СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль религии в жизни общества. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Роль религии в жизни общества" предназначена для учителей и учащихся 11 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Роль религии в жизни общества. Урок-презентация по обществознанию, 11 класс, профильный уровень»

Обществознание 11, профильный уровень Урок 85-86  Роль религии в жизни общества Д.З: § 33, ?? (с.357), задания (с.357), источник (с.357-358)  © А.И. Колмаков

Обществознание 11, профильный уровень

Урок 85-86

Роль религии в жизни общества

Д.З: § 33, ?? (с.357), задания (с.357),

источник (с.357-358)

© А.И. Колмаков

 познакомить с сущностью  религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;  развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;  формировать осознанное отношение к религии, религиозному сознанию.
  • познакомить с сущностью религии, показать признаки религиозного сознания, роль религии в жизни общества, основные идеи каждой из мировых религий, объяснить сущность принципа свободы совести;
  • развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  • формировать осознанное отношение к религии, религиозному сознанию.
Универсальные учебные действия Знать понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам. Формировать умения осуществлять конструктивное общение с людьми разных конфессий

Универсальные учебные действия

  • Знать понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам.
  • Формировать умения осуществлять конструктивное общение с людьми разных конфессий
 религия;  религиозное сознание;  мировые религии;  принцип свободы совести;  религиозный культ;  религиозные организации;  межконфессиональный диалог
  • религия;
  • религиозное сознание;
  • мировые религии;
  • принцип свободы совести;
  • религиозный культ;
  • религиозные организации;
  • межконфессиональный диалог
Изучение нового материала Религия как одна из форм культуры. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Принцип свободы совести. Вспомните. Что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

Изучение нового материала

  • Религия как одна из форм культуры.
  • Роль религии в жизни общества.
  • Мировые религии.
  • Принцип свободы совести.

Вспомните. Что такое религия? Когда появились первые религии? По каким признакам выделяются мировые религии?

Религия как одна из форм культуры Религия – мировоззрение, мироощущение, соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.  Структура религии: религиозное сознание; религиозный культ; религиозная организация. Сущность религиозного сознания: иллюзорное удвоение мира (признание, наряду с реальным природным и социальным бытиём, второго, потустороннего мира, в котором есть идеальное разрешение всех противоречий земного бытия).  Уровни религиозного сознания: массовое религиозное сознание , в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая; рационально оформленное сознание , предполагающее понимание содержания вероучения; богословие (теология),  в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.

Религия как одна из форм культуры

Религия – мировоззрение, мироощущение, соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное.

Структура религии:

  • религиозное сознание;
  • религиозный культ;
  • религиозная организация.

Сущность религиозного сознания:

иллюзорное удвоение мира (признание, наряду

с реальным природным и социальным бытиём,

второго, потустороннего мира, в котором есть

идеальное разрешение всех противоречий

земного бытия).

Уровни религиозного сознания:

  • массовое религиозное сознание , в котором обычно преобладает эмоциональная составляющая;
  • рационально оформленное сознание , предполагающее понимание содержания вероучения;
  • богословие (теология), в рамках которого вероучение не только осваивается, но и транслируется, интерпретируется применительно к требованиям времени, защищается от ересей.
Религия как одна из форм культуры Специфика религиозной веры – объект, главная и самоценная идея Бога, из которой выводятся все остальные. Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств, побуждений, которые с ней связаны.  Два уровня религиозного сознания: 1) религиозная идеология (систематизированное изложение религиозных догматов); 2) религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих).  Главным признаком религиозного сознания является вера в реальность сверхъестественного .

Религия как одна из форм культуры

Специфика религиозной веры – объект, главная и самоценная идея Бога, из которой выводятся все остальные.

Трудно найти в истории человечества другую идею, которая могла бы сравниться с идеей Бога по продолжительности воздействия и комплексу ощущений, чувств, побуждений, которые с ней связаны.

Два уровня религиозного сознания:

1) религиозная идеология (систематизированное изложение религиозных догматов);

2) религиозная психология (религиозные представления и чувства верующих).

Главным признаком религиозного сознания является вера в реальность сверхъестественного .

Религия как одна из форм культуры Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания — убежденность в существовании объектов обладающих сверхъестественными свойствами; — убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения ; — культовые действия  (молитва, жертвоприношение и др.); — убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное.

Религия как одна из форм культуры

  • Современные ученые-религиоведы выделяют ряд существенных характеристик религиозного сознания

убежденность в существовании объектов обладающих сверхъестественными свойствами;

убежденность в реальности контакта с объектами религиозного поклонения ;

культовые действия (молитва, жертвоприношение и др.);

убежденность в зависимости человеческой судьбы от воли божества, предъявляющего определенные требования к поведению человека и способного привлечь к ответственности за содеянное.

Религия как одна из форм культуры Акт веры – атрибут религиозного сознания, специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт. Религиозная вера состоит из: убеждения (веры) в истинности религиозного учения; знания религиозных догматов; признания и следования религиозным нормам нравственности; обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний. Вера – свойство человеческого сознания, проявляющегося не только в религиозной, но и во многих других формах сознания.

Религия как одна из форм культуры

Акт веры – атрибут религиозного сознания, специально культивируемый нравственно-эмоциональный акт.

Религиозная вера состоит из:

  • убеждения (веры) в истинности религиозного учения;
  • знания религиозных догматов;
  • признания и следования религиозным нормам нравственности;
  • обязательного соблюдения религиозных обрядов и предписаний.

Вера – свойство человеческого сознания, проявляющегося не только в религиозной, но и во многих других формах сознания.

Религия как одна из форм культуры Религиозный культ – система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное. Для объединения верующих существуют религиозные организации (церковь, секты) , духовенство (особая группа людей, которая руководит культовыми действиями). Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства, верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы. Секты – относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.

Религия как одна из форм культуры

Религиозный культ – система символических действий, с помощью которых верующие стремятся воздействовать на сверхъестественное.

Для объединения верующих существуют религиозные организации (церковь, секты) , духовенство (особая группа людей, которая руководит культовыми действиями).

Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства, верующих, основанная на общности религиозных догматов и культовой системы.

Секты – относительно небольшие по численности, замкнутые религиозные общины, не разделяющие взгляды господствующей церкви.

Роль религии в жизни общества

Роль религии в жизни общества

Мировые религии Религиозные нормы стали производным полной зависимости человека от природы, что стало основой предписывания её силам божественного происхождения. ЭТАПЫ развития религиозного мировосприятия: 1) древние верования: фетишизм (поклонение реально существующим предметам, наделённым по мнению человека сверхъестественными силами); тотемизм (тотемом становится растение, животное, которых человек считал своими предками и защитниками); анимизм (вера во всеобщую одушевлённость природы); 2) политеистические религии (многобожие – вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличавшихся от него бессмертием и могуществом, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляюших высшее руководство различными видами деятельности ); 3) монотеизм – единобожие; 4) выход религиозного культа за пределы одного народа

Мировые религии

Религиозные нормы стали производным полной зависимости человека от природы, что стало основой предписывания её силам божественного происхождения.

ЭТАПЫ развития религиозного мировосприятия:

1) древние верования:

  • фетишизм (поклонение реально существующим предметам, наделённым по мнению человека сверхъестественными силами);
  • тотемизм (тотемом становится растение, животное, которых человек считал своими предками и защитниками);
  • анимизм (вера во всеобщую одушевлённость природы);

2) политеистические религии (многобожие – вера в богов, высших существ, похожих на человека, но отличавшихся от него бессмертием и могуществом, олицетворяющих все силы окружающей природы и осуществляюших высшее руководство различными видами деятельности );

3) монотеизм – единобожие;

4) выход религиозного культа за пределы одного народа

Мировые религии Религии делят на три большие группы: 1) родоплеменные верования; 2) национальные религии (иудаизм, синтоизм, индуизм, даосизм и др.); 3) мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Признаки мировых религий: большое число последователей (христианство – около 1,4 млрд., ислам – около 1 млрд., буддизм - около 350 млн. ); космополитический характер (выходят за рамки отдельных национальностей и государств); эгалитаризм (проповедь национального и социального равенства); пропагандистская активность

Мировые религии

Религии делят на три большие группы:

1) родоплеменные верования;

2) национальные религии (иудаизм, синтоизм, индуизм, даосизм и др.);

3) мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Признаки мировых религий:

  • большое число последователей (христианство – около 1,4 млрд., ислам – около 1 млрд., буддизм - около 350 млн. );
  • космополитический характер (выходят за рамки отдельных национальностей и государств);
  • эгалитаризм (проповедь национального и социального равенства);
  • пропагандистская активность
Мировые  религии Типитака

Мировые религии

Типитака

Мировые  религии

Мировые религии

Мировые религии Коран мечеть

Мировые религии

Коран

мечеть

Мировые религии Вместо заключения:  что объединяет все мировые религии;  в чём их отличия;  ваше отношение к положению конфессий в России (в отличии от других стран мира).

Мировые религии

Вместо заключения:

  • что объединяет все мировые религии;
  • в чём их отличия;
  • ваше отношение к положению конфессий в России (в отличии от других стран мира).
Принцип свободы совести Свобода совести в условиях формирования гражданского общества в России: межконфессиональный диалог; принцип свободы совести и вероисповедания; принцип отделения религиозных организаций от государства; равноправие религий; светский характер государственного образования; государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.

Принцип свободы совести

Свобода совести в условиях формирования гражданского общества в России:

  • межконфессиональный диалог;
  • принцип свободы совести и вероисповедания;
  • принцип отделения религиозных организаций от государства;
  • равноправие религий;
  • светский характер государственного образования;
  • государство также гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ.
Принцип  свободы  совести

Принцип свободы совести

Контрольные вопросы Что такое религия? Какие элементы религии выделяют учёные? Какими признаками характеризуется религиозное сознание? Каково значение религии в жизни общества? Каковы основные идеи каждой из мировых религий? В чём сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?

Контрольные вопросы

  • Что такое религия?
  • Какие элементы религии выделяют учёные?
  • Какими признаками характеризуется религиозное сознание?
  • Каково значение религии в жизни общества?
  • Каковы основные идеи каждой из мировых религий?
  • В чём сущность принципа свободы совести? Как он реализован в законодательстве Российской Федерации?
рефлексия    Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
Источники 1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3 2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011 5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013 6.

Источники

1. Обществознание: 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень. / [Л. Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; Росс. акад. наук, Росс. акад. образования, изд-во «Просвещение» .— 8-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 432 с. – (Академический школьный учебник) ISBN 978-5-09-032479-3

2. Обществознание. Практикум. 11 класс: пособие для общеобразоват. учреждений: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др./: под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008

3. Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 11 класс: к учебнику «Обществознание. 11 класс» под ред. Л.Н. Боголюбова и др. / С.В. Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012

4. Авторская программа «Обществознание», 10 – 11 классы (Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова), Издательство «Просвещение», 2011

5. Сорокина Е.Н. Поурочные планы по обществознанию. Профильный уровень. 11 класс (к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова). – М.: ВАКО,2013

6.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!