СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль профессионально-личностного развития современного педагога в системе обеспечения качества образования

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показана роль инновационной деятельности педагога в системе обеспечения качества образования; раскрыты содержание, особенности и виды инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе.  Инновационная деятельность преподавателя представлена как основной фактор модернизации педагогического образования.

Просмотр содержимого документа
«Роль профессионально-личностного развития современного педагога в системе обеспечения качества образования»

РОЛЬ профессионально-личностного развития современного педагога

в системе обеспечения качества образования


Громак Надежда Ивановна,

заведующий отделом анализа и

методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»


«...надо предпочесть того педагога,

который идет новыми путями.

Каждое слово его, каждый поступок его

несет на себе печать незабываемой новизны.

Это отличие создает зовущую мысль.

Не подражатель, не толкователь,

но мощный каменщик новых руд.

Нужно принять за основания зов новизны»
Л. С. Выготский 

Аннотация

В статье показана роль инновационной деятельности педагога в системе обеспечения качества образования; раскрыты содержание, особенности и виды инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Инновационная деятельность преподавателя представлена как основной фактор модернизации педагогического образования. Описаны такие виды инновационной деятельности педагога как деятельность по обновлению содержания образовательных программ и совершенствованию организации образовательного процесса, деятельность по применению инновационных образовательных и оценочных технологий, деятельность по обеспечению сетевого взаимодействия и академической мобильности.

Ключевые слова

Образовательные инновации, система обеспечения качества образования, инновационная деятельность педагога, мониторинг, оценка качества образования.



Мир образования постоянно меняется и общество Донецкой Народной Республики с каждым днем все больше и больше проникается сознанием того, что инновационное развитие – правильный путь, который позволит молодой республике получить новое качество образовательного процесса.

Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Можно с уверенностью утверждать, что инновация - это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. В настоящее время инновации  не могут рассматриваться как дань «моде», это – условие сохранения его конкурентоспособности, обеспечения качества образования. Сущность инновационных процессов в образовании - это решение двух проблем – изучение и обобщение передового педагогического опыта и его распространения, внедрение достижения психолого-педагогической науки в практику. Педагог – это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образования.

Модернизация педагогического образования, связанная с необходимостью изменения статуса и роли учителя в информационном обществе, обусловила значительные структурные и содержательные трансформации системы педагогического образования в нашей республике.

В первую очередь, это выразилось в формировании обновленного образа современного учителя – универсального профессионала, профессионально мобильного, готового не только осуществлять качественную подготовку по предмету, но и самостоятельно учиться, осваивать новые предметные области и способы действий, эффективно взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса [1, 8, 9].

Умение учителя учиться предполагает овладение им совокупностью универсальных метапредметных компетенций, среди которых особое внимание уделено ИКТ-компетентности учителя. ИКТ-компетентность предполагает не только квалифицированное применение средств информационно-коммуникационных технологий для достижения целей образовательного процесса, но и становится инструментом эффективного взаимодействия педагога с обучающимся. В результате такой подготовки педагогический работник становится способным к эффективному формированию системы универсальных учебных действий у обучающихся.

Инновационная деятельность педагога представляет собой комплексный интегративный вид педагогической деятельности, направленный на повышение качества образования. Учитель-новатор выступает в качестве автора и разработчика новых обучающих программ. В том числе он исследователь, пользователь и в то же время пропагандист новейших технологий и концепций в педагогическом процессе. Педагог проводит отбор и оценку возможности применения новых идей и методик, предлагаемых коллегами и педагогической наукой.

Непрерывное личностное и профессиональное развитие учителя, становится главным инструментом качественного изменения системы образования, в основе которого лежит отказ от стереотипов в профессии, выход за рамки действующих механизмов, нахождение новых оригинальных способов решения профессиональных задач [6].

Анализируя содержание и функции современного педагога, можно сформулировать виды инновационной педагогической деятельности, которые обеспечивают качество образования:

  • применение инновационных образовательных и оценочных технологий (проблемное обучение, дискуссии, тренинги, работа в малых группах, проектное обучение, деловые игры, кейс-стади и пр.[3]; использование таких современных средств оценивания как рейтинговая система, тестирование, портфолио, экспертные оценки, маршрутный лист, самоанализ, оценочный лист и другие.[3]);

  • обеспечение сетевого взаимодействия и академической мобильности (совместные образовательные, исследовательские, социальные проекты, а также в академической мобильности, создающей условия для обмена педагогическим опытом, освоения новых образовательных программ и технологий).

Однако эта деятельность не может протекать без объективного контроля, анализа результатов, оценки и самооценки педагогов и руководителей. Важную роль в этом должен сыграть педагогический мониторинг как инструмент длительного системного отслеживания влияния инновационной деятельности на качество образования.

Отсюда интерес к мониторинговой деятельности в образовательных организациях - к использованию новых форм контроля, диагностики и отслеживания результатов обучения и воспитания, новых форм и технологий управления образовательным процессом.

Педагогический мониторинг в системе образования был и остается объектом внимания большого количества исследователей - П.Ф.Анисимова, В.П.Васильева, Э.Ф.Зеера, Г.И.Ибрагимова, А.Н.Майорова, С.Д.Полякова, В.А.Сластенина, М.М.Поташника, В.С.Лазарева и других.

В настоящее время исследованы особенности управления деятельностью образовательной организации посредством мониторинга качества образования, основные параметры и характеристики управления, основные подходы совершенствования образовательной, опытно-экспериментальной и научно-методической деятельности (А.С.Белкин, Г.Г.Габдуллин, Н.Н.Иорданский, М.В.Кларин, Ю. А.Конаржевский, В.С.Лазарев, Д.Ш.Матрос, А.М.Моисеев, Н.В.Немова, М.М.Поташник, П.И.Третьяков, К.М.Ушаков, Л.И.Фишман, Т.И.Шамова, Е.А.Ямбург и другие).

В то же время моделирование новых образовательных систем, институциональное оформление инновационной образовательной деятельности с необходимостью требуют особой системы отслеживания результативности инновационной деятельности. Возникает необходимость в разработке новых подходов к проектированию и конструированию инновационной деятельности, а также мониторинга этой деятельности.

Актуальным стало управлять не только образовательной деятельностью, а качеством образовательной деятельности, не совершая походы на уроки, а выстроив систему требований, как к проверочным работам и методикам к результатам деятельности, так и к организации процессов, приводящих к результатам: качеству основных условий образовательного процесса, качеству реализации образовательного процесса и качеству его результатов.

Есть требования государства и общества, выраженные в государственных образовательных стандартах, и есть требования к организации процессов.

В связи с этим, перед каждой образовательной организацией ставится задача создать систему внутреннего мониторинга для получения объективной информации о результатах обучения, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на основе которой можно будет принимать правильные управленческие решения. Внутренняя оценка успешности инновационной деятельности педагогов осуществляется в процессе: внутреннего контроля, самоанализа деятельности, мониторинга результатов деятельности. Чтобы обеспечить управляемость педагогического мониторинга, его влияние на инновационное развитие образовательной организации, на качество образования, необходимо решить ряд проблем методологического, организационно-педагогического, управленческого характера.

Мониторинговые исследования позволят отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы учителей, а, следовательно, и к повышению качества образования. Однако для того чтобы результаты мониторинга стали основой для инновационной деятельности, его необходимо прогнозировать и проектировать. Только тогда он приобретет управляемый, системный, развивающий характер, будет позитивно влиять на нововведения и корректировать их развитие. Усиление лишь контролирующей функции может создать условия для дискредитации инновационного развития. За основу мониторинговых исследований мы взяли четыре составляющих качества образования, на которые в книге «Управление качеством образования: вхождение в проблему» указали авторы Д.В. Татьянченко и C.Г. Воровщикова:

  • качество целей;

  • качество условий;

  • качество образовательного процесса;

  • качество результатов.

Соотнесенность мониторинговой деятельности с управлением инновациями в осуществлении образовательного процесса как средством повышения качества образования - новыми формами, технологиями организации учебно-воспитательной работы, инновациями в управлении образовательными учреждениями - стала для нас предметом серьезного анализа, проектирования и реализации системы педагогического мониторинга инновационной деятельности педагогов.


Созданная экспериментальная площадка по теме «Формирование интегративной модели мониторинга качества общего образования как инструмента повышения эффективности управления развитием образовательной системы Донецкой Народной Республики», утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2016 г. № 1323, стала методической платформой для создания научно-методического обоснования интегративной технологии мониторинга и путей реализации мониторинговых процедур в разных типах образовательных организаций.

Наша экспериментальная площадка объединила Методический кабинет при Управлении образования администрации города Горловка и восемь образовательных организаций разного типа: лицеи, гимназии, школы. Наличие такого творческого новаторского ядра в педагогических коллективах стимулирует инновационные процессы. Инновационная деятельность образовательных организаций стала действенным стимулом самообразования как источника профессионального и личностного роста педагога. Понимание значимости эффективной исследовательской работы педагогов как одного из ведущих составляющих успешного осуществления инновации поставило нас перед необходимостью выстраивания системы работы по управлению развитием исследовательской компетентности педагогов – участников экспериментальной площадки.

Анализируя проблемы школьного образования, становится ясно, что необходимо формирование инновационной деятельности педагога. Появление в образовательной организации учителя инновационного типа, это задача с глубоким социально-педагогическим смыслом. И именно от решения данной задачи напрямую зависит успех преобразований в самой системе общего образования, а также перспективы в развитии образовательной организации.

В заключении можно отметить, что учитель инновационного типа - это творческая личность, которая сама компонент инновационного процесса в педагогике. Инновационная деятельность педагогических коллективов является необходимым условием высокого качества образования, поскольку, обеспечивает полноценную реализацию государственных образовательных программ, формирование необходимых компетенций и развитие личности обучающихся, способствует развитию системы образования Донецкой Народной Республики.

Список литературы:


  1. Ваганова О.И., Ермакова О.Е. Оценка образовательных результатов бакалавров профессионального обучения // Вестник Минского университета.  2015.  № 3.

  2. Медведев Д.Н., Проектирование интерактивной сетевой системы мониторинга качества деятельности кафедры вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук: - Тамбов, 2013. – С. 207.

  3. Нигматов Г. З. Современные средства оценивания образовательных результатов // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. 2013. № 6. – С. 220-227.

  4. Орлов, A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика. 1996. - №3, – С. 9 - 15.

  5. Попов, В.Г. Мониторинг развития региональной образовательной системы  // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. - №2. – С. 30 - 34.

  6. Прохорова М.П. Подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе: автореферат дисс. …к.п.н.  Нижний Новгород, 2004. – С. 23.

  7. Севрук, А.И. Мониторинг качества преподавания в школе — М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 144.

  8. Фильченкова И. Ф. Воронин Д. И. Инновационные подходы к управлению основными образовательными программами высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. – С.31

  9. Шкунова А.А. Технология управления процессом обучения организационному поведению бакалавров менеджмента // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). – С. 187-189.




















4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!