СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль школьной газеты в самоопределении подростков и развитии их творческих способностей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о роли школьной газеты в профессиональном самоопределении подростков.

Просмотр содержимого документа
«Роль школьной газеты в самоопределении подростков и развитии их творческих способностей»

Роль школьной газеты в самоопределении подростков и развитии их творческих способностей



Выпуск школьной газеты – это давняя традиция нашей гимназии. В этом учебном году наше учебное заведение – МБОУ «Городская гимназия города Димитровграда» - отпраздновало свой 25-летний юбилей. К юбилею гимназии вышел очередной выпуск «Чёртовой дюжины». Несколько странное название газеты возникло в 1994 году, в тот год, кода открылась школа. Ей было присвоен номер № 13 (почему-то именно 13, несмотря на то, что в городе были школы и № 23 и № 25!). Когда группа инициативных старшеклассников решила создать свою собственную газету, в которой можно будет писать обо всём, что кажется интересным и важным, название подсказано было именно номером школы. Через несколько лет общеобразовательное учреждение получило новый статус и новое название – гимназия, ребята, которые стояли у истоков газеты, окончили школу и уехали учиться в большие города, а название газеты сохранилось. Сохранилась и сама газета. На смену выпускниками приходили новые ребята, подхватывали это интересное дело и продолжали его. Не раз возникала идея придумать более благозвучное, более благородное название, но каждый раз находились у этого названия защитники, в качестве основного аргумента выдвигающее следующее – все-таки это история школы!

Интересно, что практически все наши выпускники, которые в разные годы были редакторами этой газеты, стали журналистами. Первый редактор «Чёртовой дюжины» окончил факультет журналистики МГИМО, стал журналистом-международником. Не раз учителя и гимназисты смотрели его репортажи из горячих точек по первому каналу ТВ. После окончания гимназии ребята, поставив перед собой высокие цели, успешно добивались задуманного и поступали в МГУ, РГГУ, Казанский Федеральный университет, Санкт-Петербургский университет. Одна из наших выпускниц, окончив факультет журналистики МГУ, сейчас работает в первом университете страны преподавателем на кафедре журналистики, является руководителем «Медиацентра». Интересно, что все наши выпускники, ставшие журналистами, с радостью откликнулись на просьбу написать о себе, о своих школьных воспоминаниях для выпуска газеты «Чёртова дюжина», посвящённой 25-летию гимназии. С большим интересом с их публикациями знакомились нынешние гимназисты. Для них успех выпускников – вдохновляющий пример.

Гимназисты любят свою газету. Сдав первую сессию, приехали домой на каникулы наши первокурсники. Они учатся в разных вузах, осваивают разные специальности, но интересно, что один из главных вопросов, который они задали мне при встрече: «А «Чёртова дюжина» выходит?»

Приятно было вручить им номер нашего юбилейного выпуска: он вышел на восьми полосах и был напечатан, как обычно, в городской типографии. В этом выпуске рассказывалось и о них – наших выпускниках 2019 года: о высоких результатах ЕГЭ, об успешном поступлении в ведущие вузы страны, об их победах. Как приятно им было видеть свои фотографии в этом выпуске! Увидеть информацию о себе – это значит понять, что гимназия помнит и любит их!

Говорят, что газета живёт один день. Это так и всё же не совсем. Интерес к газете, действительно, проявляется в первый день. Потом о ней можно забыть. Но вместе с тем подшивка газет – это уже история. В гимназическом информационно-библиотечном центре хранятся подшивки всех выпусков нашей газеты – начиная с 1994 года. Листая их, погружаешься в прошлое гимназии и многое узнаёшь, многое вспоминаешь.

За долгие годы работы в гимназии я поняла, что газета нужна, поэтому необходимы занятия, которые помогут освоить азы журналистики. С этою целью была разработана программа внеурочной деятельности курса «Введение в журналистику».

Программа подготовки юных журналистов актуальна в современном мире. Это связано не только с тем, что профессия журналиста всегда остается востребованной, но и с интересом подростков ко всему новому, стремлением к самореализации как творческой личности, а также интересному, познавательному общению. Журналистика имеет настолько большое влияние на массы, что возможность взглянуть и изучить законы этого рода деятельности «изнутри», примерить на себя роль журналиста, вызывает у подростков неподдельный интерес.

Подростки, обучающиеся по данному курсу, участвуют в создании гимназической газеты «Чёртова дюжина», стремясь отражать наиболее важные события, аргументировано высказывать собственную точку зрения и формировать общественное мнение по ряду актуальных проблем в среде подростков и молодежи. Они изучают технологию и способы написания, обработки материалов. Учащиеся знакомятся с художественными, публицистическими, информационными жанрами, а также особенностями верстки и дизайна газеты. В процессе обучения подростки учатся концентрировать внимание читателя с помощью заголовков, иллюстрации, фотографий в газете. Одним из основных направлений данной программы является развитие подростка как личности, обладающей адекватной самооценкой, критическим мышлением, умеющей налаживать коммуникации и принимать решения.

Данная программа решает не только образовательные задачи, но и социальные: профориентационное самоопределение подростка, знакомство юного журналиста с этикетом и основными требованиями этой профессии, разностороннее развитие личности подростка, становление гражданской позиции и проявления социальной и творческой инициативы.

Посредством форм и методов педагогической технологии, в том числе инновационного характера, в условиях максимального психологического комфорта детям в доступной форме даются знания, умения и навыки. Теоретический блок тесно переплетается с практическим, что способствует лучшему освоению программы, а также приобретению и отработке практических навыков на основе полученных знаний. Активное усвоение содержания программы должно стимулировать творческую и социальную активность личности, развивать способность к саморазвитию и самообразованию.

Участие в создании конкретного продукта – гимназической газеты «Чёртова дюжина» - помогает подростку правильно распределять обязанности, вырабатывает ответственность, системность, учит планировать и работать по плану. Благодаря работе над выпуском подростки учатся высказывать свою точку зрения и принимать во внимание мнение окружающих, работать в коллективе, искать компромиссы. Каждый выпуск газеты готовит дежурный редактор, который берет на себя роль ответственного за выпуск. Благодаря этому, подростки чувствуют свою значимость и пробуют себя в роли руководителя.

У членов творческого объединения есть возможность публикаций и в городской газете «Димитровград-панорама», где регулярно выходит рубрика «Школьное окно».

Кроме того, ребята выпускают газеты и в своих классах – эти газеты размещаются на стендах в учебных кабинетах и распространяются в элетронной версии, для этого используется почта Сетевого города.

Каждый выпуск газеты – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений. В образовательном процессе в период работы над газетным материалом происходит корректировка его сообразно заявленным темам и планированию.

Работа над очередным номером газеты имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!