СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль родителей в подготовке домашнего задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Так почему же это происходит?

Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам-первоклашкам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в подготовке домашнего задания»

«Папа у Васи силен в математике...»

    «Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

     …Учится папа за Васю весь год.
      Где это видано?! Где это слыхано?!
      Папа решает, а Вася сдает!


      Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. И то, что родители зачастую делают домашнее задание за своих детей, особенно в начальной школе – это ни для кого не секрет.

Так почему же это происходит?

Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам-первоклашкам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

И делают это родители, как утверждают психологи, по 3 причинам:

  1. Родители - перфекционисты, «отличники в душе», которые не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось

  2. У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся футбол, а тут сын с уроками. Папе проще предложить: «Давай я быстренько сделаю, а ты перепишешь»

  3. Родители тяжело переживают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям, а им самим и бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей родительской успешности, сравнивают с отметками других детей, при этом забывая, что у разных детей разные способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями. (Так одному ученику нужно 1 раз услышать, что жи-ши пишется с буквой и, и он запомнит на всю жизнь, а у другого целый год эта памятка будет перед глазами, и он будет продолжать допускать ошибки)

  4. А иногда родители просто боятся учителя. Да, случается и такое!

     Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, не контролировал и ничего – выучился!


Обе позиции ошибочны.


Чрезмерная опека в приготовлении уроков формирует зависимость ребенка, его беспомощность, нерешительность, необходимость согласовывать с родителями каждый свой шаг.

При ответах у доски такие дети теряются. И контрольные работы писать затрудняются. В каждом классе есть такие ученики.


Полная отстраненность от участия в учебных делах ребенка ничуть не лучше, чем гиперопека. Даже если у ребёнка нет проблем с уроками, родителям следует обязательно поинтересоваться, что было в школе, насколько понят тот или иной раздел программы. Ведь даже способный ребенок, особенно в начале обучения, еще не в состоянии оценить, насколько полно и правильно он усвоил учебный материал.


К тому же родителям нужно понять, что дети сейчас другие. Это так называемое поколение информационных технологий. Естественно, что у этих деток сценарии возрастного развития очень сильно отличаются от тех, которые были в детстве их родителей. В частности, как раз по такому признаку, как самостоятельность. И это не потому, что они плохие, инфантильные и т.д. Современный мир устроен таким образом, что сферы ответственности нынешних детей гораздо более узкие, нежели были у нас с вами. Когда мы росли, то сами, с ключом на шее, ходили в школу, сами разогревали себе обед. А у современных детей такие сценарии поведения не сформировались — просто за невостребованностью. Они живут иначе. Никому не придёт в голову сегодня отправить ученика 1 класса одного в школу. Поэтому и такое качество, как самостоятельность, формируется значительно позже. И другими способами.


      Как же сохранить «правильный баланс», на пути получения ребенком знаний, и какова при этом роль родителей?


В начальной школе главная задача — научить ребёнка учиться. В том числе сформировать алгоритмы самостоятельного выполнения домашнего задания. Показать ребёнку, как он может это сделать, чтобы быть успешным учеником.


И начинать нужно с организации режима дня, т.к. дети в начальной школе не умеют организовывать свое время и пространство. У них нет ощущения времени. Затем помочь с планированием: понаблюдать, что ребенку легче дается. С этих предметов и нужно начинать.


Нужно ли делать уроки вместе с ребенком?

Да! И на первых порах домашнее задание с ребенком делать просто необходимо, чтобы научить ребёнка правильному оформлению тетрадей, красивому письму, чтобы приучить к ответственности за порученное дело, чтобы показать значимость домашней работы, но при этом постепенно подводить его к самостоятельной работе.

Ведь основная функция домашнего задания - это развитие самостоятельных учебных умений.


И если родители, стараясь помочь ребёнку, пишут за него сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Такая помощь не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и, в конечном итоге, зачастую развращает ученика. 


Например, родители в начальной школе часто мастерят за детей поделки по технологии. К чему может привести, на первый взгляд, такая безобидная родительская помощь?

Такая «помощь» прежде всего учит ребёнка врать. Ведь он выдаёт работу родителей за свою. Кроме того, ученик перестаёт ценить свою работу, потому, что он не знает, сколько на неё уходит времени и сил. Он перестаёт стараться и уважать чужой труд. В итоге, пятёрка - маме, двойка - сыну.

Если мама уж очень сильно хочет помочь, то пусть сидит рядышком. Делает свою работу, а ребёнок свою и с гордостью говорит: «Я сделал сам!»


До каких же пор нужно сидеть с ребёнком?

Да пока не научится самоорганизации! В идеале к концу 3 класса дети уже сами делают все уроки, кроме сложных проектов. Здесь помощь нужна и в 3, и в 4 классе.

Что касается проектов, скажу так: «Детям нравится эта работа, и защищают они свои проекты с удовольствием, потому что сами с интересом узнают новую дополнительную информацию, которой нет в учебнике, и с гордостью делятся этой информацией со своими одноклассниками»

При приготовлении домашних заданий с ребенком очень важно не решать за него, а учить его думать, направлять его мысли, подводить к самостоятельному решению задач. Народная мудрость гласит: "Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить".

И правильно делают те родители, которые для решения задач отправляют ученика к нужным источникам: к учебнику, к справочникам, к правилам, к тем источникам, где он может сам найти нужную информацию. Ученик почувствует радость и будет стремиться повторить это ощущение успеха снова и снова.

А те родители, которые пытаются всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы ребенок получал хорошие оценки и многое делают за него, это не самое лучшее решение, так как

ребенок растёт, программа усложняется, и маминых знаний уже не хватает. Вот тогда к классу 6-7-ому у мамы пропадает возможность помогать, а ребенок не научен учиться самостоятельно, успеваемость сразу снижается, подросток протестует. Это самое тяжелое последствие, если ребенок несамостоятельный


Поэтому ребенка с детства надо приучать трудиться. Жизнь ведь не сплошной праздник. Если хотим вырастить человека самостоятельного, ответственного, способного не только выживать в этом мире и плакаться какая жизнь тяжелая, а жить полноценно, то надо приучать к ежедневной работе, к ежедневным умственным нагрузкам.

Таким образом, домашние задания - это труд для ребенка.



Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его…»

Он спрашивал: Каково лучшее наследство, которое родители могли бы оставить своим детям? Деньги? Вещи? Нет. Образование? И да, и нет. Трудолюбие? Да. Да. Да.

Поэтому, если папа у Васи силён в математике – это замечательно! Главное, чтобы папа делал уроки вместе с Васей, а не вместо него!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!