Цель деятельности учителя | Обобщение и систематизация знаний учащихся о сочинительных и подчинительных союзах; |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь на практике находить союзы и определять их роль в предложениях, ставить знаки препинания в сложных предложениях. Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему, развитие способности преобразовывать, сохранять и передавать полученную информацию. Личностные: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получении школьного образования. |
Методы и формы обучения | Практический, частично-поисковый, аналитико-синтетический; фронтальная, групповая. |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор. |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, наглядное пособие для 7 класса. |
Основные понятия | Союз, сочинительный и подчинительный союзы, простое и сложное предложения, ССП, СПП. |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Мультимедийный ряд |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствие, вступительное слово, орг. момент урока. | Приветствуют учителя и гостей, демонстрируют готовность к уроку, запись числа, классной работы, темы урока, формулируют цель урока. | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают совершенствовать имеющиеся знания и умения. | Слайд 1: число, дата, «классная работа», тема |
Актуализация опорных знаний, умений | Воспроизведение ранее изученного, применение прежних знаний в новых ситуациях, систематизация знаний. | 1. Разминка на поиск родовидовых понятий: найти общее слово: - союз, имя существительное (часть речи); - имя прилагательное, наречие (самостоятельная часть речи); - предлог, союз (служебная часть речи). - Почему предлоги и союзы называются служебными частями речи? - В частности, для чего служит союз? Творческое задание: продолжите предложения. 1ряд: Пришла весна и… 2ряд: Солнце всё ярче светит, и… 3ряд: Настроение у всех хорошее и …. -проверка задания. - Определите роль союза в ваших предложениях. Назовите ещё сочинительные союзы. - На какие виды ещё делятся союзы? | Выполняют задания разминки (определяют общее слово, отвечают на вопросы). - Творческая практическая деятельность - Чтение предложений. - Ответы учащихся. (в простом предложении союз И связывает однородные члены предложения, в сложном – два простых предложения; перечисляют сочинительные союзы; второй вид союзов - подчинительные союзы.) | Фронтальная, парная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, применяют прежние знания на новую ситуацию. | Слайд 1: задание разминки. Слайд 2: творческое задание. |
Обобщение и систематизация ЗУН | Воспроизведение ранее изученного, применение прежних знаний в новых ситуациях, обобщение и систематизация знаний. | 1.Работа с наглядным пособием «Сочинительные и подчинительные союзы»: - составьте лингвистический рассказ. -составьте предложения с данными союзами. 2.Практические задания: - 3 задания на классификацию союзов (распределение союзов по двум колонкам, работа на соотнесение видов союзов с примерами, задание «Лишнее слово»); - задание на расстановку знаков препинания в простом и сложных предложениях; - задание на определение роли союза в предложениях, расстановку знаков препинаний в них (работа с примерами). - вывод этапа. | 1.составляют лингвистический рассказ, монологическое высказывание. 2.выполнение практических заданий, комментарии, выводы. | Фронтальная, парная, индивидуальная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, применяют прежние знания на новую ситуацию. Коммуникативные: строят небольшое монологическое высказывание на заданную тему. | -Наглядное пособие для 7 класса: таблица «Сочинительные и подчинительные союзы»; практические задания. Задания выполняются на интерактивной доске электронной ручкой. |
Выявление места и причины затруднений | Беседа, ответы на вопросы, оценивание учащихся. | Учитель выявляет места и причины затруднений учащихся, при необходимости задаёт дополнительные вопросы. | Анализируют ответы, работают над ошибками. | Индивидуальная. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. | |
| Физкультминутка | | 1.Упражнения для глаз: - закрыть – открыть глаза; - посмотреть вправо – влево; - закрыть глаза – посчитать до 3-х, открыть глаза. 2. «Бумер»: сидя «тянут» руки, ноги вперёд, руки вправо, влево. | Фронтальная | | Ролик с физкульминуткой «Хорошее настроение». |
Самостоятельная тестовая работа с самопроверкой по эталону(контроль) | Тестовая работа по теме урока. | Тест по теме урока, проверка | Выполнение тестовой работы, самопроверка. | Фронтальная , индивидуальная. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают правила контроля, адекватно оценивают свои учебные достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. | Мобильный класс (ноутбуки). |
Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | Заключительная беседа. | Вывод урока по теме: Сочинительные и подчинительные союзы служат для связи простых предложений в составе сложного, запятая в таких предложениях ставится. Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения, запятая не ставится. - Эмоциональный вывод урока: поднимают руки те учащиеся, которые довольны своей работой на уроке. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке, записывают домашнее задание. | Индивидуальная, фронтальная. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Слайд 3: д\з: |
| | - Актуальны ли темы сочинений? Дружба соединяет людей так же, как и союзы понятия русского языка. - Все темы объединены общей темой. Значит, из ваших работ можно составить один большой текст. Как же соединить все микротемы? | Дифференцированное Д/З: 1. творческая работа – сочинение-рассуждение с использованием сочин. и подчин.союзов. - «Что такое дружба?» - «Роль дружбы в жизни человека», - «Мой друг». 2. Выписать из изучаемого худ.произведения4 предложения с сочин. и подчин.союзами | | | |