СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль учителя физической культуры в разрешении учебно-воспитательных и оздоровительных задач средствами спортивных и подвижных игр

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль учителя физической культуры в разрешении  учебно-воспитательных  и оздоровительных задач средствами спортивных и подвижных игр

Просмотр содержимого документа
«Роль учителя физической культуры в разрешении учебно-воспитательных и оздоровительных задач средствами спортивных и подвижных игр»






Доклад

на тему:



«Роль учителя физической культуры в разрешении учебно-воспитательных и оздоровительных задач средствами спортивных и подвижных игр».

























Учитель физической культуры:

Гладских Н. Н.





Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений. Понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Главный признак подвижных игр – наличие активных двигательных действий, благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития. Использование игр позволяет развивать не только физические, но и интеллектуальные качества: наблюдательность, память, логическое мышление, сообразительность. В играх, имеющих сюжетную форму, есть простор для воображения и артистизма, элементов танца и пения. К тому же игры могут проводиться под музыкальное сопровождение. Всё это формирует эстетическое мировосприятие. Увлекаясь игрой, дети очень ярко проявляют черты характера и другие индивидуальные особенности. Стремление проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, физических качеств и т.д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. В процессе своей работы использую игровые технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения и позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию повторению, закреплению или усвоению информации, эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Более быстрое овладение двигательными навыками улучшением дисциплины повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурой и спортом.

Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от учителя. С помощью одних и тех же игр можно воспитывать различные нравственные и физические качества. Воздействие игры на занимающихся определяется; содержанием, методическими приемами и способом организации. Физическое воспитание ребенка в желаемом направлении с помощью игр возможно только при целенаправленном и постоянном педагогическом руководстве. Учитель должен быть организатором игры и воспитателем в процессе ее проведения.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физической культуры, отвечают потребностям детей я очень часто включаю их в занятия . подбираю с учетом возраста, состояния здоровья, степени их физической подготовленности, которые способствуют оздоровлению, закаливанию, укреплению организма. Но не всегда правильно подобрав игру, можно добиться положительного воспитательного эффекта. Я считаю, что, многое зависит от процесса организации и проведения игры. Занятия играми должно быть воспитывающими по характеру. Учитель определенным образом организует поведение играющих, для этого он должен хорошо знать коллектив, правила игры и обладать высоким педагогическим мастерством. Зная характер каждого ребенка сможет предотвратить споры, несоблюдение правил, нечестность, а также распределить роли в игре в соответствии с силами и возможностями.

В коллективных играх я приучаю к совместным действиям играющих для достижения игровой цели, что способствует воспитанию чувства товарищества, коллективизма, ответственности.

При организации подвижных и спортивных игр тщательно слежу за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой спортивного зала и температурой воздуха, если игры проводятся на открытых площадках. Не менее важное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, увеличиваются газообмен и теплоотдача. В связи с этим у детей необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело и обливаться водой, используя общепринятые правила гигиены и закаливания. Все это довожу до сведения детей путем лекций , бесед и тематических тестов, на уроках физической культуры и вне урочное время. При планировании учебных занятий включающие игры ставлю учебные и воспитательные задачи, которые решаю в процессе занятий.

Если на занятии решается задача развития силы, то в его программу включаю вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включаю различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также упражнения в соревновательном режиме с доступными отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки с посильным для учащихся грузом, а так же метания различных предметов на дальность.

Для развития быстроты  подбираю игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы и включающие физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости применяю игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров по команде, определенной физической сноровки. Развитие координационных способностей, смелости использую в качестве вспомогательного упражнения для обучения действиям в равновесии.

Для развития выносливости  использую челночный бег с элементами спортивных игр, а также игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями упражнений или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры. Подвижные игры лучше всего применяю в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. При планировании занятий учитываю общую нагрузку и определяю цель, время и место среди других используемых упражнений и учебных заданий. Уровень ее трудности и продолжительность должны быть доступными для занимающихся и возрастать плавно и постепенно. Широта воспитательного воздействия подвижных и спортивных игр естественно, предъявляет определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни, психологическому складу, уровню развития, уровню знаний, навыков, физических качеств и возрасту детей. Гибкое применение известных принципов представляют широчайшие возможности для рационального использования развитие физических качеств отвечающим требованиям, которые предъявляет жизненно-практическая деятельность. Стараюсь организовать занятия так, чтобы они способствовали воспитанию таких положительных качеств, как умение подчинить личные интересы воле коллектива, уважения противника, смелость, решительность, сознательная дисциплина, ответственность перед командой, трудолюбие и др.

При проведении игр серьезное внимание уделяю строгому соблюдению общепринятых норм и правил техники безопасности как самих играющих, так и зрителей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!