СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль средств массовой информации в жизни общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль средств массовой информации в жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Роль средств массовой информации в жизни общества.»

Тема: Роль средств массовой информации в жизни общества.

Цель: раскрыть сущность понятий «информация», «СМИ», «информационная революция»; определить основные виды и функции СМИ; раскрыть роль СМИ в современной общественной жизни; продолжить формирование умений анализировать учебный материал, делать выводы на основе полученных знаний, собирать, накапливать, хранить, обрабатывать и передавать полученную информацию.


Тип урока: изучение нового материала.


ХОД УРОКА


І. Организационный момент урока

Тема сегодняшнего нашего занятия " Роль средств массовой информации в жизни общества ". Готовясь к занятию, я не случайно эпиграфом к нему избрал изречение "Кто владеет информацией, владеет миром". На самом деле, кто умеет находить информацию, тот действительно способен управлять событиями и людьми.


II. Актуализация опорных знаний


Проверка домашнего задания


Учащиеся отчитываются о выполнении задания, полученного на предыдущем уроке.


III. Мотивация учебной деятельности


Беседа


1. Что означает термин «средства массовой информации»?


2. Приведите примеры известных информационных программ. Как вы их оцениваете?


3. Какие еще средства распространения информации вам известны?


4. На самом ли деле СМИ сегодня независимы? Аргументируйте свой ответ.


5. Приведите примеры из истории, когда СМИ находились под надзором государства.


III. Изучение нового материала


Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, о степени свободы СМИ от общества, власти и государства (особенно государства, претендующего на демократический статус) приобретает особое значение. Средства массовой информации как важная составная часть массовой коммуникации общества выполняют различные социально-политические роли, те или иные из которых в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Но они могут выкапывать и дезорганизационную, разъединительную роль.


►► 3 истории развития СМИ


Как свидетельствует эволюция журналистики, одним из главных направлений ее развития было наиболее полное удовлетворение потребностей человека в коммуникации, т. е. необходимой ему социально значимой информации. Уже в доисторические времена человек сам выступал как средство коммуникации: различные сведения распространяли шаманы, предсказатели, оракулы, а средством консервации ее был наскальная живопись, пергамент, глиняные дощечки.


На сегодня большинство исследователей едины во мнении, что появление прессы следует отнести к V ст. к н. е., когда в Риме выходили первые газеты, которые только во времена Юлия Цезаря (60 г. к н. е.) стали напоминать современные. Наиболее известным является ежедневный бюллетень «Acta diurna» («События дня»). Вместе с тем есть сведения, что доисторические издания были и в Азии (например, в Китае в VIII веке нашей эры выходила «Дыба» — «Придворная газета», «Кібелчжі» — «хронікальна газета», а в Японии на глиняных досках сохранилась «Иомиури каварабан» — «Читать и передавать»), что является, по сути, прагазетними явлениями.


В средневековье широкое распространение получили так называемые «летучие листки» (среди них — реляции, ревю, куранты и др.), которые имели ярко выраженный информационно-прикладной характер. Изобретение в 1440 p. И. Гуттенбергом процесса печати с помощью подвижных литер способствовало развитию прессы и журналистики. Родиной прессы как социального института можно считать территорию Западной Европы. Первой газетой в собственном смысле этого слова принято считать бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости»), которая стала выходить в Антверпене приблизительно с 1605 года в типографии Авраама Вергевена. 3 11 марта 1702 г. в Англии, в Лондоне начали выдавать первую ежедневную газету «Daily Courant» («Ежедневный вестник»).


В древние времена формы языка реализовывались в летописях, хрониках, анналах, жизнеописаниях, историях, путешествиях, в многообразных эпистолярных формах — от личного письма до официальных посланий, от поучений и наказов до булл, рескрипт, прокламаций. А после возникновения печатной журналистики стала формироваться система журналистских жанров. Среди начальных можно назвать информацию-хронику, репортаж, памфлеты. Далее начали появляться и другие газетно-журнальные жанры.


Принято выделять следующие типы журналистики:


* религиозно-клерикальная (XV-XVI в.);


* феодально-монархическая (XVI-XVIII в.);


* буржуазная (ХІХ - ХХ в.);


* социалистическая (XX ст.);


* обще гуманистическая (конец XX в. - начало III тысячелетия).


В средневековье, в период религиозно-клерикального типа, диапазон творчества был резко ограничен. Это объяснялось не столько малым числом грамотных людей, сколько влиянием религии на все сферы жизни. Не допускалось инакомыслие, что получало отражение в периодических изданиях. Феодально-монархический тип отражает незначительную экономическую развитость общества и начало перехода от натурального хозяйства к товарно-денежных отношений. Развитие торговли требовало обмена информацией о товарах, прибытии кораблей, ценах.


В XIX в. журналистика стала важнейшей частью общественно-политической жизни и хозяйствования. Она превратилась в орудие политической борьбы — 80 % прессы имели ярко выраженный политический и общественно-политический характер. Произошло классическое разделение прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). До конца XX в. к ней добавился тип промежуточных СМИ.


Социалистическая журналистика всецело была ориентирована на идеологическую зависимость, главной константой в ней была партийность.


До настоящего времени мы можем говорить о формировании обще гуманистической журналистики.


Давая оценку существовавшим типам, нужно отметить, что не везде они существовали обязательно в таком порядке и чистой форме — их наличие зависело от конкретной ситуации в государстве.




Основные этапы развития СМИ


1) До начала нашей эры —пробел явления;


2) с начала нашей эры до XV в. н. э. - эпоха рукописных изданий;


3) С XV в. до XVII в. - изобретение и развитие книгопечатания, становление газетно-журнального дела;


4) с XVIII в. до начала XX в. - развитие журналистики как общественного института, совершенствование полиграфической базы, становление прессы как основы демократии;


5) 1900-1945 гг. — приобретение прессой функций «четвертой власти»;


6) 1945-1955 гг. — процесс концентрации и монополизации СМИ;


7) 1955-1990 гг. — эпоха становления электронных средств коммуникации;


8) с 1990 г. и до сих пор-Становление нового информационного порядка в мире.


►► Виды средств массовой информации (СМИ)

Средства массовой информации — это институты и формы публичного и открытого распространения информации для широкого круга пользователей, что осуществляется с помощью технических средств.


СМИ составляют сложную систему, выделяют две главные их типы: печатные (пресса) и электронные (радио, телевидение, кинопродукция, аудиопродукция).


Современные СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам-Это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве). Отличительные черты СМИ — это публичность, т. е. неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный количественный состав аудитории, меняется в зависимости от проявленного интереса к той или иной передаче, сообщению или статье.


Понятие «средства массовой информации» не следует отождествлять с понятием «средства массовой коммуникации» (СМК). Это не совсем верно, поскольку последнее понятие характеризует более широкий спектр массовых средств. К СМК относятся кино, театр, цирк и т. др., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью в обращении к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т. др.


Собственно журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).


Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: пресса, радио и телевидение, каждая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет соответственно функции журналистики на основе определенных специфических особенностей.


Пресса (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) получила особое место в системе СМИ. Продукция, вышедшая из-под печатного станка, несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других зображально-графических форм, которые читатель-зритель воспринимает без помощи каких-либо дополнительных средств (зато для получения радиотелевизионной информации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т. др.). Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т. др.).

►► Функции СМИ



Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности — важнейший момент ее теории.


Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, определяются, наконец, тем, что она осуществляет определенную функцию в более широком смысле.


Вообще, СМИ выполняет огромное количество функций в совершенно разных сферах.


1. Коммуникативная — функция общения, налаживания контакта.


2. Организаторская — в ней наиболее наглядно проявляется роль журналистики как «четвертой власти» в обществе.


3. Идеологическая (социально-ориентационная), связанная со стремлением осуществлять глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведенческих актов.


4. Культурно-образовательная, которая заключается в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества и принимая участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.


5. Рекламно-справочная, связанная с удовлетворением утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, коллекционирование, шахматы и т. д. и т. п.).


6. Рекреативная (развлечения, снятие напряжения, получение удовольствия).


В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:


• производственно-экономическую,


• регулировочную,


• духовно-идеологическую,


• информационно-коммуникативную.

Так, в экономической области она становится элементом системы производства, приобретает качества товара. В социальном измерении главным является сбор, накопление, хранение, переработка и распространение информации.


В духовной сфере пресса выполняет познавательную, образовательную, воспитательную функции, свойственные всем идеологическим институтам.


Генеральным субъектом по отношению к журналистике является общество. На удовлетворение потребностей всего общества направлены функции интеграции познания, выполняет журналистика. Отдельные социальные структуры, как субъекты, своими потребностями в завоевании и удержании власти определяют такие функции журналистики, как пропаганда, агитация, организация. Личность определяет функции ориентации, морально-психологического удовлетворения.


Для такого специфического вида социальных субъектов, как журналисты, журналистика выполняет служебно-профессиональную и творческую функции.


Однако вызывает сомнение собственное деление субъектов, поскольку журналист может выполнять не только творческую и профессиональные функции, но также использовать прессу в своих собственных интересах.


►► СМИ и политика. СМИ как средство формирования общественного мнения


СМИ играют в политической жизни общества существенную роль, непосредственно касаясь его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и продуктивную (творит) функции, поэтому они в той же степени, что и творцы политики, несут ответственность за то, что происходит в обществе.


Объединение наций в сильные централизованные государства часто оказывалось возможным благодаря появлению прессы, которая создала новый вид социальной общности — публику отдельно взятой газеты. Члены этой агрегации разделены расстояниями, но объединены потребляемой информацией. Пресса ускорила и поставила на «поток» выработку единых символов и значений в национальном масштабе. Сегодня СМИ не только непрерывно воспроизводят этот процесс, но и выводят его на глобальный уровень. Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют цели, которые часто отличаются от потребностей общества и используют для их достижения различные методы.


Политическое влияние СМИ осуществляют через воздействие на разум и чувства человека.


В демократических государствах явно преобладает рациональная модель массовых коммуникаций, рассчитанная на убеждение людей с помощью информирования и аргументации, построенной в соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сформированному там типу менталитета и политической культуры людей. Она предлагает состязательность различных СМИ в борьбе за внимание и доверие аудитории. В этих государствах законом запрещено использование СМИ для разжигания расовой, национальной, классовой и религиозной ненависти и вражды, однако в них различные политические силы для пропаганды своих идей и ценностей широко применяют методы преимущественно эмоционального воздействия, что особенно ярко проявляется в периоды избирательных кампаний и нередко может затмить рациональные доводы и аргументы. Этим широко пользуются тоталитарные, авторитарные и особенно этнографические режимы, насыщая свою политическую пропаганду эмоциональным содержанием. Здесь СМИ широко используют методы психологического внушения, основанные на страхе и вере, для разжигания фанатизма, недоверия или ненависти к политическим оппонентам, лицам других национальностей и всем неугодным.


Несмотря на важность эмоционального воздействия, все же главное влияние на политику СМИ осуществляют через информационный процесс. Основными этапами этого процесса являются получение, отбор, препарирование, комментирование сведений. От того, какую информацию, в какой форме и с какими комментариями получают субъекты политики, во многом зависят их последующие действия. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационные агентства, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами и распространителями. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление в доступной массовой аудитории форме и комментирование — важная задача всей системы СМИ. Информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и редукции, осуществленных газетами, радио, телевидением, а также от способа и форм подачи информации.


Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют собой сложный многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире.


Метод "Микрофон"

Учащиеся высказываются по вопросам:

1. Как вы понимаете "манипулирование общественным мнением"?

2. Кто заинтересован в манипулировании общественным мнением?

3. Как можно бороться с манипулированием СМИ общественным мнением? 4. Какой роль играет Интернет в развитии демократии?


IV. Итог урока



Беседа

1.Что такое средства массовой информации?

2.Какие вы знаете средства СМИ?

3.Назовите, какую роль используют СМИ в тоталитарном и демократическом обществе?



В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании этой активности, а также общественного мнения играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.


Средства массовой информации — мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному влиянию на чувства и сознание людей они удерживают пока пальму первенства и собирают наибольшую аудиторию. В средствах массовой информации, а особенно на телевидении вопросы о повышении эффективности выступлений тесно связаны с уровнем организации творческого процесса, форм и средств социально-политического воспитания журналистского, художественного и технического персонала. Прежде всего, это отбор проблем, решение которых может поддержать и подсказать аудитория.


На сегодня значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. Господствующее положение среди средств массовой информации сейчас занимает телевидение. Если в конце 70-х — начале 80-х годов телевизор считался роскошью, то сегодня телевидение прочно вошло в быт практически каждой семьи. Постепенно телевидение вытесняет газеты и журналы, серьезно конкурирует с радио. Конкуренция с прессой объясняется появлением на телевидении новых технологий.


V. Домашнее задание


1. Проработать соответствующий материал учебника.


2. Составить «Моральный кодекс журналиста».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!