СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль преподавателя в интеграции воспитательного компонента в образовательную деятельность СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание интегрируется в образовательный процесс посредством активизации участников образовательных отношений и межведомственного взаимодействия при реализации планов учебной, внеучебной деятельности на основе системного подхода к гражданско-патриотическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию студентов. Это способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов.

Просмотр содержимого документа
«Роль преподавателя в интеграции воспитательного компонента в образовательную деятельность СПО»

Роль преподавателя в интеграции воспитательного компонента в образовательную деятельность профессиональной образовательной организации


В колледже наряду с качеством обучения студентов особое внимание уделяется воспитанию, соблюдению учебной и трудовой дисциплины, повышению социальной активности обучающихся, формированию моральных и деловых качеств, что позволит в дальнейшем выпускникам успешно социализироваться и активно включиться в работу трудовых коллективов.

Воспитание интегрируется в образовательный процесс посредством активизации участников образовательных отношений и межведомственного взаимодействия при реализации планов учебной, внеучебной деятельности на основе системного подхода к гражданско-патриотическому, трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию студентов. Это способствует формированию общих и профессиональных компетенций студентов.

Формирование социокультурной среды колледжа, способствующей всестороннему развитию и социализации личности студентов, сохранению их здоровья, обеспечивается локальными нормативными актами:

Для студентов создана кластерная модель внеучебной занятости с целью внедрения современных форм организации, способствующих становлению личности студента.

Прежде чем определить учреждения для кластера, изучаются интересы, склонности и способности студентов к различным видам деятельности, предоставляется возможность заниматься во внеучебное время в избранной сфере.

По результатам анкетирования, участия в мастер-классах, квестах нами были определены направления развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, патриотическое, социальное, интеллектуальное, общекультурное, что способствовало выбору учреждений, входящих в кластер.

Формы деятельности в учреждениях кластера: научные исследования, диспуты, общественно-полезные практики, конференции, поисковые, круглые столы, олимпиады, соревнования, секции, кружки.

Содержание проекта предполагает ориентацию на мега-проекты развития региона, предпринимательскую деятельность, учет изменений рынка труда и содержание профессий, а также представление о новых профессиях, повышение качества подготовки выпускников колледжа за счет внедрения игровых технологий (стратегической игры), расширение возможностей для взаимодействия студентов различных курсов, направлений подготовки и педагогов.

Реализация проекта рассматривается на заседаниях студенческого совета.

Проект #НЕСКУЧНЫЙКОЛЛЕДЖ включает несколько краткосрочных проектов, которые реализуются посредством межведомственного взаимодействия.

Проект предлагается для студентов определённых специальностей и профессий, но это не является обязательным. Студент самостоятельно выбирает направление внеучебной занятости.

#ТЕАТРАЛЫ (творческий проект инсталляций совместно с учреждениями дополнительного образования).

Для специальностей и профессий: 44.02.01 Дошкольное образование, 09.02.02 Компьютерные сети.

#ПАТРИОТЫ (гражданско-патриотическое направление, спортивный туризм совместно с Центром патриотического воспитания).

Для специальностей и профессий: 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.01.03 Автомеханик, 13.01.03 Электромонтёр поремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 16909 Портной, 19.01.17 Повар, кондитер.

#МЫСЛИТЕЛИ (ознакомление с аддитивными технологиями совместно с технической лабораторией FabLab).

Для специальностей и профессий: 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 09.02.02 Компьютерные сети.

#МОЙРОСТ (формирование навыков публичного выступления, самопрезентации совместно с Молодёжным ресурсным центром).

Для специальностей и профессий: 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.01.03 Автомеханик, 13.01.03 Электромонтёр поремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 16909 Портной, 19.01.17 Повар, кондитер.

#ВОЛОНТЁРЫ (добровольческое движение совместно с региональным отделением).

Для специальностей и профессий: 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.01.03 Автомеханик, 13.01.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 16909 Портной, 19.01.17 Повар, кондитер.

#ТРУДКРУТ (студенческие отряды совместно с региональным Центром технологий занятости).

Для специальностей и профессий: 13.01.10 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.01.03 Автомеханик, 13.01.03 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), 16909 Портной, 19.01.17 Повар, кондитер.

В колледже реализуется проект #АКТИВНАЯСУББОТА.

Планы мероприятий в рамках проектов составлены таким образом, что возможно участие по выбору в нескольких проектах. Такой подход обеспечивает 100% охват внеучебной занятостью студентов.

Мероприятия проводятся как на площадках колледжа, используя материально-техническую базу, так и на территориях муниципальных учреждений дополнительного образования, спортивных залах.

Поддержка талантливых и одарённых детей

Студентам, обучающимся в колледже по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований окружного бюджета по образовательным программам профессионального образования, за особые достижения в какой-либо одной или нескольких областях деятельности (учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной) назначается повышенная государственная академическая стипендия:

- за достижения студента в учебной деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение не менее двух следующих друг за другом промежуточных аттестаций, предшествующих назначению повышенной государственной академической стипендии, только оценок «отлично»;

б) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты проектной деятельности;

в) признание студента победителем или призером международной, всероссийской, ведомственной или региональной олимпиады, конкурса, соревнования, состязания или иного мероприятия, направленных на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии;

г) участник, призер или победитель регионального чемпионата «Профессионалы» или регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Абилимпикс»;

- за достижения студента в научно-исследовательской деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии:

- награды (приза) за результаты научно-исследовательской работы, проводимой студентом;

- документа, удостоверяющего исключительное право студента на достигнутый им научный (научно-методический, научно-технический, научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство);

- гранта на выполнение научно-исследовательской работы;

б) наличие у студента публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в издании колледжа или иной организации в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии;

- за достижения студента в общественной деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) общественно значимой деятельности социального, культурного, правозащитного, общественно полезного характера, организуемой колледжем или с его участием, подтверждаемое документально;

б) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в деятельности по информационному обеспечению общественно значимых мероприятий, общественной жизни колледжа, подтверждаемое документально;

- за достижения студента в культурно-творческой деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты культурно-творческой деятельности, осуществленной им в рамках деятельности, проводимой колледжем, в том числе в рамках конкурса, смотра и иного аналогичного международного, всероссийского, ведомственного, регионального мероприятия, подтверждаемое документально;

б) публичное представление студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, созданного им произведения литературы или искусства (литературного произведения, драматического, музыкально-драматического произведения, сценарного произведения, хореографического произведения, пантомимы, музыкального произведения с текстом или без текста, аудиовизуального произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графического рассказа, комикса, другого произведения изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного, сценографического искусства, произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства, в том числе в виде проекта, чертежа, изображения, макета, фотографического произведения, произведения, полученного способом, аналогичным фотографии, географической, геологической, другой карты, плана, эскиза, пластического произведения, относящегося к географии, топографии и другим наукам, а также другого произведения), подтверждаемое документально;

в) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в проведении (обеспечении проведения) публичной культурно-творческой деятельности воспитательного, пропагандистского характера и иной общественно значимой публичной культурно-творческой деятельности, подтверждаемое документально;

- за достижения студента в спортивной деятельности при соответствии этих достижений одному или нескольким из следующих критериев:

а) получение студентом в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, награды (приза) за результаты спортивной деятельности, осуществленной им в рамках спортивных международных, всероссийских, ведомственных, региональных мероприятий, проводимых государственной профессиональной образовательной организацией или иной организацией;

б) систематическое участие студента в течение года, предшествующего назначению повышенной государственной академической стипендии, в спортивных мероприятиях воспитательного, пропагандистского характера и (или) иных общественно значимых спортивных мероприятиях, подтверждаемое документально;

в) выполнение нормативов и требований золотого знака отличия «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) соответствующей возрастной группы на дату назначения повышенной государственной академической стипендии.

Государственная социальная стипендия назначается студентам, относящимся к льготным категориям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, дети-инвалиды, студенты, получившие государственную социальную помощь, и выплачивается ежемесячно.

Государственная социальная стипендия назначается приказом колледжа со дня представления в колледж документа, подтверждающего соответствие одной из категорий.

Государственная социальная стипендия выплачивается студентам, находящимся в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Профилактическая работа

Основными проблемами, способствующими противоправным деяниям студентов отмечаются, прежде всего, нарушение детско-родительских отношений, недостаточный контроль со стороны родителей, педагогическая запущенность подростков, попустительский стиль воспитания, низкий уровень сознательности студентов, недостаточный культурный уровень и низкая правовая осведомленность.

С целью решения вышеперечисленных проблем в колледже разработаны, утверждены и успешно реализуются программы межведомственного взаимодействия в рамках программы «Не оступись!». Программа направлена на формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры студентов, законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, воспитанию основ безопасности жизнедеятельности» с целью повышения общей и правовой культуры студентов, родителей и педагогических работников.

Профилактическая программа «Не оступись!» призвана снизить подростковую преступность и повысить эффективность проводимой профилактической работы (в рамках социально-психолого-педагогического сопровождения).

Программа «Не оступись!» направлена на формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры студентов, законопослушного поведения и гражданской ответственности, профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, воспитание основ безопасности жизнедеятельности.

Программа основана на принципах законности, индивидуального подхода к несовершеннолетним, с соблюдением конфиденциальности полученной информации, поддержки семьи при постоянном взаимодействии и патронаже.

Работа строится на принципах законности, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, поддержки семьи при постоянном взаимодействии с ней.

Таким образом, созданная в колледже социокультурная среда включает образовательный процесс с концептуальным решением организации учебной деятельности, внеучебной занятости, профилактической работы и основана на свободе выбора и информационной открытости.

Социокультурная среда колледжа выступает важной частью жизни студентов, обеспечивая партнёрство с работодателями, межведомственное взаимодействие с муниципальными учреждениями дополнительного образования и субъектами системы профилактики, способствует всестороннему их развитию, успешной социализации и сохранению здоровья.

Социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В новых социокультурных условиях проблема инвалидности становится особо актуальной. Изменение отношения к детям–инвалидам, признание их полноценными членами общества требуют переосмысления всей системы социально-психолого-педагогической и правовой поддержки данной категории детей.

Целью социально-психолого-педагогического сопровождения в колледже является создание условий по социально-педагогической и правовой индивидуальной реабилитации детей-инвалидов в условиях колледжа.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- формирование у студентов-инвалидов общественной активности, инициативности, самостоятельной готовности к профессиональному обучению;

- формирование социально значимых качеств личности студента-инвалида (эмоции, чувства, нравственность на основе усвоения культуры и ценностей своего народа, культуры здоровья, общения и поведения, культуры проведения свободного времени);

- интеграция студентов-инвалидов в профессиональную среду.

Опираясь на задачи, мы определили следующие направления социально-психолого-педагогической работы с обучающимися детьми-инвалидами и лиц с ОВЗ:

- диагностическая, обеспечивающая получение и использование достоверной, педагогически значимой информации о развитии личности инвалида, эффективности учебно-воспитательного процесса;

- коррекционно-развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности студентов-инвалидов, поддержка процессов их самовыражения, обеспечение развития групповых и общественных коллективов;

- корректирующая, предполагающая осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения, общения и других сторон жизнедеятельности инвалидов с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности;

- консультативно-профилактическая, направленная на повышение уровня социальной защищенности инвалидов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды; участия семьи студента-инвалида и социума в обеспечении жизнедеятельности обучающихся; раскрытии его склонностей и способностей;

В работе педагога-психолога использовались следующие технологии и методы:

- диагностические мероприятия (выявление социально-психологических индивидуально-типологических особенностей личности);

- адаптационные мероприятия к учебному процессу в колледже (тренинги, коррекционно-развивающие мини-занятия);

- групповые и индивидуальные консультации (помощь в планировании инвалидами личностного и профессионального роста, в решении личностных проблем и проблем социализации);

- коррекционно-развивающие мероприятия (помощь в построении конструктивных отношений с социальным окружением, профилактика девиантного и деликвентного поведения);

- заполнение индивидуальной психологической карты инвалида, персональной карточки первичной беседы со студентом, с родителями и родственниками, изучаются личные дела абитуриентов, характеристики с целью знакомства с будущими обучающимися, условиями их жизни, окружением, выявления конфликтных ситуаций, проблем, поведенческих навыков, составления социального портрета, определения предрасположенности к овладению той или иной профессией;

-корректирующие мероприятия с использованием игровых технологий (коллективные творческие дела,технологии развития творческих способностей детей).

Ожидаемый результат – личность студента-инвалида, социализированная к условиям образовательной среды; личность, способная преодолевать трудности и проблемы как личного, так и социального характера, способная сохранить свои индивидуальные особенности, принимая при этом условия окружающего социума.

Индивидуальная социально-психолого-педагогическая поддержка в колледже направлена на то, чтобы компенсировать физические недостатки, обеспечить доступ к необходимой информации, обеспечить условия для успешного развития их личности на таком уровне, который здоровые люди имеют с рождения. Необходимо учитывать тот факт, что инвалид – это обычный человек, который имеет равные права наряду со здоровыми людьми. Но вместе с тем, в процессе социализации данной категории детей возникают психологические проблемы при их изолированности от внешнего мира по причине имеющихся недугов, в результате неприспособленности к окружающей среде. Всё это влечёт за собой ряд последствий, а именно наступление одиночества, возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменения в поведении.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- отсутствие индивидуального коммуникативного опыта вне стен образовательных учреждений или за рамками семейного общения;

- заниженная личностная самооценка инвалидов и неготовность к вступлению в новые общественные отношения по завершению общего образования;

- доминирование иждивенческих настроений над активным жизнепроявлением, потребительским отношением к окружающим, воспитанное в предшествующий период жизни, низкая мотивация трудовой деятельности при возможности жить на пособия.

Следовательно, инвалиды нуждаются в социально-психолого-педагогической поддержке, направленной на формирование у них необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также способность к построению жизненной перспективы.

Социокультурная среда колледжа выступает важной частью жизни студентов, обеспечивая партнёрство с работодателями, межведомственное взаимодействие с муниципальными учреждениями дополнительного образования и субъектами системы профилактики, способствует всестороннему их развитию, успешной социализации и сохранению здоровья.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!