СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль развития критического мышления в формировании личности школьника

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мышления учит работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умению вырабатывать собственное мнение, находить выход из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умению сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В школьном образовании с применением стратегий критического мышления меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы и технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Просмотр содержимого документа
«Роль развития критического мышления в формировании личности школьника»

РОЛЬ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА


Б. К. Альмухамедова

КГУ «Средняя школа №12» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Костанайская область


Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию, умения работать с различными видами заданий, способности осуществлять сотрудничество в совместной деятельности.

Педагогическая практика показывает, что с изменением современного мира меняется и контингент учащихся. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации.

И мы, учителя 21 века, призваны развивать критическое мышление наших учащихся. Учащиеся, обладающие навыками критического мышления, будут саморегулируемыми, инициативными, творческими, научатся демонстрировать и отстаивать свою точку зрения, находить свои оригинальные пути решения проблем. Стратегии и приемы этой технологии являются универсальными для различных предметных областей. Технология критического мышления учит работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умению вырабатывать собственное мнение, находить выход из проблем; способности самостоятельно заниматься своим обучением; умению сотрудничать и работать в группе; способности выстраивать взаимоотношения с другими людьми. В школьном образовании с применением стратегий критического мышления меняется процесс преподавания: учитель перестает быть главным источником информации и, используя приемы и технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Цель современного учителя не давать знания в готовом виде, а направлять учащихся на достижение учебных целей. Для достижения поставленной цели выбор стратегий технологии критического мышления зависит от уровня обученности учащихся, места стратегии в уроке ( его этапах), а также целесообразность в зависимости от типа урока. Такие стратегии и приемы как «Правда - неправда», «Колесо», «Паутина», «Мозговой штурм», «Интервью», «Экспресс- опрос», «Ромашка Блума», «Фишбоун» и другие активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают навык задавания вопросов, также помогают вовлечь в работу всех учащихся. Неотъемлемой частью урока становятся эмоциональные и психологические разминки: «Подари улыбку», «Похвали друг друга», «Почувствуй надёжное плечо друга!». Они позволяют ребятам проявить готовность к воображению и создают коллаборативную среду.

Наиболее эффективным является применение стратегий критического мышления при групповой работе. Применяя данную форму работы, можно наблюдать, как растет не просто активность учащихся, а именно познавательная. Для достижения общей цели учащиеся ведут активный диалог, консультируются. Они взаимодействуют друг с другом, оценивают свои и чужие учебные возможности.

Применение стратегий критического мышления позволяет изменить качество заданий. Они развивают детскую фантазию и творчество, а главное - выполняют учебную цель: совершенствуются коммуникативные навыки учащихся. Значительным изменением, является абсолютное изменение количества фактов демонстрации собственных идей учениками.

Конечно, в современной школе используется много и других интересных методов обучения детей. Но в последние годы стала популярной данная методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять и на уроках русского языка и литературы. И мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления в формировании личности школьника. Используя в работе данную технологию, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как метод Джигсо, приемы «Толстые и тонкие вопросы», синвэйны, «Бортовой журнал», «Гроздья кластера», «Шесть шляп мышления», диаграмму Венна, луковицу, корзина идей и другие. В качестве примера хочу привести один урок с применением методов и приемов критического мышления - урок по русской литературе в 5 классе по теме «Басни И. А. Крылова».

Ход урока: I. Организационный этап. Тренинг – настрой на урок- создание коллаборативной среды.

II. Актуализация. 1.Самостоятельная постановка цели. Экспресс- сообщения уч – ся из каждой группы.

2. *//. Работа по стратегии «6 шляп!» - обсуждения уч – ся с точки зрения «своей шляпы».

- Что такое басня? - Мораль басни? - Аллегория? - Эзопов язык?

- Басня - очень древний литературный жанр. Один из самых известных баснописцев - Эзоп - жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.//

3.- Воплощением каких человеческих качеств являются в баснях эти животные? (самостоят. работа в тетрадях) – (флипчарт) – работа с одарёнными детьми

Лев ___________________________

Заяц __________________________

Свинья _______________________

Муравей ______________________

Стрекоза ______________________ Волк ___________________________

Ягненок ________________________

Лиса ___________________________

Осел ___________________________

Ворона _________________________

Для справок: невежество, трудолюбие, упрямство, ротозейство, злобность, беззащитность, храбрость, трусость, легкомыслие, хитрость.

4. Герои басен «перепутались». Попробуйте навести порядок, соединив линиями героев одной басни. (флипчарт) - работа с одарёнными детьми

Ворона

Стрекоза

Зеркало

Волк

Дуб

Кукушка

Слон Обезьяна

Ягненок

Петух

Лисица

Моська

Свинья

Муравей





III. Просмотр в/фильма «Лебедь, Щука и Рак» . = Закрепление. Анализ басен «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом», «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак» - работа в группах, составление постера.

- «Измерение температуры» - по ходу работы в группах уч-ся (на каком этапе находятся дети на данный момент) ***** Ф И З М И Н У Т К А ! - //(давайте немного взбодримся и поиграем. Представим, что мы герои басни «Лебедь, Щука и Рак» и др. (Выполним движения героев: Лебедь – тянет обоз в облака, Щука – тянет обоз в воду, Рак - пятится назад.) //

- защита у доски творческих работ – постеров + оценивание групп.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Составление «Луковицы» - «Своеобразие басен И.А. Крылова». (Далее взаимопроверка по стратегии «Бутерброд» м/у группами).

//Ситуации, описанные в баснях, могут быть применены не только к определенному времени, историческому событию, но и в самых разных случаях. Имена басенных героев часто становятся нарицательными, а многие выражения из басен входят в общенародный язык, становятся крылатыми выражениями, афоризмами./

IV. Обобщение. Итог. «Кубик» с «тонкими» вопросами по изученным басням:

- Чему учат басни Крылова?

- Какой герой мне более симпатичен?

- Каких людей напоминают нам Волк, Стрекоза, Муравей, Осёл, Свинья?

- Что такое аллегория?

- Какой вывод я для себя сделал после прочтения басен?

- Кратко перескажи 1 понравившуюся басню (1 предл -м.)

V. Этап рефлексии. Оценивание групп и самооценивание.

VI. Домашняя работа: Подготовить выразительное чтение любимой басни наизусть + сочинить свою басню, нарисовать рисунок к басне.

// Если останется время, то

Викторина «Из какой басни эти строки?»

- Чем кумушек считать, трудиться…

- Когда в товарищах согласья нет…

- Ты все пела …

- Сыр выпал…

- Ты сер, а я, приятель, сед…

- Когда бы вверх могла поднять ты рыло…

- Досуг мне разбирать вины твои…


Урок строился так, чтобы он был продуктивным, интересным. Выбранная структура (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, актуализация знаний включает стратегии критического мышления «6 шляп», «Луковица», «Кубик», «Измерение температуры», толстые и тонкие вопросы, синквэйн, , литературная работа в группах основана на обобщении знаний о творчестве писателя, инсценирование послужило проверкой выразительного чтения наизусть, проявление творческих способностей учащихся, умение анализировать текст с собственной точки зрения, рефлексия – проявление самоконтроля, умение последовательно излагать мысли, делать обобщение и вывод) рациональна для решения поставленных задач.

В современном мире становится, очевидно, что одним из главных навыков, которые необходимо формировать у детей при планировании и проведении уроков, являются навыки критического мышления. Неоспоримым является значимость атмосферы критического мышления в процессе обучения, нельзя допустить, чтоб такое важное изменение в поведении учеников было единичным случаем. Урок должен быть интересен и по содержанию и по методам преподавания, чтобы у учащихся развивался устойчивый интерес к предмету и желание к саморазвитию, которое приведет к формированию критического мышления у обучаемых. И здесь, действительно, огромна роль развития критического мышления в формировании личности современного школьника.



Список литературы:

  1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя (методическое пособие). – СПб.: КАРО, 2009

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии (учебное пособие). М.: Народное образование, 1998.

  3. Интернет – сайты «Инфоурок», «Продлёнка», «Новый урок».

  4. Рыбакова С. А. Статья "Формирование личности учащегося через развитие критического мышления".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!