СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль предметно-практической деятельности в развитии личности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

АНО ВПО "Европейский Университет "Бизнес Треугольник"

Реферат по программе профессиональной подготовке

 "Педагогическое образование. Обслуживающий труд"

Просмотр содержимого документа
«Роль предметно-практической деятельности в развитии личности школьников»

АНО ВПО 

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»





РЕФЕРАТ

по  программе профессиональной подготовке  (ПП22СОШ)


«Педагогическое образование:

Учитель технологии. Обслуживающий труд.»





 

Тема:

«Роль предметно-практической деятельности в развитии личности школьников»






Реферат подготовила:



Ганьшина Елена Анатольевна



Учитель технологии

ГБОУ Школа № 950 г. Москва


Договор № 201601-3897-08

от 29 августа 2016 года






18  декабря 2016 г.


г.  Москва

Содержание



1. Введение 3


2. Предметно-практическая деятельность

и её роль в общем образовании


2.1. Характеристика предметно — практической деятельности 5


2.2. Урок технологии в средней школе 10


2.3. Роль предметно практической деятельности на уроках технологии

в современной школе 12


3. Заключение 16


4. Список используемых источников 18




































Единственный путь ведущий к знанию – это деятельность.

Б. Шоу.

1. Введение

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...» Д. А. Медведев.

Мир стремительно меняется, чтобы успеть за ним, система образования должна предвидеть и предвосхищать эти перемены. Побеждает тот, кто опережает время. Учителю, как никому другому, важно работать на опережение, предвидеть те изменения, которые ждут образование завтра. Мы находимся в постоянном поиске, думаем, как улучшить нашу работу. В нынешних реалиях образование играет важную роль в жизни каждого человека. Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру. Удовлетворить потребность современного общества в человеке, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», можно только дав ему соответствующее образование.



Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся в процессе всей общеобразовательной подготовки. Для многих наших школьников только общеобразовательная школа может стать реальным помощником в приобщении к полезному и интересному делу. Причины этого разные: от занятости родителей и недостаточно внимательного отношения к полноценному развитию своих детей до высокой стоимости занятий в различных кружках и секциях. Человек же, как известно, не может испытывать интереса к тому, о существовании чего он просто не подозревает. А если школа создаст необходимую базу, состоящую из соответствующих умений и некоторого уровня информированности (то есть знаний о том, что существуют такие виды деятельности), то на этой базе будет формироваться дальнейший интерес, желание найти тот или иной кружок и так далее. Таким образом уроки практического труда реально могут способствовать более продуктивной социализации и социальной адаптации личности.

О социальном значении предметно-практической деятельности в системе общего образования можно говорить и в другом смысле. Всем известно, что к обсуждению проблем отечественной школы сегодня все больше привлекаются не только психологи, но и врачи. На всеобщее ухудшение состояния здоровья школьников уже нельзя не обращать внимания. Масштабные медико-психологические исследования последних лет выявили в качестве одного из самых агрессивных факторов в данном отношении преобладание вербальных методов в обучении! Об этом, в частности, говорил в своем выступлении на семинаре, посвященном новым образовательным стандартам (октябрь 2007 г.) В. Р. Кучма, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН.

Действительно, тотальный вербализм в преподавании учебных предметов стал угрожающим фактом нашего образования, и уроки, основанные на творческой преобразовательной деятельности, могли бы составить ему реальный противовес.

Предметно-практическая деятельность традиционно относится к области трудового воспитания. «Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли «труд», и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это «технологии». Все, что касается «делать руками» и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии – будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему …Я считаю, что без трудолюбия, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить» (министр образования и науки РФ Ольга Васильева на августовском педсовете 2016). При этом не должны игнорироваться собственные интересы ребенка в угоду формированию ответственности, настойчивости, дисциплинированности. Необходимо формировать интерес к деятельности взрослых людей, показывать суть ценностного отношения к труду и людям труда. Подросток должен приобщаться к свободному, творческому труду как общечеловеческой ценности, а не к труду принудительному, нужному лишь для получения одобрения и избегания наказания. Задача состоит не в том, чтобы сделать из каждого ученика грамотного исполнителя, а в том, чтобы использовать огромный потенциал практической деятельности для более интенсивного и гармоничного развития. Поэтому на уроках надо моделировать такую ситуацию, которая заставляла бы ученика активно осмысливать стоящую практическую задачу, искать пути ее решения, а не просто выполнять.

Смысл предмета «технология» существенно меняется, если исходить не из идеологических, а из более фундаментальных, психолого-дидактических оснований: статус второстепенного сразу меняется на статус незаменимого учебного предмета в общеобразовательной школе.

Актуальность выбранной темы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать нарастание научно-технической информации и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого, на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

2. Предметно-практическая деятельность и её роль в общем образовании


2.1.Характеристика предметно — практической деятельности

Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому что именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь ученики работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах. Отличительная особенность ручного трудового воспитания состоит в том, что эти уроки базируются на предметно-практической деятельности.

Предметно-практическая деятельность - это практические действия с предметами, обеспечивающие учащемуся чувственное (сенсорное) познание действительности. Она даёт школьнику чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а средством познания мира и средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребёнка. При этом художественно-творческая деятельность предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическую реализацию замысла. При переходе от одного этапа к другому происходит не просто усвоение и накопление отдельных знаний и умений, но и качественное изменение многих психических функций. В ходе возрастного развития ребенка его деятельность меняется от ненаправленной активности к направленной, а затем, по мере становления самосознания, появляется возможность самоорганизации, постановки целей, планирования и контроля собственной деятельности.

Обучение предметно-практической деятельности направлено на формирование у детей элементарных действий с различными предметами и материалами и является основой обучения элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства, трудовой допрофессиональной деятельности и другим предметам.

В общеобразовательной школе нужно готовить создателей современной предметной среды (в самом широком смысле слова) и её потребителей, т.е. людей, которые достаточно хорошо понимают, что такое гармоничная среда обитания. На мой взгляд, нельзя признать отвечающими научным требованиям такие методики трудового обучения, которые разъединяют практическую и умственную деятельность учащихся. Такое разделение бывает в тех случаях, когда ученик механически работает от начала до конца по инструкции, шаг за шагом выполняя разработанные кем-то действия. При этом не имеет существенного значения, даются ли эти инструкции учителем устно (когда он поэтапно руководит изготовлением изделия) или они написаны (нарисованы) на карточке. Главное, что такая организация работы фактически исключает деятельность ученика и ограничивает для него возможность мышления, познания и развития - т.е. того главного, ради чего и существует обучение. Это может показаться парадоксальным, что значит - нет деятельности, если ребенок весь урок что-то делает - вырезает, приклеивает и т.д.? Тем не менее, далеко не всякие внешние действия можно назвать деятельностью, имеющей педагогический смысл, а лишь те, которые связаны с внутренней активностью личности, прежде всего с мышлением.

Учителя отмечают, что свыше половины учащихся 5–7-х классов демонстрируют низкий уровень владения основными логическими операциями (сравнение, классификация, обобщение и другие). Но ни одна из логических операций не может надёжно формироваться при отсутствии необходимой базы — сенсорного опыта. Лишь на базе хорошо усвоенных внешних, практических действий с материальными объектами ученик может переходить к действиям с моделями и только после этого — с их описаниями. Разумеется, этот механизм учитывается в организации обучения: овладение любыми действиями абстрактного характера предполагает на первом этапе действия с предметами и материальными моделям. Однако при постоянном увеличении темпов обучения возможность для освоения учебных действий в материальном плане неукоснительно снижается. Между тем, рекомендации психологов однозначно предписывают, чтобы каждый из базовых этапов был организован с необходимой степенью подробности. Так, действия с материальными объектами ученик обязательно должен осуществлять сам, своими руками и в течение достаточного времени. Совершенно очевидно, что для этого должны быть созданы соответствующие условия. И уроки практического труда («технологии»), как никакие другие, могут обеспечить эти условия для школьников. Более того, в силу специфики этих уроков на них можно предлагать ученикам интеллектуальные задачи даже более высокого уровня, чем на любых других: здесь всегда есть возможность для трансформации абстрактных связей и зависимостей в наглядную, понятную для ребенка форму и, как следствие, возможность для более глубокого понимания этих связей и зависимостей. В ряде исследований, которые ныне уже являются классическими (П. Я. Гальперин, А. К. Маркова, Н. Ф. Талызина, и другие), показано, что необходимость ручных операций зависит от сложности задачи, решаемой учеником: чем сложнее задача, тем выше потребность перевести заложенные в ней связи и закономерности из внутреннего, умозрительного плана во внешний, материальный план. Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание должно находиться в "зоне ближайшего развития". Учеными проведены специальные исследования, убедительно доказывающие полезность и важность в учебном процессе тех ошибочных действий, которые ученик совершает в ходе решения задачи. Поэтому целесообразно ставить перед учащимися задания таким образом, чтобы они самостоятельно искали пути их выполнения, а допускаемые при этом ошибки будут стимулировать познание.

"Мышление как процесс, - отмечает доктор психологических наук А.В. Брушлинский, - выступает особенно отчетливо, прежде всего, в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу или проблему (математическую, техническую, психологическую). В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его". Обратим особое внимание на последнюю фразу: для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее "не решение". Неудача в попытках ее решить - тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также отношение к тому, что он делает. С другой стороны, "успешное" выполнение, какого-либо задания (то есть с видимыми практическими результатами) далеко не всегда может означать, что здесь имеет место деятельность в том смысле, в каком она трактуется современной психологией и педагогикой развития. Человека можно заставить бесконечно долго стучать молотком и дробить камни, однако очевидный результат - увеличивающаяся груда камней - вовсе не повод, чтобы считать такую деятельность педагогически целесообразной. Точно так же можно организовать и любую ручную работу: ученики будут изготавливать одну поделку за другой, но настоящего образовательного результата такая работа не принесет. Как уже было сказано, в школьном возрасте механические действия с предметами не способствуют формированию психических новообразований. Чтобы предметно-практическая деятельность имела образовательный и развивающий смысл, практические задания для учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного интеллектуального и эмоционального напряжения. Мышление - это всегда искание и открытие существенно нового. Следовательно, тот факт, что школьники усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает необходимость у обучающихся подлинного, самостоятельного мышления. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Замечу еще раз, что если задание не вызывает у ребенка вообще никаких затруднений, то для своего выполнения оно не требует мышления. Во всех подобных случаях психолог А.М. Матюшкин предлагает употреблять вместо слова "задача" (требующая для своего решения мышления) более правильный термин "задание", для выполнения которого достаточно хорошо отработанных, автоматизированных навыков". На это следует обратить особое внимание, поскольку относительно уроков ручного труда весьма характерно такое заблуждение, в результате которого механические практические действия в любом случае считаются "деятельностью", что, как мы видим, в корне ошибочно.

Скорость технических изменений в сегодняшнем мире очень высока. Инженерная мысль двигает вперед экономику и вместе с нею чертит траекторию развития человечества. Однако есть одно непременное условие для рождения этой инженерной мысли - природная любознательность. А любопытство, как известно, из области детства. Все главные вопросы задаются детьми, просто нужно вовремя их услышать и помочь найти ответ. Увы, в школе очень часто на детский вопрос предлагается уже готовое решение. Необходимое условие, которое должно обязательно соблюдаться, если мы хотим использовать потенциал уроков практического труда для интеллектуального развития детей: в основе их работы должна лежать поисковая деятельность, нацеленность на решение задачи, а не просто практическое изготовление поделки.

Уроки практического труда имеют исключительное значение в формировании у школьников социально значимых умений и творческих качеств личности. Дело в том, что только на этих уроках ученики приобретают реальный опыт практической преобразовательной деятельности, учатся мастерству в тех или иных видах рукоделия. Человек умелый в наших условиях, пожалуй, нуждается в специальном «культивировании». Значительное количество социальных проблем молодежи связаны с тем, что многие попросту ничего не умеют делать. Соответственно, эти люди, не умея найти себе применения, «выключаются» из социума, что зачастую приводит их к антисоциальному образу жизни. И, напротив, человек, умеющий что-то сделать своими руками, как правило, не склонен к праздности, умеет и стремится устроить свой быт творчески и оригинально, способен к яркому самовыражению. Отсюда — «гордое достоинство» (по выражению В. И. Белова), которое всегда было присуще мастерам; отсюда — гармония с самим собой и с окружающим миром. Мастерство развивает вкус к творчеству, привычку к продуктивным видам деятельности — со всеми вытекающими отсюда положительными последствиями для развития личности. Не случайно различные виды практического творчества в рукоделии так ценятся, поощряются и развиваются во всем мире.

Таким образом, совершенно очевидно, что уроки практического труда реально могут способствовать более продуктивной социализации и социальной адаптации личности.



2.2. Урок технологии в средней школе

Предмет «Технология» - особенный. Он не только формирует у детей кругозор, знакомит с современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду, развивает самостоятельность учащихся, их эстетическую культуру.

Умение многое делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л. С. Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Технология - это единственный учебный пред­мет, целиком основанный на преобразо­вательной предметно-практической дея­тельности самих обучающихся. Предметно-практическая преобразующая деятельность необходима для развития, независимо от того будет ли человек в дальнейшем профессионально связан с практическими видами труда. Практическая деятельность является необходимым звеном в протекании познавательных процессов и направлена на их развитие. Значение и возможности предмета «Технология» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технологической картине мира. При соответствующем содержательном и методическим наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий учащихся общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделии на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Технологию, по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Что дают детям занятия в школьной мастерской? Уроки технологии, особенно для городских школьников, пожалуй, единственная возможность познакомиться с конструкцией различных приборов, машин и оборудования, поработать с ними. Помимо этого, не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению, многие относятся к практическому типу, и их самореализация во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории может привести к формированию заниженной самооценки и оценки со стороны сверстников.

Особенностью уроков технологии является то, что строятся они на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Учебный предмет технология обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

На уроках технологии есть возможность на практике применять и объединять знания, полученные на всех учебных предметах, ведь научные знания сочетаются с творческим их применением на практике. Как и любой предмет «Технология» имеет две части – теоретическую и практическую. Теоретическая часть дает ученику не только определения и терминологию, но и развивает мышление, знакомит с приемами научной организации труда. Практическое развитие навыков и умений - обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать с машинами и механизмами, составляет главное назначение и содержание образовательной области «Технология». Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания подростка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у учащегося формируется осознание своей работы, как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Одной из главных задач учителя технологии в современных условиях является задача поиска оптимальных вариантов планирования и организации практических работ с целью достижения весомого результатов по достижению предметных результатов технологической подготовки обучающихся. На своих уроках приходится сталкиваться с апатией учащихся, вызванной чаще всего из-за отсутствия у детей мотивации к деятельности. Зачастую это происходит потому, что современные учащиеся в большинстве своем предпочитают те виды работ, которые дают быстрый результат.
Сегодня система трудового воспитания в школах претерпевает изменения. Их двигатель - новые нормы федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов), которые, в частности, предусматривают сокращение часов на уроки технологии. Более подробное изучение этого предмета будет уходить в так называемые элективные, то есть обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, а бо́льшее внимание уделяться внеурочной деятельности. И тут уже решение должны принять сами дети, что для них станет приоритетом – технология на курсах и в кружках или какая-то иная наука для углублённого изучения.


2.3. Роль предметно-практической деятельности на уроках технологии в современной школе

Следует обратить внимание на целый ряд потенциальных ролей предмета "Тех­нология", которые пока что по разным причинам остаются нереализованными и невостребованными. Прежде всего, хочется под­черкнуть возможности данного курса в оптимизации учебного процесса. Психо­логический механизм предметно-практи­ческой деятельности в полной мере соот­ветствует особенностям познания в це­лом (которое находится у школьников в стадии формирования).

Возрастающая учебная нагрузка на школьников и соответственно увеличение времени, проводимого ими в статичном положении, негативно отражается на их здоровье, а на уроках технологии учащиеся имеют возможность чаще сменять динамические позы, сменять умственную деятельность физическим трудом.

Зачастую на технологическое образование смотрят лишь как на подготовку рабочих кадров. Считается, что умение трудиться руками нужно только рабочим. Это глубокое заблуждение наносит огромный вред подготовке технических специалистов. Ведь человек, который в детстве не проявлял интереса к технике, никогда не выберет техническое направление как профиль своей будущей деятельности. Кроме того, любая работа требует от специалиста практических навыков и умений — нужно уметь работать с оборудованием. Но технология - это еще и формирование исследовательских умений, формирование технологической культуры, развитие творческого потенциала обучающегося, воспитание важнейших для человека качеств — трудолюбия, упорства, дисциплинированности, ответственности. Уникальность предмета в том, что это некий метапредметный мостик, который объединяет другие области знаний в школе:

Технология - Математика - учащиеся работают с трафаретами чертежами, расчёты выкройки основы любого швейного изделия выполняется с помощью математических формул.

Технология - Химия - учащиеся узнают о свойства химических волокон и тканей из них, их производства.

Технология - Биология - характеристика свойств растений (материаловедение), антропология человека (снятие мерок).

Технология – Физика - изучение устройств и принципов работы машин механизмов приборов.

Технология - История - учащиеся знакомятся с историей различных видов рукоделия, народных промыслов, происхождением необходимых для работы предметов: ножниц, наперстка, иглы, изучают историю костюма и соответствующей эпохи.

Технология - ИЗО - ученицы рисуют эскизы костюмов, учатся пользоваться световым кругом.

Предмет «Технология» способствует соединению теории и практики, он дает детям знания и умения, как вести хозяйство.

Эксперты давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном восприятии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. 

Следующий вопрос, требующий решения в рамках поставленной проблемы, касается конкретного наполнения учебного предмета на каждом этапе. В частности, остро стоит вопрос о содержании курса. Как известно, уже не одно десятилетие оно подвергается резкой критике из-за того, что работа учеников сводится к рукоделию, и предмет фактически выведен из системы общеобразовательной подготовки. Большинство известных на сегодня попыток повысить «теоретический» уровень уроков технологии, к сожалению, не могут считаться удовлетворительными. Предлагаемая школьникам «теория» на деле во многих случаях складывается из сугубо специальной — ремесленно-технологической — информации, которая к тому же зачастую носит откровенно справочный характер. Обилие специальной терминологии и специальных сведений (о сырье, материалах, инструментах, технологиях отдельных производств), которые не требуют размышлений, а предназначены исключительно для ознакомления и запоминания; низкий процент заданий проблемного, поискового характера — все это значительно ослабляет позиции курса «Технология».

В методике трудового обучения преобладающим методом является прямой показ практических действий учителем и копирование, повторение их школьниками. При такой системе обучения внутренняя, ориентировочная часть действия остается от ребенка скрытой, приемы самостоятельности формируются незначительно. Необходимо создание обновленной системы трудового обучения, в которой главное внимание будет обращено не на внешнюю (практическую, исполнительскую) часть способов работы, а на внутреннюю (умственную, познавательную, самостоятельную). Как же сформировать самостоятельность у школьников на уроках технологии?

Самостоятельность – приобретаемое качество личности, оно формируется по мере взросления личности при наличии целого ряда условий, наиболее значительным из которых является расширение круга тех видов деятельности и тех сфер общения, где человек может обходиться без посторонней помощи, надеясь исключительно на имеющийся личный опыт Ребенок, переступающий порог школы, умениями самостоятельно осуществлять учебную деятельность не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного, достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего, возможность справится с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. О необходимости формирования самостоятельности учащихся в процессе обучения писал еще Ушинский К.Д.: «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения». Если ребенок хоть раз самостоятельно «решил» какую-либо задачу, то он начинает осознавать, что правильно организованная практическая деятельность создает потребность в определенных знаниях, пробуждает его интерес и стремление к ним. Толкает на приобретение новых знаний, а это и есть самое главное, т.к. ребенок приобретает способность к самообразованию и переходит на более высокий уровень самостоятельности, которая представляет более широкие возможности для развития всех потенциальных сил ребенка при решении различных практических задач, которые характеризуются новизной, необычностью, определенной сложностью. Самостоятельность заключена в той деятельности, каждое звено которой содержит в себе известную степень неопределенности, в деятельности, приносящей новую информацию, предполагающей самоорганизацию. Творческая трудовая деятельность дает ребенку несравненно больше, чем пассивное наблюдение предметов и явлений мира, т.к. в процессе трудовой деятельности дети не только наблюдают, но и сами делают определенные изделия, что ставит ребенка в непосредственное действенное соприкосновение с предметами физического мира.

Как известно, первые трудовые навыки обычно бывают очень прочны, как правило, остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно, начиная с первых занятий, не играть с детьми в труд, а систематически, в строгой логической последовательности учить их труду. Необходимо рассказать, показать учащимся, как следует правильно организовать свой труд, с чего начать, как лучше выполнить ту или иную технологическую операцию, какими знаниями и умениями необходимо овладеть и т.д. При этом важно добиваться того, чтобы ученики поняли смысл каждой технологической операции, каждого практического задания, учить читать различные учебные инструкционные и технологические карты, технические рисунки, эскизы, схемы, таблицы, а также другую технико-технологическую документацию. Это важный фактор развития личности, так как приводит к познанию своих возможностей. Следует постоянно стремиться к тому, чтобы сам школьник проявлял активную трудовую деятельность, учился самостоятельно преодолевать возникшие в работе трудности.

Уроки технологии – это уроки жизни. Этот  школьный предмет  дает ученикам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. Он позволяет учащимся «отдохнуть» от точных наук, больше поработать руками, нежели головой. Также известно, что нервные окончания мозга находятся на кончиках пальцев, поэтому, работая руками, мы развиваем и наш ум. Занимаясь разными видами деятельности на уроках, учащиеся имеют возможность попробовать себя в разных творческих профессиях, понять, что их привлекает в жизни. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия. В труде идет активный процесс становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.

3. Заключение

За период существования учебного предмета в его новом виде, под названием «Технология», довольно явственно обозначились конкретные дидактические вопросы, которые по-прежнему требуют своего решения: о целесообразности существующего названия, о содержании и методах, отвечающих современным социально-педагогическим реалиям, о преемственности курса на отдельных образовательных ступенях.

Очевидно, что так и не удалось снять вопрос, возникший уже с появлением первых предложений о присвоении предмету названия «Технология»: технология — чего? Все попытки придать этому понятию расширительное толкование и все утверждения о существовании «базовых», «обобщенных» технологий и тому подобное, в сущности, так и остались неподтвержденными; вопрос остается актуальным.

Предметно-практической деятельности в воспитании и развитии учеников средней школы уделяется мало внимания. Основной упор, по сложившимся традициям, делается на теоретическое обучение, на усвоение моральных устоев и принципов, и все это преподносится, в основном, в сухом словесном виде. В то время как ребенок склонен запоминать то, что ему нравится, а не то, что надо. И когда тот же самый материал будет систематически представляться с основами практической деятельности, с яркими примерами, с тем, что можно подержать в руках, то у обучаемого школьника будет работать не только аудиальная память, но и визуальная, что закрепит результат запоминания. В ходе предметно-практической деятельности школьник испытывает необходимость постоянно вступать в определенные взаимоотношения с учителем, со сверстниками, что имеет огромное значение в становлении его любознательности.

Урок технологии далеко не самый главный в школе. И только в его время ученик что-то делает руками, мыслит, фантазирует, и уносит домой положительные эмоции, различные поделки и гордость за самого себя. Считаю, что если изучение всех обязательных тем на уроке технологии разнообразить показом фильмов, презентаций, дополнить элементами игры, обеспечить ребят соответствующим реквизитом, увеличить количество времени для самостоятельной работы учащихся и уменьшить часть теоретического материала, то продуктивность обучения увеличится в разы.



Выводы

Таким образом, назрела необходимость пересмотра позиции курса «Технология» в общеобразовательной школе. С учетом образовательного, воспитательного и здоровьесберегающего потенциала преобразовательной предметно-практической деятельности, отвечающей современным социально-педагогическим потребностям, следует уделить повышенное внимание разработке дидактически целесообразных путей ее внедрения в систему общего образования. В этом процессе необходима дальнейшая модернизация предмета «Технология», которая предполагает работу по ряду взаимосвязанных направлений. Содержание курса должно получить общеобразовательный и культурологический характер при минимуме специальных знаний и умений. Методической основой курса должна быть дидактика развивающего обучения. Это означает полное исключение вербального подхода, с одной стороны, и неразрывную связь практической деятельности учащихся с решением интеллектуальных (конструкторских) и декоративно-художественных задач — с другой стороны. Важнейшими задачами данного учебного курса на всех ступенях должно стать создание условий для роста и развития здорового поколения, углубление общеобразовательной подготовки, развитие интеллекта, психики, личностных качеств школьников.

Необходимость серьезного отношения к проблемам технологического образования, которое призвано формировать у учащихся технологическую культуру сегодня является актуальным, как никогда. Если проанализировать достижения трудового воспитания у нас в стране, вспомнить опыт других государств, то можно сделать вывод: успех гарантирован лишь при государственной поддержке этого предмета.

Иными словами, нам, учителям, необходимо ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Список используемых источников



1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.

2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся М. 2004 г., с. 23-38.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика М, Просвещение, 2004г., с. 33-37.

4. Баранов С.П. Принципы обучения. М, 2005г., с. 44.

5. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения 5-9 кл..; Метод. Пособие –М.; Дрофа. 2003. – 224с.

6. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с. 59-64.

7. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.

8. Есипов Б.Г. Основы дидактики. М, 2003г., с. 12-15.

9. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М, 2002г., с. 38.

10. Измайлов А.О. Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М, 2003г., с. 113.

11. Ильина Т.А. Педагогика школы. М, 2002г., с. 18-22.

12. Казанский Н.Г. Дидактика. М, 2004г., с.33.

13. Казакевич В.М., Марченко А.В.. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. – М.; Дрофа, 2000. – 256 с.

14. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия. М, 2004г., с. 122.

15. Коменский Я.А. Великая дидактика. М, 2004г., с. 24- 36.

16. Кругликов Г.И. Методика преподавания с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведения –М,; Издательский центр «Академия». 2002.- 480с.

17. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.

18. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М., 2004г., с. 66.

19. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории - М., 2002г., с. 37-40.

20. Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002г., с. 58-60.

21. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с. 98-104.

22. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76.

23. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,

с. 22-27.

24. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы - М., 2003г., с. 17-24.

25. Тхоржевский Д.А. Методика трудового обучения: Учебное пособие, - М., Просвещение. 2007 – 271с.

26. Матяш Н.В. Творческая деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании, 

27. Федосеев А.А. Эффективный электронный учебник. Открытое образование. 2014;(5(106):102-108. DOI:10.21686/1818-4243-2014-5(106-102-108

28. Тихомирова Н.В. Будущее развитие российского образования: взгляд ректора. Открытое образование. 2014;(2(103):4-8. DOI:10.21686/1818-4243-2014-2(103-4-8

Источник: http://www.juristlib.ru

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!