства ;

  • Визирование проектов;

  • Составление отчетов;

  • Представление школы на разных уровнях;

  • Координирование работ Правительства ШФ;

  • Утверждение планов работы министерств ;

  • Организация общих собраний( референдумов);

  • Проведение собраний ПШФ и глав СФ;

  • Представление на награждение активистов, учащихся;

  • Организация совместной работы с учениками, организаторами, администрацией школы;

Министерство по культуре

  • Организация и проведение культурно-массовых мероприятий школы и округа

  • Проектирование культурных мероприятий, вечеров, праздников

  • Взаимодействие с внешкольными учреждениями и с другими школами

  • Организация досуга учащихся

  • Координация работы классных комитетов культуры

Министерство правопорядка

  • Обеспечение безопасности учащихся школы

  • Организация дежурств по школе

  • Работа с нарушителями правил поведения и Устава школы

  • Совместная работа с социальными педагогами, инспектором ОДН

  • Выход на рейды по округу совместно с соцпедагогами школы

  • Организация лекториев для учащихся по профилактике правонарушений

  • Координация работы классных комитетов правопорядка

Министерство печати и информации

  • Совершенствование журналистской работы

  • Приобретение теоретических и практических навыков в работе с компьютером

  • Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся

  • Освещение в СМИ школьной жизни

  • Содействие в воспитании информационной культуры школьников;

  • Повышение интереса к учебе (литературе, якутскому и русскому языкам, информатике)

  • Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей

  • Координация работы классных комитетов печати и информации

Министерство образования

  • Разрабатывает положение о школьных олимпиадах, о конкурсах, акциях,

  • Проводит образовательные программы по проектированию и осуществляет проектную деятельность

  • Координация работы классных комитетов образования

Министерство спорта и здоровья

  • Организация школьных и поселковых соревнований, спортивных игр и праздников

  • Информация о событиях в мире спорта

  • Проведение физкультминуток и утренних зарядок

  • Содействие в проведении лекций о ЗОЖ

  • Координация работы классных комитетов спорта и здоровья

Народное собрание Субъекта Федерации –

  • Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

  • Рассматривает и утверждает план работы субъекта федерации.

  • Выбирает комитеты класса .

  • Выбирает Главу ШФ

  • Заслушивает отчет о выполнении решений класса отдельными учениками.

Этапы развития детской активности

В результате включения детей в организационно-управленческую деятельность в школе наблюдаем развитие личности ученика в системе школьного самоуправления.

1-й этап развития активности:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поруче­ния формирует добросовестность к порученному делу.

2-й этап развития активности:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам нахо­дит и использует некоторые способы его осуществления, формирует на­вык самоконтроля и требовательности к себе.

Высший этап развития активности:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; ха­рактеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.


Управленческий блок.

Чтобы ученическое самоуправление развивалось, необходимо этим процессом управлять и анализировать деятельность.

Анализ осуществляется на всех уровнях в школьном самоуправлении.

На первом уровне в классных коллективах анализируют деятельность каждого члена коллектива и выборного актива, – 1 раз в четверть и годовой анализ.

На втором уровне – анализ по каждому направлению деятельности в отдельности - 1 раз в четверть и годовой анализ.

Цель контроля – получение информации о протекании всех процессов во время организаторской деятельности, основной метод контроля – наблюдение, а также анкетирование, беседы, изучение школьной документации и работ учащихся.

Регулирование и коррекция – внесение изменений в функционировании системы, если она откланяется от нормы.

Технологический блок

1.Программа «Лидер»

1.Собрания и коммунарские сборы; Заседания комитетов

2.Деловые игры:

«Выборы президента ШФ»

«Школьные референдумы»

3. Школа «Лидера»

4.Выпуск классных отчётных стенгазет и школьной газеты «Весник»

5.День Самоуправления

6.Конкурс «Лидер класса» и «Лидер школы»

2. Досуговая деятельность

  1. День знаний

  2. День учителя

  3. День самоуправления

  4. Выборы президента

  5. Осенняя ярмарка

  6. Новогодний калейдоскоп

  7. Праздничные концерты

  8. Биатлон

  9. Зарница

  10. Турслет.

3. Социально-значимая деятельность

1.Акции:

«Мы за ЗОЖ»

«Иди с добром к людям, которые тебя окружают»

«Подарок воину»

«Я - гражданин России»

2.Экологические акции и десанты

4.Издательская деятельность

Наши издания

  • Летопись выпускников школы

  • Галерея фотопортретов учителей

  • Летопись о ветеранах

  • Газета ШФ «Вестник»


Формы и методы работы органов самоуправления в учебном году:

  • Собрания и сборы актива класса и школы (1 раз в месяц)

  • Заседания комитетов (1 раз в две недели)

  1. КТД, традиционные школьные дела и праздники (День Знаний, День Учителя, День самоуправления, Осенняя ярмарка, Новогодний калейдоскоп, Дня Святого Валентина, 8 марта, КТД « И помнит мир Спасённый», Последний звонок, Выпускной бал). (по плану работы)

  • Деловая игра «Выборы» и «Школьные республиканские игры» (сентябрь, октябрь)

  • Школа «Лидера» (сентябрь, январь, май)

  • Выпуск классных отчётных стенгазет и школьной газеты «Вестник» (один раз в месяц)

  • Акция «Мы за ЗОЖ» (ноябрь)

  • «Турслет» - (сентябрь)

  • Акции («Иди с добром к людям, которые тебя окружают» (декабрь); «Подарок воину» (февраль); «Я - гражданин России» (март); «Ветеран живёт рядом» (май))

  • Рейды («Школьный портфель», «День без курения», «Береги учебник») (январь)

  • День Самоуправления (Октябрь,март)

  • Конкурс «Лидер класса» и «Лидер школы» (апрель-май)


Нормативно-правовой блок.

  1. Конституция Российской Федерации;

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

  3. Закон Российской Федерации “Об образовании”;

  4. Конвенция о правах ребенка;

  5. Устав муниципального образовательного учреждения « Огнёвская средняя общеобразовательная школа»;

  6. Положение о «Школьной Федерации»;

  7. Положение об ученическом самоуправлении;

  8. Положение о « Правительстве ШФ»;

  9. Положение о порядке проведения выборов Президента «ШФ»

  10. Положение об инаугурации Президента Школьной Федерации;

  11. Инструкция Главы Субъекта Федерации;

  12. Положение о дежурстве классов по школе;

  13. Положение о редакции газеты «Вестник»;

  14. Программа школы «Лидер».


2.2. Эффективность функционирования модели ученического самоуправления в МОУ «Огнёвская СОШ»

Аспекты изучения

Диагностические средства

Эффективность ученического самоуправления:

1.Сформированность нравственного потенциала личности.

2.Сформированность коммуникативного потенциала личности.

3.Сформированность эстетического потенциала личности.

4.Сформированность общешкольного коллектива

1.Диагностика нравственной воспитанности;

2. -«Социометрия»

- Диагностика ученических коллективов «КОС» - коммуникативные и организаторские склонности.

3. Мониторинг участия в выставках, концертах, смотрах;

-Мониторинг внеурочной и внешкольной занятости учащихся.

4. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»

-Диагностика ученических коллективов

Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе:

1.Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.
2. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе.
3.Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе.


1.Анкетирование «Включённость в общественную жизнь коллектива класса и школы»

- Анкетирование по определению уровня комфортности;

-Анкетирование «Классный руководитель глазами воспитанников»;

2. Анкетирование учащихся, родителей, педагогов «Удовлетворённость воспитательной работой класса и школы»

3. Мониторинг «Анализ и оценка эффективности работы классных руководителей»

4.Анкетирование «Самооценка педагогической деятельности»

5.Сочиологические опросы по ЗОЖ.


Отношение к представляемой модели ученического самоуправления

Сергеева Алена Александровна, зам.директор по ВР

Основная проблема нашей школы «Удовлетворение индивидуально – личностных, социально – культурных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей и юношества, создание условий для творческого развития и приобщения к культурным и духовным ценностям»
Модель ученического самоуправления «Школьная Федерация» органично решает комплексную проблему школы в особенности для старшего звена.
Выбор, разработка программ, выдвижение кандидата на пост Президента, предвыборная борьба, конечно же, способствуют воспитанию уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе, справедливое отношение друг к другу), развивают чувства долга и ответственности.
В школе сформированы «Правительство ШФ» 1-11 класс, которое организует целую сеть работ, позволяющих в условиях Школьной Федерации заработать «Шанс» каждому гражданину, избрав работу по душе, способностям, возможностям, притязанию.

Таким образом, «Школьная Федерация» целенаправленно воспитывает социально – адаптированных граждан России.

Толшмякова Ирина Васильевна, председатель родительского комитета.

Создание «ШФ» - неплохой вариант организации воспитательной работы. Она приближает детей к жизни в современном обществе, сплачивает школьный коллектив, учит умению идти к поставленной цели, понимать людей, отличать истинное от ложного, учит побеждать и проигрывать в борьбе, поднимает рейтинг ученика, его личности в коллективе.

О рганизация ученического самоуправления была очень чёткой. И дети, и родители были своевременно информированы о дальнейшем развитии событий, что позволяло вовремя подготовиться к предстоящим мероприятиям.
В целом, данный проект внёс много нового и положительного в школьную жизнь наших детей.

Елькина Ольга Андреевна, классный руководитель 11 класса.

В старших классах роль старшего руководителя – консультирующая. Однако, классы разные, учащиеся разные и не всегда получается так, как должно быть.
Мне повезло. В 11 классе собрались самые активные, инициативные ребята. Могу с уверенностью сказать, что предвыборная компания и выборы президента школьной демократической республики внесли в жизнь класса оживление, объединили буквально всех членов коллектива. Некоторые школьники раскрыли свои способности, о которых в классе не знали. Кому- то удалось преодолеть свою застенчивость, кому- то приходилось выслушивать замечания. Важно, что равнодушных не было. Воспитательная эффективность участия учащихся в ученическом самоуправлении довольно высокая, так как участники получают возможность по-иному взглянуть на свой класс, на всю школу, на отношения, складывающиеся между коллективом учащихся и учителей.



Уфимцева Наталья, президент «ШФ», ученица 11 класса

Создание «Школьной Федерации» является, на мой взгляд, самым лучшим мероприятием в школьной жизни за все годы моей учёбы. Этот процесс привлёк всех учеников и учителей школы, что является положительной стороной игры. В процессе создания и функционирования «Федерации » увлеклись все – от мала до велика. Я считаю, очень хорошо, что, уходя из школы, у меня останутся отличные впечатления от такого масштабного мероприятия!

Мониторинг развития ученического самоуправления показал:

1. Через самоуправление решаются задачи:

  • развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

  • жизненное самоуправление;

  • формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

  • умение решать проблемы;

  • самораскрытие и самореализация личности;

  • принцип равноправия в совместной деятельности;

  • общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

  • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

  • повышение требовательности к себе и товарищам;

  • адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным усло­виям;

  • разноуровневый подход в организации самоуправления с учетом лично­стных потребностей школьников, определяющих их цели и профессио­нальную ориентацию;

  • раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

  • формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

  1. Учащиеся осуществляют:

    • дежурство в школе и по классам;

    • организацию трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, утепле­ние школы в зимний период, благоустройство территории школы...);

    • поисковую и исследовательскую работу;

    • организацию досуга (вечера, дискотеки, концерты и т.д.);

    • проведение акций;

    • частичное выполнение программы «Мы за здоровый образ жизни!»;

    • проведе­ние тематических конкурсов (рисунка, песни чтецов, поэтов, творче­ских работ, театральных постановок и т. д.).


  1. Учащиеся считают, что развитие самоуправления в школе:


  • позволило расширить клубы по интересам;

  • приобрести навыки общения в режиме реального времени;

  • выработать личную ответственность;

  • неформально сформировать и сплотить ученические коллективы;

  • скоординировать действия ученических коллективов;

  • научило культуре деловых отношений;

  • научило ведению официальной документации;

  • сформировало ответственность за собственное развитие (духовное, нравственное, интеллектуальное, физическое);

  • обеспечило защиту от негативных явлений (наркомании, алкоголизма, безнадзорности);

  • оказало помощь в выборе профессии;

  • позволило выявить свои возможности и реализовать их;

  • способствовало выявлению лидеров;

  • повысило уровень воспитанности ребят;


  1. Учителя считают:


  • школьники должны принимать участие в школьном процессе;

  • работать с талантливыми детьми - счастье;

  • талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя;

  • метод с трудными один - внимание, понимание, контроль, формиро­вание интереса к предмету.


Диагностика.

Социальное лицо выпускника. Некоторые данные за 2011-2012 учебный год.

С каким чувством ты расстаешься со школой?

  • с чувством облегчения – 5%;

  • с чувством глубокой грусти – 14%;

  • думаю, что буду скучать – 61%;

  • об уроках не вспомню, может быть о друзьях – 20%.

Если бы у меня была возможность:

  • я бы учился в этой школе, которую заканчиваю – 93%;

  • я бы сменил школу – 0%;

  • не задумывался – 7%;

  • свой вариант – 0%.

Что тебя больше всего привлекало в школе?

  • возможность развивать себя, свой ум, способности - 43%;

  • наличие друзей, с которыми всегда можно пообщаться – 84%;

  • дружный и веселый класс – 81%;

  • общая атмосфера в школе – 92%.

Уровень воспитанности.

Отношение к людям.

Образ выпускника: «…не пройдет мимо зла, умеет сострадать чужому горю, заботится о тех, кто нуждается в помощи, в первую очередь о своих близких, понимает ценность семьи в своей жизни».

  • Я чувствую ответственность за членов своей семьи – 4,3 балла;

  • Я проявляю милосердие к людям – 4,6 балла;

  • Я стараюсь быть полезным окружающим – 4,8 балла.

Отношение к делу.

Образ выпускника: «Наш ученик любит и умеет трудиться. Уважает чужой труд, никогда не унизит себя бездельем».

  • Охотно включаюсь в общую работу – 4,2 балла;

  • Проявляю терпение и упорство в достижении цели – 3,9 балла;

  • Переделываю некачественно сделанную работу – 4,1 балла;

  • Стремлюсь выполнить работу в срок – 3,4 балла;

  • Довожу дело до конца – 3,8 балла.

Исследования, проводимые среди старшеклассников, свидетельствуют о позитивном отношении к своей школе, школьным друзьям, людям, окружающим их, семье, общественно-полезной деятельности.

Представляем результаты данной диагностики за 2011-2012 учебный год (9-11 классы):

Аспекты самоуправления

Да.

Скорее да, чем нет.

Трудно

сказать

Скорее нет, чем да.

Нет.

Вовлеченность учащихся в самоуправленческую деятельность

76,4 %

6,2%

9%

7%

1,4%

Организованность классного коллектива

81,7%

10%

5,3%

!,5%

0,5%

Ответственность за результаты совместной работы в классе.

38%

60%

1,2%

0%

0%

Участие класса в управлении делами школы.

59,1%

22%

11%

4,5%

3,4%

Взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни.

65%

32,3%

2,7%

0%

0%

Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы.

20,5%

63%

8%

5,3%

3,2%


Постепенно из года в год формировались традиции, система ценностей и взаимной ответственности, росло самосознание школьного коллектива, а, следовательно, усложнялась и сама совместная деятельность.


Выводы по второй главе


При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.

Так же развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.

А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.

Ученическое самоуправление дает:

Учащимся:

  • развитие навыков работы в группе, в команде;

  • ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

  • ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

  • выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

  • защищает права ребенка;

  • учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

  • помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

  • организует свободное время детей;

  • ведет к улучшению учебной результативности детей;

  • снижает конфликтность в семье;

  • дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Педагогам:

  • помогает организовать детей;

  • сплотить детский коллектив;

  • повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

  • раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;

  • апробация инновационных технологий;

  • обобщение опыта работы через средства печати

  • углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, модель ученического самоуправления является частью воспитательной системы школы. Демократическая система ученического самоуправления приводит всех участников процесса в общей заинтересованности в получении лучших результатов совместной работы, гуманизирует отношения детей и взрослых, выводит их на уровень сотрудничества.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Все социальные институты одновременно и управляемы, и самоуправляемы. Это относится как к школе, так и к отдельному человеку: он самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого.

Важно, чтобы самоуправление выполняло все функции, ему свойственные. Без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

  • Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.

  • Его цель в современных условиях - адаптация выпускников к не­ прерывно изменяющимся жизненным условиям.

  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
    школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

  • Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.


Список использованной и цитируемой литературы


1. Рогаткин, Д.В. Школьное ученическое самоуправление [Текст] /

Д.В.Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2003. – 92 с

  1. Прутченков, А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении [Текст] / А.С. Прутченков. - М:,2003. -328с.

  2. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С.Кон – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

  3. Коротов, В.М. Самоуправление школьников [Текст] / В.М.Коротов Изд. 2-е, дополненное и переработанное - М.: Просвещение, 1976. – 175 с.

  4. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении [Текст] / В.И.Бочкарев – М.:ВЛАДОС, 2001. – 192 с.

  5. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание [Текст] / Н.Е.Щуркова - М.: Педагогическое общество России, 2000. -128с

  6. Филатова, Л.И. Комплексный подход к воспитанию школьников [Текст] / Л.И. Филатова, Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1982. – 82с.

  7. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время [Текст] / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.

  8. Макаренко, А.С. Педагогическая поэма [Текст] / А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1977. – с.180

  9. Максимов, В.И. Организация младших школьников: Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И.Максимов – М.: Просвещение, 2003. – 254 с.

  10. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах [Текст] / М.И.Рожков - М., «Владос», 2002 – 160 с.

  11. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы [Текст] / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.

  12. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч. Заведений [Текст]: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.

  13. Образование в сфере прав человека в школе. Сборник материалов. [Текст]: Юниорский союз «Дорога» - Петрозаводск, 2003. – 68 с.

  14. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). [Текст]: – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.

  15. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов [Текст]/ Под науч. ред. Л.А.Обуховой.- М.: Вако, 2005. – 240 с.

  16. Фадеева, Е.И. Лабиринты общения [Текст]: Учебно-методическое пособие./ Е.И.Фадеева – М.: ЦГЛ, 2003.

  17. Управление образовательными системами: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.

  18. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу [Текст] / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.

  19. Быкова, В.Г. Воспитательная система школы в современных условиях [Текст] / В.Г.Быкова // Классный руководитель. – 2004. №6

  20. Никитюк, А.С. Самоуправление класса [Текст] / А.С.Никитюк // Классный руководитель. – 2001. №3

  21. Симонова, Т.Е. Положение о совете старшеклассников [Текст] / Т.Е.Симонова // Классный руководитель. – 2001. №5

  22. Скачкова, О.С. Положение о совете старшеклассников [Текст] / О.С.Скачкова, // Классный руководитель. - 2000. № 4

  23. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное [Текст] / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5

  24. Дольникова, Е. Нам бы только выучиться жить [Текст] / Е.Дольникова // Воспитание школьника. – 2001. №8

  25. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. [Текст] // Воспитание школьника. – 2001. №7

  26. Майкон, А. И. зам. Директора по воспитательной работе школы №180 г. Новосибирск. Пять + один! (из опыта создания системы воспитательной работы) [Текст] / А.И.Майкон // Классный руководитель. - 2000. №5.

  27. Об опыте коммунарских сборов. // Воспитание школьника.- 2001. №7

  28. Проект деятельности как средство развития воспитательного процесса. // Воспитание школьника. – 2001. №7

  29. Соколова, А. К взрослой жизни через творчество [Текст] / А.К.Соколова // Воспитание школьника. - 2001. №5

  30. Схема формирования самоуправления в лицее //Классный руководитель. – 1999. №3. – с.75

  31. Бочкарев, В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах [Текст] / В.Бочкарев, В.Опалихин // Воспитание школьника. - 1996. №2. – с.14

  32. Калиш, И. Типичные ошибки ученического самоуправления [Текст] / Калиш И., Прутченков А., Солодова О.//Народное образование.-2003, №7

  33. Прутченков А., Подготовка к сознательному и компетентному участию в выборах [Текст] / А. Прутченков , В.Высоцкий // Воспитание школьников. - 2004, №1

  34. Организация деятельности органов ученического самоуправления. // Классный руководитель. - 1999, №2. – с.45

  35. Рогаткин, Д.В. Служба примирения в системе школьного самоуправления [Текст] / Д.В.Рогаткин // Вестник восстановительной юстиции. -2002. №4

  36. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования J игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции. [Текст] // Внешкольник. - 2005. №5

  37. Закон об образовании

  38. Устав школы

  39. Концепция воспитательной системы школы

  40. Устав детской организации.

1 Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении

2 Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ.

3 Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения

4 Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах

5 Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление

6 Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении

7 Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы

8 Прутченков А.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении

9 Куминцова Т.М. Мастер – класс для заместителей директора по воспитательной работе

10 Дик Н.Ф. Ученическое самоуправление в ОУ.

11 Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении

62



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!