Уважаемые коллеги, сегодня много говорится об изменении роли учителя при реализации образовательных стандартах нового поколения, о необходимости выбора соответствующих технологий для реализации поставленных задач.
Мне хотелось бы обратить внимание на требования к учителю, сформулированные в документах ФГОС:
- Уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии
- Использовать технологии оценки
- Современные технологии проектирования образовательной среды
Как учитель- практик я понимаю, что наряду с изменениями в роли учителя и организации деятельности учеников изменяется сегодня и система оценивания образовательных достижений школьников. И здесь от учителя тоже требуется знание современных технологий, чтобы обеспечить объективную, наглядную и всестороннюю оценку деятельности учащихся. Мне хотелось бы поделиться опытом собственной деятельности в этом направлении.
Распространенной практикой сегодня является система инновационной оценки «Портфолио». С одной стороны – мы все знаем, что это такое, в соответствии с требованиями новых стандартов портфолио должен иметь каждый ученик, с другой – мы испытываем трудности различного характера при создании качественного продукта.
Сейчас, конечно, предлагаются и печатные версии портфолио, но зачастую они не удовлетворяют индивидуальные потребности каждого ребенка, поэтому за несколько последних лет я выработала собственный подход к созданию портфолио моих учеников.
Первое, что должен сделать учитель, как мне кажется, - это заинтересовать созданием портфолио учеников и родителей, смотивировать их для достижения конечного результата.
Еще один очень важный момент: определиться, в какой программе будет оформляться портфолио (информационно-коммуникационные технологии, безусловно, играют здесь немаловажную роль). Хорошо известные нам офисные приложения дают нам практически безграничные возможности для творчества. Это может быть MicrosoftWord, PowerPoint, Publisher. У каждой из этих программ свои возможности и достоинства.
Кстати, портфолио, сделанное самостоятельно, а не купленное в готовом виде имеет и еще одно важное преимущество: оно может пополняться и видоизменяться по мере необходимости.
Продемонстрирую примерный образец.
Первый раздел – «Мой портрет». Как видите, он может содержать следующую информацию:
- Личные данные
- Автобиографию
- Данные психодиагностики
- Цели обучения
- Сведения о посещаемых кружках и секциях
Оформить его можно следующим образом: (демонстрация раздела)
Наши портфолио обязательно включают раздел «Данные психодиагностики», в котором находят отражения исследования личности ребенка, проводимые классным руководителем и школьным психологом.
Одним из обязательных разделов при формировании портфолио является раздел «Мои образовательные планы». И вот здесь не только у моих учеников, но и у их родителей зачастую возникали трудности. Их формулировки ограничивались шаблонами, типа: «Хочу хорошо учиться», «Хочу закончить год на «4» и «5». Чтобы помочь детям наметить план всестороннего развития личности, поставить перед собой «правильные» и посильные цели, я разработала и предложила детям и родителям Модель современного успешного ученика. При коллективном обсуждении этой модели ученики вместе с родителями смогли не только наметить индивидуальные траектории развития, но и собственные планы достижения желаемых результатов. Умение ставить проблему и наметить пути ее решения – основа системно-деятельностного подхода, поэтому продуманный поход к составлению портфолио – решение его реализации в начальной школе.
Раздел «Самоанализ деятельности» мы формировали с ребятами поэтапно анализируя пункт «Что собираюсь сделать для достижения цели». Кстати, навыки самоанализа – важный пункт в реализации системно-деятельностного подхода.
На разделе«Посещаемые кружки и секции» хотелось бы остановиться подробнее».
Во-первых потому, что реализация новых образовательных стандартов требует не менее 10 часов внеурочной деятельности для каждого ученика. Перед классным руководителем и школой встает вопрос обеспеченности требований стандарта.
В нашей школе этой проблемы практически не существует, поскольку функционируя в рамках модели «Школа-социокультурный комплекс» мы имеем социальных партнеров, предлагающих огромный выбор в сфере дополнительного образования. Поэтому, я предлагаю родителям модель социального партнерства с указанием услуг каждого из них в сфере допобразования. Родителям остается только выбирать, учитывая склонности и способности своих детей. Вообще работа с детьми и родителями в этом направлении ведется, используя механизм вовлечения обучающихся в систему дополнительного образования.
Выполнив всю предварительную работу, для каждого ребенка создаю индивидуальную карту занятости, где указываются не только посещаемые кружки, но участие педагогов или социальных партнеров в реализации тех или иных программ дополнительного образования.
Следующий раздел нашего портфолио –это «Портфолио документов». Он содержит следующую информацию:
- Сведения об учебных достижениях
- Перечень моих учебных достижений за этот учебный год
- Мои грамоты и дипломы
- Участие в конкурсах, олимпиадах, смотрах
Вот здесь стоит очень важный вопрос о способах представления учебных достижений. Можно пойти традиционным путем, показывая текущие или итоговые отметки школьников за отчетные периоды, а можно организовать демонстрацию при помощи специальных карт.
Я делаю это следующим образом: взяв за образец пример рефлексивной карты, я немного переработала ее и на каждого ребенка составила такие карты для демонстрации достижений моих учеников по отдельным предметам. Они заполняются в течение года самими учениками и учителем, давая возможность проследить достижения учеников по предмету в течение года. (демонстрация рефлексивных карт).
Кроме того, я веду учет образовательных достижений обучающихся при помощи Листков достижений, где по всем предметам ведется учет образовательных достижений по определенным предметным критериям.
В этом же разделе содержится информация об участии школьников в конференциях, конкурсах, викторинах, круглых столах и других мероприятиях. Здесь же помещаются все грамоты, дипломы и благодарственные письма обучающихся.
В разделе «Портфолио работ» могут быть представлены конкурсные творческие работы обучающихся, проектные и исследовтельские работы. Отобрать их для представления в Портфолио ребятам помогает педагог.
При ежегодном самоанализе деятельности ученики могут видеть, какая из сторон их деятельности оказалась наиболее результативной, что дало им посещение различных кружков и секций, какие стороны деятельности требуют приложения больших усилий. Все наблюдения за собственной деятельностью обязательно должны иметь результат, т.е. учитываться при составлении образовательных планов на следующий год. В этом и заключается, на мой взгляд, реализация системно-деятельностного подхода (анализ ситуации – выявление проблемы – поиск решения – получение результата).
Еще один раздел нашего портфолио – это «Портфолио отзывов». Здесь оставляют так называемые комментарии о деятельности ученика преподаватели, педагоги дополнительного образования, представители учреждений – социальных партнеров, люди, заметившие успехи и позитивную деятельность ученика в каком-либо направлении.
Вот таким образом сложилась и реализуется технология оценивания образовательных достижений обучающихся в моей педагогической практике.
Создавая портфолио учеников, ставлю перед собой не единственную задачу – показать результаты их деятельности, но и научить их, анализируя ситуацию, видеть проблему, искать пути ее решения. Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Соглашаясь с классиком, учу детей действовать в сложившейся ситуации, применяя полученные знания.