Роль семьи при адаптации первоклассников к школьному обучению Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г.Минеральные Воды РАЕВСКАЯ А.Г .
Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе
- Физическое здоровье ребенка
- Развитый интеллект
- Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми
- Выносливость и работоспособность
- Умение ребенка считать и писать
- Аккуратность и дисциплинированность
- Хорошая память и внимание
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит быть готовым всему этому научиться»
Л.А.Венгер, А.Л.Венгер.
«Готов ли ваш ребёнок к школе?»
ГОТОВНОСТЬ
К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ
СОЦИАЛЬНАЯ
(ЛИЧНОСТНАЯ)
ГОТОВНОСТЬ
Успешность адаптации зависит от
- готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
1. Социальная готовность ( коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества:
-умение слышать, слушать и понимать партнера,
-планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
-распределять роли,
-взаимно контролировать действия друг друга,
-договариваться, вести дискуссию,
-правильно выражать свои мысли,
-оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать,
-строить отношения как с учителем, так и со сверстника ми.
2. Личностная готовность
предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД - осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.
Главное в первом классе - это
формирование учебной мотивации:
развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.
3. Предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять познавательной и учебной деятельностью
Первоклассник должен быть готов:
- внимательно слушать задания, инструкции
- ставить цель перед выполнением задания
- планировать способы его выполнения
- контролировать правильность выполнения
- корректировать (исправлять) свои действия
- оценивать успешность своей работы
4. Интеллектуальная, умственная готовность
предполагает сформированность
познавательных УУД:
- исследование, поиск, отбор
и систематизация необходимой информации,
- моделирование, структурирование,
- обобщение и практическое применение изучаемого материала,
- развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.
Примерный перечень того, что должен знать и уметь ребенок при поступлении в школу
- Общий кругозор ребенка
- Математические представления
- Разговорная речь
- Развитие внимания
и мышления
5. Мелкая моторика
Этапы адаптации:
- 1 этап (1-2недели) – ориентировочный. Значительное напряжение всех систем организма.
- 2 этап (3-4 недели) – неустойчивое, постепенное приспособление.
- 3 этап ( 5-6 недели) – относительно устойчивое приспособление.
Показатели трудностей адаптации. «Школьный стресс»:
Ухудшение состояния здоровья.
Неврозоподобные реакции (нарушение сна или аппетита, страх перед школой, головные боли, боли в животе – до 75% детей в начале учебного года).
Выраженное утомление – у 40%.
Изменения в поведении (агрессивность, слезливость, капризность , вялость или перевозбуждение, раздражительность).
Проблемы в отношениях со сверстниками, учителем.
Трудности в усвоении программы.
Режим дня первоклассника
- Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
- Подъём – за 1-1,5 часа до занятий .
- Утренняя гимнастика.
- Питание ( завтрак, обед, полдник, ужин).
- Прогулки – 3-3,5 часа в день .
- Занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с перерывами через 20 минут.
Режим дня первоклассника
- Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без спешки .
- Игры, любимые занятия дома.
- Посильная помощь по дому.
- Общение с родными.
- Просмотр телепередач – 2-3 раза в неделю не более 30 минут.
- За компьютером – не более 15-20 минут с гимнастикой для глаз и осанки.
Режим дня первоклассника
- Совместная подготовка к школе с вечера : собрать портфель, приготовить одежду, обсудить меню завтрака .
- Отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
Портрет выпускника
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
ДОШКОЛЬНИК
интерес
доброжелательный и отзывчивый
окружающим, к иной точке
зрения
- с положительным отношением к себе,
уверенный в своих силах
и здорового образа жизни
достоинства
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Семья – залог успеха
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала,
любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.
Родители всегда должны быть вместе со своими детьми : и на экскурсиях, и в трудовых делах, и в соревнованиях, и в играх – во всех детских начинаниях. Только тогда дети будут делиться с родителями своими переживаниями.
Ребёнок – это зеркало своей семьи. Ваше отношение к школьным делам своих детей всегда помогает им сделать правильный выбор друзей, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих друзей. Если Вы активные участники всех школьных начинаний, то и Ваши дети будут активными участниками школьной жизни. Помните, что в начальных классах дети учатся и живут в школе так, как хотят их родители.