Повестка педсовета
«Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов
групп нового набора»
Цель: Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов нового набора к учебной деятельности.
Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов
групп нового набора
В начале каждого учебного года рассматривается тема адаптации студентов-первокурсников к новым условиям обучения. Известно, что процесс адаптации - явление весьма сложное и многогранное. Наша служба каждый год изучает комфортность пребывания студентов в колледже, в группе; уровень мотивации, успешность обучения; а также особенности взаимоотношения студентов с преподавателями. На педагогических советах и семинарах классных руководителей, посвящённых этой теме, уже говорилось о проблемах личности студентов в период адаптации, о роли коллективной сплочённости в группе.
Значительная роль в успешности адаптации студента к условиям колледжа принадлежит педагогу, функция которого заключается не только в предоставлении студенту объема знаний по предмету, но и в оказании педагогической поддержки на пути освоения молодыми людьми новой социальной роли: роли студента. С этой целью преподавателям необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются студенты и какая помощь им может быть оказана. Даже те студенты, кто успешно закончил общеобразовательную школу, не сразу обретают уверенность в своих силах на новом этапе. Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора, что в свою очередь может вызвать потерю интереса к учёбе, снижение успеваемости.
Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Это возможно, если на уроках мы будем создавать ситуацию успеха для каждого студента-первокурсника. Это оказывает непосредственное влияние на развитие мотивации, т.к. закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиваться позитивного результата, а также корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность.
В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Исследования показывают, что к психологическим факторам, замедляющим процесс адаптации студентов относятся:
1. отсутствие навыков самостоятельной учебной деятельности
(студенты не умеют применять правила, алгоритмы для выполнения заданий, не умеют перерабатывать учебный материал, работать с конспектами, книгами и т.д.)
2. слишком низкая мотивация (слабая заинтересованность в знаниях);
3. неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, отсутствие стремления к успеху;
4. проблемы во взаимоотношениях с преподавателями (завышенные требования, страх оценивания)
5. отсутствие чувства сплочённости в группе.
Для выявления уровня адаптированности было проведено анкетирование, в котором приняли участие не только студенты, но и их родители, а также преподаватели, работающие в группах нового набора, т.к. в адаптационный период очень важна согласованность действий всех участников образовательного процесса.
Результаты анкетирования
Данные проведённого исследования помогут выявить проблемы, с которыми сталкиваются как студенты, так и преподаватели в период адаптации.
1. Первые впечатления от начала студенческой жизни
А) учусь с интересом, учёба нравится 74%
Б) хорошие впечатления от общественной жизни 42%
Мнение преподавателей:
Как относятся к учёбе студенты-первокурсники, с которыми вы работаете?
а) большинство учится с интересом, желанием 35%
б) большинство относится к учёбе без интереса, с равнодушием 65%
2. Важно, чтобы студенты, которые поступили в колледж руководствовались интересом к выбранной профессии (успеваемость). Мы поинтересовались, какие мотивы привели молодых людей в наше учебное заведение:
А) хотят получить престижную профессию – 55%;
Б) хотят самостоятельности - 23%;
В) боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после 11 класса, будут значительно хуже - 12%,
Г) не смогли поступить в другое учебное заведение – 5%;
Д) были неуспешны в школе - 4%.
Тот же вопрос мы задали родителям:
А) хотят получить престижную профессию – 75%;
Б) хотят самостоятельности - 5%;
В) боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после 11 класса, будут значительно хуже - 15%,
Г) не смогли поступить в другое учебное заведение – 5%;
Д) были неуспешны в школе – 0 %.
Наша общая задача – переориентировать студентов с низкой мотивацией обучения на будущую профессиональную деятельность.
На уровень адаптации большое влияние оказывает успеваемость.
3.Снизилась ли успеваемость студентов по отношению к успеваемости в школе?
А) да 16%
Б) нет 84%
Мнение родителей:
А) да 35%
Б) нет 65%
4. Причины устойчивости успеваемости:
А) учиться также легко, как и в школе 24 %
Б) прикладываю больше усилий 66 %
В) получаю помощь со стороны (родители, друзья, преподаватели) 10 %
5. Мнение студентов о причинах сложности обучения в колледже
А) психологический фактор (повышенный уровень тревожности во время оценивания) 32%
испытываю сложности в общении с преподавателями 11%
Б) недостаточная для этого колледжа моя образовательная база 10%
Г) большие нагрузки 12%
(невозможно выполнить всё, что требуется от студента)
Д) нехватка времени на подготовку к урокам 16%
Е) не вижу смысла в сохранении высокой успеваемости 0,4%
Мнение родителей:
А)психологический фактор (повышенный уровень тревожности во время оценивания) 35%
сложности в общении с преподавателями 20%
Б)недостаточная для этого колледжа образовательная база ребёнка 13%
Г) большие нагрузки 38%
Д) нехватка времени на подготовку к урокам 0 %
Е) трудностей пока нет 30 %
С какими трудностями сталкиваются преподаватели:
А) страх оценивания 6%
Б) отсутствие мотивации 52%
В) недостаточная для колледжа образовательная база 32%
Г) лень, отсутствие контроля со стороны родителей 48%
Д) нехватка времени на учёбу 0%
6.Чем привлекает студентов учебная деятельность?
А) Нравится получать хорошие оценки 28 %
Б) Интересно слушать объяснения преподавателей 35%
В) «Все учатся и я тоже» 4 %
Г) Заставляют родители 6 %
Д) Хочу получать стипендию 35 %
К сожалению, 45% студентов имеют ценностные ориентации, направленные на внеучебную деятельность.
Следующий вопрос преподавателям:
Что, на ваш взгляд, больше всего стимулирует учебную работу студентов?
а) неудовлетворительные оценки 0%
(если «2» не является стимулирующим фактором, то идёт обратное воздействие – отказ от изучения предмета, нужно искать др.средства воздействия)
б) тщательная проверка выполненных студентами работ с объяснением ошибок 35%
в) умение излагать материал, объяснять 48%
г) качества преподавателя–общительность, открытость, отзывчивость 62%
д) качество преподавателя не имеют никакого значения 0%
е) стипендия 0%
(1м1-4, 2м2-2, 1р3-4, 1п5-18, 1п8-17)
7. Какую помощь студенты хотели бы получить со стороны взрослых?
А) более полное, доступное объяснение материала преподавателями 41%
Б) не бояться отвечать учебный материал; 37%
В) научиться правильно планировать своё время; 18%
Г) научиться навыкам общения в группе 7%
Вопросы студентам, родителям (ожидания)
8. Как вы думаете, насколько успешно сдадите первую сессию в колледже?
Р.
А) Сдам всё на «отлично» и достаточно легко; 4% 1%
Б) Сдам всё на «отлично», но будет трудно; 3% 9%
В) Мои оценки будут положительными («4» и «5»); 37 % 51%
Г) Мои оценки в основном будут «удовлетворительными»; 46 % 37%
Д) Боюсь, что не всё удастся сдать с первого раза 10 % 2%
На адаптированность оказывают влияние не только сложившиеся взаимоотношения между студентами и преподавателями, но психологический климат в группе.
9. Комфортность пребывания в группе? Р.
А) В группе чувствую себя комфортно 66% 76%
Б) В группе друзья есть, но их мало 23% 16%
В) В группе чувствую себя дискомфортно 11% 8%
10. Как быстро студенты привыкли к новым условиям обучения?
А) с первых дней пребывания 56% 84%
Б) в течение нескольких недель 41% 10%
В) не привык, чувствую дискомфорт 3% 6%
По результатам обследования можно сделать вывод: успешно адаптировались к новым условиям обучения - 89% студентов.
Результат адаптированности студентов
1п5 – 92%
1п8 – 94%
1р3 – 95%
1м1 – 88%
1э1 – 89%
2м2 – 87%
2п6 – 94%
Таким образом, основными задачами в адаптационный период являются:
Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов (разъяснение специфики выбранной профессии, создание на уроках ситуации успеха), развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Организация сотрудничества с родителями по вопросам обучения и воспитания студентов с использованием различных форм взаимодействия (консультации, беседы, родительские собрания).
Организация мероприятий на сплочение коллектива группы, поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
Оказание помощи дезадаптированным студентам и их родителям по преодолению проблемных ситуаций в учебном процессе.
Проект решения педсовета
«Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов
групп нового набора»
1. Продолжить работу по оказанию студентам педагогической поддержки на пути освоения новой социальной роли.
В течение года
Ответственные: кл.руководители (кураторы)
педагог-психолог
преподаватели
2. Провести презентацию работы кружков и клубов для студентов групп нового набора с целью привлечения к кружковой работе, исследовательской и научной деятельности.
руководители кружков и клубов
3. Организовать работу с родителями в адаптационный период по изучению личности студентов в рамках родительского всеобуча.
в течение Iсеместра
Ответственные: Зав.отделениями
кл.руководители (кураторы)
педагог-психолог
социальный педагог
4. Проводить ежегодно входной контроль уровня обученности поступивших в колледж студентов с корректировкой учебных планов.
сентябрь
Ответственные
председатели ЦМК блоков ЕН, ОГСН
Приложение
Сценка «Двойкониада»
Мы все трудимся да стараемся
Постигая науки мудрые
Только как угодить – не ведаем
нашим мудрым преподавателям
Преподаватель командует: «Двойки равняйсь, на 1-2 рассчитайсь!»
- двойка по метрологии?
-Я
- двойка по физике?
-Я
-двойка по экологии?
-Я
-двойка по инженерной графике?
-Я
Преподаватель: «Двойки, запевай»
«Двойки»:
а двоечка-то крылышками бяк-бяк-бяк-бяк
а за ней студентик-то прыг-прыг-прыг-прыг
он её голубушку – шмяк-шмяк-шмяк-шмяк
в тетради свои да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг
Преподаватель: «Двойки, направо» (уходят)
Результаты анкетирования адаптированности студентов
к новым условиям обучения
1. Первые впечатления от начала студенческой жизни
А) хорошие впечатления от учебного процесса; 74%
Б) хорошие впечатления от общественной жизни; 42%
В) очень высокие учебные требования 12 %
2. Снизилась ли ваша успеваемость по отношению к успеваемости в школе?
А) да 16%
Б) нет 84%
3. Причины устойчивости вашей успеваемости
А) учиться также легко, как и в школе 24 %
Б) прикладываю больше усилий 66 %
В) получаю помощь со стороны (родители, друзья, преподаватели) 10 %
4. Ваше мнение о причинах сложности обучения в колледже
А) психологический фактор (трудности в общении с преподавателями, студентами, повышенный уровень тревожности во время оценивания) 28%
Б) мне трудно здесь учиться 5%
В)недостаточная для этого колледжа моя образовательная база 10%
Г) большие нагрузки 18%
Д) нехватка времени на учёбу 16%
Е) не вижу смысла в сохранении высокой успеваемости 0,4%
5.Сколько времени вы тратите на подготовку к занятиям?
А) 1-2 часа 50%
Б) менее часа 41%
В) готовлюсь редко 9%
6. Какую помощь вы хотели бы получить со стороны взрослых? (возможны несколько вариантов)
А) научиться правильно организовывать свое время; 18%
Б) быть более уверенным в себе при ответе учебного материала; 37%
В) научиться навыкам общения в группе; 7%
Г) помощь со стороны преподавателей (более полное, доступное объяснение материала и т.д.) 41%
7. Как Вы думаете, насколько успешно сдадите первую сессию в колледже:
а. Сдам всё на «отлично» и достаточно легко; 4%
б. Сдам всё на «отлично», но будет трудно; 3%
в. Мои оценки будут положительными («4» и «5»); 37 %
г. Мои оценки в основном будут «удовлетворительными»; 46 %
д. Боюсь, что не всё удастся сдать с первого раза; 10 %
8. Как быстро вы привыкли к новым условиям обучения?
А) с первых дней пребывания 56%
Б) в течение нескольких недель 41%
В) не привык, чувствую дискомфорт 3%
9. Основная мотивация вашего обучения в колледже?
А) Нравиться получать хорошие оценки 48 %
Б) Все учатся и я тоже 4 %
В) Заставляют родители 6 %
Г) Хочу получать стипендию 32 %
10. Есть ли у вас друзья в группе?
А) Да, со многими нахожу общий язык 66%
Б) Друзья есть, но их мало 23%
В) Друзей пока не нашёл 11%
Результаты анкетирования родителей первокурсников
1. Почему ваш ребёнок выбрал обучение в ККЭТ?
А) по совету родителей 32%
Б) по совету друзей 16%
В) «за компанию» 4%
Г) самостоятельно принял решение 36%
Д) выбрал обучение по своим способностям 14%
Е) не смог поступить в другое учебное заведение 6%
2. Часто ли вы говорите о колледже со своим ребёнком?
А) ежедневно 52%
Б) всегда, когда есть возможность 36%
В) зависит от желания ребёнка 24%
3. С какими трудностями столкнулся ваш ребёнок в колледже?
А) психологический фактор (трудности общения с преподавателями, трудности общения с одногруппниками, страх оценивания) 20%
Б) плохая успеваемость 10%
В) большая нагрузка 38%
Г) недостаточная для колледжа образовательная база ребёнка 10%
Д) трудностей пока нет 26%
4. Сложились ли у ребёнка взаимоотношения с преподавателями?
А) да, отношения доброжелательные 80%
Б) иногда случаются конфликты 14%
В) отношения с преподавателями сложные 6%
5. Как вы считаете, адаптировался ли ваш ребёнок к новым условиям обучения?
А) да, довольно быстро 84%
Б) нет, испытывает тревожность, дискомфорт 16%
6. Одинок ли ваш ребёнок в группе?
А) да, друзей пока не нашёл 8%
Б) нет, но друзей очень мало 16%
В) нет, общается со многими студентами в группе 76%
Результаты анкетирования преподавателей, работающих
в группах нового набора
Как относятся к учёбе студенты-первокурсники, с которыми вы работаете?
а) большинство учиться с интересом, желанием 35%
б) большинство относится к учёбе без интереса, с равнодушием 65%
На ваш взгляд, что мешает многим студентам учиться лучше?
а) низкие способности, трудно учиться 32%
б) лень, отсутствие контроля со стороны родителей 48%
в) отсутствие необходимых учебников, пособий 10%
г) нехватка времени 0%
г) низкий уровень мотивации 52%
Что, на ваш взгляд, больше всего стимулирует учебную работу студентов?
а) неудовлетворительные оценки 0%
б) тщательная проверка выполненных студентами работ с объяснением ошибок 35%
в) умение преподавателя излагать материал, объяснять 48%
г) качества преподавателя – общительность, открытость, отзывчивость 62%
д) качество преподавателя не имеют никакого значения 0%
е) стипендия 0%