СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль самостоятельных работ на учебных занятиях в СПО

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль самостоятельных работ на учебных занятиях в СПО»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАХТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












«Роль самостоятельной работы на учебных занятиях в СПО»












Разработчики:

Преподаватель истории и обществознания

Лысенко Анастасия Дмитриевна
















г. Шахты


В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится эта задача. Одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.

 Самостоятельная работа студентов - это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по его заданиям и под его руководством. Любой учебный процесс ориентируется на передачу знаний от педагога к обучающемуся, успешное их накопление и последующее активное применение на практике.

Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений. «Это особый феномен и особый вид деятельности, не совпадающий с такими понятиями, как учение, обучение и усвоение при всей их связанности. Она ориентирована на творческое преобразование объекта изучения, позволяющее овладеть теоретическим мышлением», отмечает И.Я. Лернер [1]. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе судомеханического техникума заключается в формировании будущего специалиста, способного к самообразованию, саморазвитию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является  перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к «познавательной активности» с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач[2].

Увеличение роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы формировать компетенции, развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

 Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; библиотеке, дома, при выполнении студентом учебных и творческих задач. Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Надо сказать, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы нужно понимание учебного материала и наиболее оптимальное его восприятие. На первых курсах, идет упор на запоминание материала с элементами понимания, не уделяется внимание проблеме его восприятия. Мало просматриваются междисциплинарные связи. Особенно опасно это для фундаментальных дисциплин. Не закрепленные в других видах деятельности знания студентов, как правило, быстро забываются. Объем заданий на самостоятельную работу, количество контроля по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа - чем больше, тем лучше. Это не всегда эффективно, студенты формально подходят к выполнению работы, часто списывают друг у друга. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть сделано студентом формально, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых действий. Отношение студента  и преподавателя к самостоятельной работе, к ее организации и выполнению является также серьезной проблемой возникающей в учреждениях профессионального образования. Активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Назовем основные факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.

1.Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (семинары, конференции), в профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания становится целеустремленным, существенно меняется в лучшую сторону, качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как это необходимо.

2.Креативный, творческий характер деятельности (научно- исследовательская, опытно-конструкторская или методическая работа).

        3. Немаловажным мотивационным фактором является интенсивная педагогика, она допускает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего, игрового тренинга, в основе которого лежат игры. Это деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

        4.Участие в конкурсах ,олимпиадах.

        5.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы могут вызвать стремление к состязанию, что является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

       6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творчестве (стипендии, премирование, грамоты) и санкции за плохую учебу.

        7. Выдача студентам интересных индивидуальных заданий.

        8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, заинтересовать его дальнейшими перспективами, стать партнером студенту в образовательном процессе.

Задания для самостоятельной работы могут быть:

  • для овладения знаниями: чтение текста, составление плана текста, составление опорного конспекта, работа со словарями, справочниками, технической документации, использование компьютерной техники, интернета;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, тесты, аналитическая обработка текста (подготовка к выступлению на семинаре, конференции, тематических кроссвордов, тестирование и т.д.).

  • для формирования умений: решение вариативных задач, решение задач по образцу, выполнение расчетно-графических работ, решение производственных ситуаций, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых и дипломных работ.

Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику дисциплины, индивидуальные особенности студентов, соответствовать объему изучаемого материала.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики, сложности, уровня умений студентов.

Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать их понимание студентами, формируя у них умение самостоятельно ставить задачи и выбирать цели.  Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума . Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Чтобы изучить отношение студентов к выполнению самостоятельной работы мною был проведен опрос среди студентов 2 и 3 курсов, где было предложено выделить из различных форм самостоятельной работы наиболее сложные и наиболее легкие.

33,3% студентов наиболее простой формой самостоятельной работы считают решение задач по образцу,  28,9%- составление конспекта,  22,3%- подготовку рефератов.

Самый сложный вид самостоятельной работы, по мнению 72,2% опрошенных является выполнение проектов и работ, 14,5% считают наиболее сложным выполнение исследовательской работы и 13,3%- работу с нормативными документами.

Выполнение самостоятельной работы у 35,6% опрошенных зависит от контроля со стороны преподавателя, 44,4% студентов готовы работать самостоятельно, если предмет им интересен и 20% студентов будут работать самостоятельно независимо от установок, данных преподавателем.

По мнению студентов, самостоятельная работа развивает организованность (24,4%), учит самостоятельному мышлению(71,1%), способствует дисциплинированности (4,5%).

Таким образом, анкетирование показало, что самостоятельная работа развивает у студентов организованность, дисциплинированность, учит самостоятельному мышлению. А организация самостоятельной работы в большей степени зависит от заинтересованности студента в изучаемом предмете, а также требовательности и профессионализме преподавателя.


Литература

  1. Лернер И.Я. Концепция базового содержания образования.М.,1991

  2. Рыбакова Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании// Вестник СибАДИ.- 2015.-Вып. № 1 (19).-С. 89-96.

3.  Фомин Н.В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2017.- № 1 (88).- С.29-34.

http://www.portalspo.ru/journal/index.php/zhurnaly

http://cyberleninka.ru/article/c/narodnoe-obrazovanie-pedagogika



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!