СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль скороговорок в развитии речи учащихся начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разучивание скороговорок - полезное и увлекательное занятие для учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Роль скороговорок в развитии речи учащихся начальных классов.»

Роль скороговорок в развитии речи учащихся начальных классов.

Какую пользу несут скороговорки для учащихся начальных классов? Скороговорки развивают речевой аппарат школьника, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной, а ребёнок – успешной личностью в будущем. Это главная цель работы со скороговорками.

Скороговорки читаются или проговариваются обязательно быстро, но они помогают ребёнку, наоборот, произносить фразы чётко, внятно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Ведь разучивая новую скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и важно для обучения школе, когда учитель ежедневно выдаёт много различной информации.
Скороговорки являются бесценным материалом, так как они играют огромную роль, помогая ребёнку в развитии речи. Любой родитель тоже мечтает, чтобы его ребёнок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но не на всё можно повлиять и откорректировать.

Изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки, шутили. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества. Но скороговорки для детей в настоящее время – это и игра, и обучение.

Несколько полезных советов.

Важно правильно выучить скороговорку. Обращать внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Медленно, но уверенно. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, можно делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас будет работать только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Следующий шаг – чтение скороговорки шёпотом, но тщательно проговаривая. Теперь произносить текст лучше вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно, радостно, задумчиво, агрессивно, напевая разными голосами. Это очень полезно и в смысле развития актёрских способностей. А теперь можно быстро и без ошибок произносить всю скороговорку целиком. Предложите ребёнку повторить её несколько раз.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Но каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определённые навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука: [б], [в], [р], [с], [щ] и т.д., способствует развитию памяти.

Я часто включаю работу со скороговорками в период обучения грамоте, в качестве минутки чистописания на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, во время минуток отдыха при изучении разных учебных предметов. Вариантов работы со скороговорками огромное множество, это огромное поле для творчества.

Предлагаю Вашему вниманию следующие скороговорки:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.


Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Милая Мила
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла –
Так мылилась Мила.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.



Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.


Женя с Жанной подружились.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.

Встретил в чаще ёж ежа,
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.


Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец телёнка привяжет.


Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Да не выболтала.




На дворе-подворье

Погода размокропогодилась.



Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.



Шли сорок мышей и шесть нашли грошей,

А мыши, что поплоше, нашли по два гроша.

Цапля чахла, цапля сохла,

Цапля сдохла.

Не хочет косой косить косой,

Говорит, коса коса.

Из кузова в кузов

Шла перегрузка арбузов.

В грозу в грязи от груза арбузов

Развалился кузов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!