СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль тьюторского сопровождения участников конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в достижении успехов в профориентационной работе специальных (коррекционных) образовательных организаций

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном  докладе раскрыта  роль тьюторского сопровождения участников конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в достижении успехов в профориентационной работе специальных (коррекционных) образовательных организаций

Просмотр содержимого документа
«Роль тьюторского сопровождения участников конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в достижении успехов в профориентационной работе специальных (коррекционных) образовательных организаций»



Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2






Доклад

на тему:

«Роль тьюторского сопровождения

участников конкурса

профессионального мастерства «Абилимпикс»

в достижении успехов

в профориентационной работе

специальных (коррекционных) образовательных организаций»










Борисова М. В.,

тьютор




2024

Работаю тьютором, являюсь экспертом конкурса «Абилимпикс» и считаю, что его участникам так же необходимо тьюторское сопровождение.

В связи с этим сегодня хочу выступить с докладом на тему: «Роль тьюторского сопровождения участников конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс» в достижении успехов в профориентационной работе специальных (коррекционных) образовательных организаций»

В начале своего доклада расскажу немного о том, кто такой тьютор.

Тьютор – это педагогический работник, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка, помогающий ему успешно войти в школьную среду и участвующий в разработке и реализации индивидуальной образовательной программы ребёнка.

В настоящее время в науке разрабатываются различные направления развития тьюторства в педагогической деятельности. Перспективным направлением является тьюторское сопровождение подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс».

Основная цель любого профессионального конкурса – презентация новых технологий, системы наставничества, высочайшего уровня профессионализма участников и постоянного совершенствования мастерства.

Подготовка к конкурсам служит основой для социальной адаптации, помогает активнее включиться в широкий спектр социальных взаимодействий. Участники сотрудничают друг с другом, с наставниками, экспертами, тьюторами. Вследствие этого у них развиваются навыки общественного поведения, формируются коммуникативные и профессиональные компетенции.

С первого дня подготовки к профессиональному конкурсу необходимо обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для адаптации участника. Для успешной подготовки ключевым становится принцип индивидуализации, который реализуется в работе с тьютором. Данный принцип предполагает сохранение за участником права на выстраивание траектории с учётом индивидуальных возможностей, особенностей психофизического развития, и определением оптимальных форм взаимодействия при подготовке к конкурсным заданиям.

Тьютор, осуществляя процесс подготовки к конкурсу, в полной мере реализует принцип индивидуализации, сопровождает построение и реализацию индивидуального маршрута участника, концентрирует внимание на осмысленности подготовки, предоставляет возможность самоопределения. Он помогает участнику анализировать, оформлять и презентовать образовательные достижения, планировать этапы самостоятельной работы.

Тьютор проводит мониторинг соответствия работы критериям конкурса (на всех стадиях выполнения), помогает проанализировать и оценить эффективность достигнутого результата, учит организовывать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Конкурсант должен показать осмысленное выполнение задания, нестандартный подход к решению поставленной задачи, гибкость мышления, хорошо ориентироваться в профессиональной области, умение придерживаться алгоритма выполнения задания. Кроме того, презентация уже выполненного задания требует особой подготовки. Именно поэтому необходима технология взаимодействия с участником с учетом принципа индивидуализации.

Важно рассматривать ключевые факторы, которые создают стрессовую ситуацию:

  • непривычная обстановка, незнакомая площадка;

  • организация и оценка экспертами;

  • ограниченное время выполнения заданий;

  • большая ответственность (участник представляет образовательную организацию, либо регион – все ждут от него результата);

  • множество людей, наблюдающих за работой

В связи с этим подготовка к участию в конкурсе должна начинаться приблизительно за год до проведения. Опыт участия в конкурсах такого рода показывает, что это процесс длительный, состоящий из нескольких этапов, на каждом из которых роль тьютора меняется в зависимости от индивидуальных особенностей участника, поставленных перед ним целей и задач.

Система подготовки предполагает взаимодействие участников конкурса. Результатом этого взаимодействия должны стать комфортное эмоциональное состояние, уверенность в своих силах, определенный алгоритм действий, сформированная оптимальная работоспособность (умение гармонично сочетать режим труда и отдыха, распределять силы при подготовке конкурсного задания). Итог выступления будет зависеть от силы воли, характера, индивидуальных и психологических особенностей, а также от функциональных резервов организма конкурсанта.

Для более успешной адаптации к стрессовой ситуации конкурса (новый ритм занятий, особенности среды, много незнакомы людей, ограниченное время на выполнение задания и т.д.) необходимо с первых дней включить в работу тьютора. Это позволит осуществить системный подход к подготовке участника: на основе диагностики выявить индивидуальные особенности, провести тренинги саморегуляции, сформировать позитивную установку на преодоление трудностей.

Тьюторское взаимодействие с участником в рамках подготовки и участия в конкурсе профессионального мастерства целесообразно подразделить на следующие этапы.

Первый этап. Мотивационный. Осуществляется отбор участников, вовлечение их в деятельность, близкую к конкурсным заданиям. Основной акцент направлен на заинтересованность, личную значимость участия, осознанность. На этом этапе тьютор определяет значимые для будущих участников конкурса характеристики: высокий уровень самоорганизации; широкий диапазон и устойчивая работоспособность; сформированность внутреннего плана действий; наличие и использование навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость. Так же решает диагностические задачи: выявляет индивидуальные интересы конкурсанта, определяет возможности и организует взаимодействие всех участников процесса.

Второй этап. Организационно-подготовительный – процесс подготовки участника. На этом этапе очень важно наладить консультационную и плановую работу тьютора с конкурсантом. Решается весь спектр задач тьютора: аналитические, стратегические, педагогические, психологические, координирующие, задачи по коррекции. Результат этого этапа – настроенность на успех, уверенность в своих силах, благоприятное эмоциональное состояние, оптимальная работоспособность. Участник правильно распределяет время на выполнение задания, учитывает все компоненты критериев профессиональной компетенции.

Третий этап. Конкурсный – для тьютора это этап наблюдения и анализа за участником, т.к. по регламенту конкурса он не может принимать участие в оценке, общаться с конкурсантом во время выполнения задания.

Четвертый этап. Рефлексивный. Подведение итогов работы, контроль и анализ результатов, достигнутых участником в конкурсе; определение проблем, возникших при выполнении конкурсных заданий и коррекция стратегии подготовки (в зависимости от результата).

Подготовка и участие в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» определяет чёткие ориентиры в выбранной профессии, представляет собой опыт уникальной практики для конкурсантов (работа в команде с мастерами высокого уровня), формирует творческую самостоятельность, адекватную самооценку и новые возможности в профессиональной среде.

Подготовка требует системного взаимодействия тьютора с участником, решения комплекса задач, что обеспечит конкурентоспособность участников и успешность профориентационной работы специальных (коррекционных) образовательных организаций.



Из опыта работы экспертом хочется отметить, что самое главное для участников – это внимательно читать задание и выполнять всё последовательно и обдуманно и, конечно же нужно быть внимательным и усидчивым, по-другому никак! А для экспертов - профессионализм, независимость и опыт. Ведь от мнения экспертов и решения зависит оценка трудов участников. Оценивать работу лиц с ограниченными возможностями здоровья людей и с инвалидностью, безусловно, сложно. Участие принимают конкурсанты с разными нозологиями, у кого-то сильно выраженные, у кого-то незаметно. Но чемпионат есть чемпионат, и правила для всех одинаковы. Поэтому иногда приходится судить строго. Конечно, они все для нас дороги. Однако любимчиков быть не должно. Нам необходимо видеть блестящее выполнение работы, чтобы ни у кого не оставалось ни капли сомнения, когда мы выставляем баллы и присуждаем первое, второе и третье места

Выступление на чемпионате - в любом случае очень волнительный процесс. Как эксперт я наблюдаю за работой. При этом замечаю, что участник может занервничать, могут влиять погода, настроение, условия. Для того, чтобы уменьшить влияние таких факторов, считаю необходимым тьюторское сопровождение участников.

В заключение хочу отметить, что успешная социализация и благополучие инвалидов и лиц с ОВЗ напрямую зависят от выбора профессиональной траектории развития и успешного трудоустройства. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» являются одним из механизмов профессионального становления, так как касаются многих аспектов профессионального становления обучающихся с ОВЗ.

Целенаправленная работа образовательных организаций по подготовке к участию, само участие, а также организация региональных конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» влияют не только на процесс становления обучающихся с инвалидностью, но и на качество профессионального образования в целом.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!