СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль синтаксических средств выразительности в рассказе е.носова «красное вино победы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: автор попытался соотнести особенности текста произведения, авторскую позицию, характер героев, идейную направленность рассказа с конкретными синтаксическими средствами выразительности; определить их роль, проиллюстрировать использованные средства примерами, сделать выводы. Работа содержательная, интересная, помогает понять секреты  мастерства прозаика.  

Просмотр содержимого документа
«Роль синтаксических средств выразительности в рассказе е.носова «красное вино победы»»


РОЛЬ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В РАССКАЗЕ Е.НОСОВА «КРАСНОЕ ВИНО ПОБЕДЫ»

Аннотация: автор попытался соотнести особенности текста произведения, авторскую позицию, характер героев, идейную направленность рассказа с конкретными синтаксическими средствами выразительности; определить их роль, проиллюстрировать использованные средства примерами, сделать выводы. Работа содержательная, интересная, помогает понять секреты мастерства прозаика.

Семнадцатилетним юношей Евгений Носов ушел на фронт. Воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского солдатом-артиллеристом. После прорыва восточно-прусских укреплений, на подступах к Кенигсбергу, в феврале 1945 года Е. Носов был тяжело ранен, и его, вместе с другими бойцами, подобрали в Мазурских болотах, «промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики». После ранения Евгений Носов попадает в госпиталь в подмосковный Серпухов, и через двадцать с лишним лет об этих днях появится рассказ «Красное вино победы».

В рассказе нет описания боевых действий, однако читатели понимают, что война – это страшное зло. Даже сюда, в госпиталь, приходит смерть. Велика роль синтаксиса в понимании идейного содержания рассказа. Бессоюзие и многосоюзие, их сочетание, инверсия и градация, парцелляция и умолчание, восклицательные и вопросительные предложения, вопросно-ответная форма и эллипсис приобретают в тексте особую смысловую значимость и используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Главные герои – раненые бойцы, врачи, нянечки и медсестры – понимают, что войне конец и с нетерпением ждут известия о капитуляции фашистской Германии. Прием градации в начале рассказа («белый», «грязный», «землисто-серый», «серый»; «какое-то изнуряющее, цинготное состояние») создает гнетущее настроение.

Тягостное ожидание конца войны передано с помощью рядов однородных членов: «Они (бинты) замызгались, заслонились от долгой лежки, насквозь пропитались желто-зеленой жижей тлеющих под ними ран»; «я слушал разговоры в палате, потихоньку температурил, задремывал, снова открывал глаза и подолгу глядел в весеннее небо».

Но по мере приближения Дня Победы описание событий, происходящих в госпитале, становится более динамичным. Это передано с помощью такого приема, как бессоюзие: «Саша Самоходка тоже молчал, курил пайковый «Дюбек», пускал дым себе под простыню…». Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда.

Неспешно развивающееся повествование, всё увеличивающее напряжение ожидания победы, вдруг ускоряется и стремительно мчится к кульминации. Приезжает начальник госпиталя полковник Туранцев, по прозвищу Дед. В его речи преобладают короткие односоставные предложения: «Выдать все чистое – постель, белье»; «Все равно сменить, сменить»; «Заколите кабана»; «Хорошо бы к обеду вина».

Интересно использовано сочетание бессоюзия и многосоюзия (в нашем случае повтор союза «и»): «Мрачные руины, разверстые утробы подвалов, толпы оборванных, чумазых, перепуганных гитлеровцев с задранными руками, белые флаги и простыни на балконах и в окнах домов…». Действие как будто замедляется, события осмысливаются, наконец, приходит осознание наступившего мира. И далее все оживает, жизнь победила. В синтаксисе предложений преобладают односоставные восклицательные конструкции: «Все! Конец! Конец, ребята!»; «Михай, победа!».

Градация добавляет эмоций, образности: «Но вот сквозь четкий выговор труб пробились отдельные людские голоса, потом мелодию подхватили другие, песня настроилась, пошла, запели дружно, мощно, истово, выплескивая еще оставшиеся запасы святой ярости и гнева».

Стремительность действия, напряженность психического состояния героев переданы с помощью эллипсиса:

- Кажется, Дед приехал.

- Похоже – он.

- Чего бы ему ночью…

Усиливает выразительность текста, придает значимость отдельным деталям и фразам парцелляция: «Нет, спирт не то. Крепковато. Да и буднично как-то…»; Речь Бородухина, мужика-лесовика, кряжистого, здорового, звучит «весомо и основательно» благодаря парцелляции и характеризует его как человека опытного и немногословного: «Зато дома наверняка будешь. А то мог бы еще и два аршина схлопотать. Под самый конец.»

При создании образа фотографа автор использует вопросно-ответную форму изложения, тем самым подчеркивая, что этот человек здесь чужой, «трупоед», по словам Бородухина, он просто наживается на горестях и радостях людей: «Зачем нам кровать? Кровать солдату не нужна.»

Переживания и эмоции людей помогает почувствовать такой прием, как инверсия: «Обнимаются, вижу… Целуются, вижу…»

Однако смерть Ивана Копёшкина, так и не пригубившего красного вина за Победу, омрачает радость этого дня. С помощью инверсии и парцелляции («Домок прибавь… У меня домок тут… На дереве…»), рядов однородных членов («Завтра снимут с него теперь ненужную гипсовую оболочку, высвободят тело, вскроют, установят причину смерти и составят акт»), риторических вопросов («И это все? Больше для него ничего не будет? Тогда зачем же он был? Для чего столь долго ожидал своей очереди родиться на земле?») передан трагизм ситуации.

Наше исследование показало, что синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются: синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

специальные синтаксические выразительные средства (фигуры); особые приемы композиционно-речевого оформления текста (вопросно-ответная форма изложения).

Литература

  1. Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. М.: Русское слово, 2005. – 208 с.

  2. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. М.: ЛЕНАНД, 2006. – 376 с.

  3. Москвин В.П. О приемах смыслового акцентирования// Русская речь.- 2006.- №2.- с. 34-41

  4. Носов Е. Красное вино победы. М.: Детская литература, 2013.- С. 3-31.

  5. Стилистика русского языка. Теоретический курс/ В.П. Москвин. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 630 с.

  6. Москвин В.П. О приемах смыслового акцентирования// Русская речь.- 2006.- №2.- с. 34-41


















Заявка


участника конференции «Лабиринты науки»


Ф.И.О. студента

Шерстюк Дарья Александровна

Ф.И.О. руководителя

Соловей Наталья Викторовна

Название учебного заведения

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Почтовый адрес, на который может быть выслан сборник

Брянская область, г. Трубчевск, ул. 3 Интернационала, дом 91, кв. 16

Телефон для связи

8-910 3344897

Е- mail

[email protected]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!