Роль СКОШ в организации консультативной деятельности по инклюзивному образованию
Шарафисламова Ю.Р., учитель-логопед, учитель-дефектолог, МБОУ «СКОШ»
г.Губкинский
2018г.
Актуальность:
- низкий уровень информированности педагогов ОО об особенностях детей с ОВЗ;
- низкий уровень информированности об особенностях таких обучающихся родителей нейротипичных детей, которые будут учиться в одних классах, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.
Для того, чтобы решить подобные проблемы можно использовать консультативную деятельность.
- Педагогические сотрудники специальных (коррекционных) учреждений проводя различные консультации, могли бы помочь педагогам общеобразовательных организаций, родителям детей с ОВЗ.
- Гипотеза: для наиболее успешного внедрения ФГОС обучающихся с ОВЗ и преодоления проявлений трудностей в общеобразовательных организациях при обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ необходима организация консультативной деятельности специалистами СКОШ.
- Цель: организация консультативного центра по инклюзивному образованию на базе СКОШ.
- разработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ОВЗ, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами СКОШ педагогов ОО по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ;
- оказание консультативной помощи семьям в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
- В нашей стране реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования, что подтверждается в новом законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу в 2013 г.
- Все дети РФ имеют право на качественное общее и профессиональное образование.
- Это создает возможности для их успешной социализации, полноценного участия в жизни государства, успешной самореализации в различных направлениях профессиональной и социальной деятельности.
Консультативная деятельность по инклюзивному образованию в условиях СКОШ
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и образовании, поведении и межличностном взаимодействии обучающихся;
- консультативная деятельность, направленная на помощь семьям в решения определённых вопросов касающихся развития и оказания помощи обучающимся с ОВЗ в овладении учебной программы.
1 этап: Диагностика
- 2 опросника для исследования осведомлённости:
- родителей об инклюзивном образовании;
- педагогов об инклюзивном образовании.
- В опросниках акцент был сделан на изучение:
1) знаний педагогов и родителей определения и сути инклюзивного образования;
2) преимуществ, которые видят участники в инклюзивном образовании;
3) минусов инклюзивного образования, которые существуют по мнению участников исследования;
4) общей осведомлённости участников исследования (педагогов, родителей обучающихся с ОВЗ и нейротипичных детей) касательно реализации инклюзивного образования.
- В опроснике представлены как вопросы с выбором правильного варианта ответа, так и вопросы, где требуется дать развёрнутый ответ.
2 этап: Просвещение
Программа по повышению уровня информированности по инклюзивному образованию педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся с ОВЗ в условиях СКОШ включает в себя следующие формы работы:
- выступление специалистов специальных (коррекционных) школ на собраниях родителей будущих первоклассников;
- проведение «круглых столов» для родителей обучающихся с ОВЗ и педагогов общеобразовательных организаций;
- организация индивидуальных и групповых консультаций для педагогов общеобразовательных организаций и родителей детей с ОВЗ;
- проведение лекций для педагогов ОО.
№
Форма работы, тема
1
Обучающий семинар: «Организация учебной деятельности учащихся с ОВЗ в рамках общеобразовательного класса».
2
Совместные заседания: «Разработка образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ, индивидуального маршрута развития».
3
Консультация для педагогов. Основные условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4
Групповое занятие: «Привитие толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках групповых занятий в активных формах с педагогическими коллективами школ».
5
Анкетирование родителей: «Психологическая готовность принять инклюзивное обучение».
6
Консультации родителей: «Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ».
7
Консультации родителей детей с ОВЗ: «Корректное включение их детей в систему общего образования, формирование адекватного представления о возможностях ребёнка».
8
Семинар, групповое занятие: «Фото/видео фрагменты занятий, праздников, досугов, режимных моментов в ОУ с целью детального разбора определенных этапов воспитания и обучения детей с ОВЗ».
9
Семинар, групповое занятие: «Обмен опытом семейного воспитания и обучения детей с ОВЗ».
10
Консультации родителей: «Р абота по повышению самооценки детей с нарушением в развитии обучающихся в инклюзивных классах».
11
Групповая консультация родителей: «Организация отдыха для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
12
Семинар: «Особенности взаимодействия с обучающимися с особыми образовательными потребностями».
13
Консультация для родителей. Как адаптировать обучающегося с особыми образовательными потребностями к нахождению и обучению в коллективе нейротипичных сверстников.
14
Семинар: «Создание оптимальных образовательных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Ожидаемые результаты:
Консультативная работа на базе СКОШ :
- способствует просвещению педагогов и родителей об инклюзии.
- систематизации знаний об особенностях и методах работы педагогов ОО с обучающими с ОВЗ;
- даёт знания о настоящих целях и задачах инклюзивного образования;
- способствует более толерантному отношению к детям с ОВЗ со стороны педагогов и родителей нейротипичных обучающихся;
- педагоги и родители могут грамотней выстраивать педагогический и воспитательный процесс, тем самым повышая эффективность работы с детьми с ОВЗ.
Список литературы:
- Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск, 2013.
- Гусева, С.В. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации [Электронный ресурс] / С.В. Гусева.
- Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. - 2008. - № 6. - С. 3-6.
- Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения [Текст] / К. А. Михальченко // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной заочной научной конференции (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012.
- Шевчук Л.Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе: монография/ Л.Е, Шевчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. - 256с.
- Шипицина Л. М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - 200 с. (С. 14-18).
- Ертанова О.Н. Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 – 17.
- С.М. Соколова «Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательной школы» Иркутск. 2011г.
- «Особый ребенок. Исследования и опыт помощи». Научно-практический сборник, выпуск 6-7, «Теревинф» Москва 2009.
- «Особый ребенок: формирование адекватной жизненной перспективы». Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Белогурова А. Ю., Булановой О. Е., Поликашевой Н. В., Москва 2012.
- «Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе». Бондарь Т. А.,.