СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов групп нового набора на примере дисциплин естественно-научного цикла.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал заседания МЦК.

Просмотр содержимого документа
«Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов групп нового набора на примере дисциплин естественно-научного цикла.»


Повестка педсовета

«Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов

групп нового набора»



Цель: Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов нового набора к учебной деятельности.







Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов

групп нового набора

В начале каждого учебного года рассматривается тема адаптации студентов-первокурсников к новым условиям обучения. Известно, что процесс адаптации - явление весьма сложное и многогранное. Наша служба каждый год изучает комфортность пребывания студентов в колледже, в группе; уровень мотивации, успешность обучения; а также особенности взаимоотношения студентов с преподавателями. На педагогических советах и семинарах классных руководителей, посвящённых этой теме, уже говорилось о проблемах личности студентов в период адаптации, о роли коллективной сплочённости в группе.

Значительная роль в успешности адаптации студента к условиям колледжа принадлежит педагогу, функция которого заключается не только в предоставлении студенту объема знаний по предмету, но и в оказании педагогической поддержки на пути освоения молодыми людьми новой социальной роли: роли студента. С этой целью преподавателям необходимо знать, с какими проблемами сталкиваются студенты и какая помощь им может быть оказана. Даже те студенты, кто успешно закончил общеобразовательную школу, не сразу обретают уверенность в своих силах на новом этапе. Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора, что в свою очередь может вызвать потерю интереса к учёбе, снижение успеваемости.

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Это возможно, если на уроках мы будем создавать ситуацию успеха для каждого студента-первокурсника. Это оказывает непосредственное влияние на развитие мотивации, т.к. закрепляется положительное отношение к предмету, возрастает интерес, появляется желание и на следующих уроках работать эффективно, добиваться позитивного результата, а также корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность.

В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Исследования показывают, что к психологическим факторам, замедляющим процесс адаптации студентов относятся:

1. отсутствие навыков самостоятельной учебной деятельности

(студенты не умеют применять правила, алгоритмы для выполнения заданий, не умеют перерабатывать учебный материал, работать с конспектами, книгами и т.д.)

2. слишком низкая мотивация (слабая заинтересованность в знаниях);

3. неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами, отсутствие стремления к успеху;

4. проблемы во взаимоотношениях с преподавателями (завышенные требования, страх оценивания)

5. отсутствие чувства сплочённости в группе.



Для выявления уровня адаптированности было проведено анкетирование, в котором приняли участие не только студенты, но и их родители, а также преподаватели, работающие в группах нового набора, т.к. в адаптационный период очень важна согласованность действий всех участников образовательного процесса.



Результаты анкетирования

Данные проведённого исследования помогут выявить проблемы, с которыми сталкиваются как студенты, так и преподаватели в период адаптации.

1. Первые впечатления от начала студенческой жизни

А) учусь с интересом, учёба нравится 74%

Б) хорошие впечатления от общественной жизни 42%


Мнение преподавателей:

Как относятся к учёбе студенты-первокурсники, с которыми вы работаете?

а) большинство учится с интересом, желанием 35%

б) большинство относится к учёбе без интереса, с равнодушием 65%

2. Важно, чтобы студенты, которые поступили в колледж руководствовались интересом к выбранной профессии (успеваемость). Мы поинтересовались, какие мотивы привели молодых людей в наше учебное заведение:

А) хотят получить престижную профессию – 55%;

Б) хотят самостоятельности - 23%;

В) боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после 11 класса, будут значительно хуже - 12%,

Г) не смогли поступить в другое учебное заведение – 5%;

Д) были неуспешны в школе - 4%.


Тот же вопрос мы задали родителям:

А) хотят получить престижную профессию – 75%;

Б) хотят самостоятельности - 5%;

В) боятся ЕГЭ и того, что их аттестаты после 11 класса, будут значительно хуже - 15%,

Г) не смогли поступить в другое учебное заведение – 5%;

Д) были неуспешны в школе – 0 %.


Наша общая задача – переориентировать студентов с низкой мотивацией обучения на будущую профессиональную деятельность.


На уровень адаптации большое влияние оказывает успеваемость.

3.Снизилась ли успеваемость студентов по отношению к успеваемости в школе?

А) да 16%

Б) нет 84%

Мнение родителей:

А) да 35%

Б) нет 65%


4. Причины устойчивости успеваемости:

А) учиться также легко, как и в школе 24 %

Б) прикладываю больше усилий 66 %

В) получаю помощь со стороны (родители, друзья, преподаватели) 10 %


5. Мнение студентов о причинах сложности обучения в колледже

А) психологический фактор (повышенный уровень тревожности во время оценивания) 32%

испытываю сложности в общении с преподавателями 11%

Б) недостаточная для этого колледжа моя образовательная база 10%

Г) большие нагрузки 12%

(невозможно выполнить всё, что требуется от студента)

Д) нехватка времени на подготовку к урокам 16%

Е) не вижу смысла в сохранении высокой успеваемости 0,4%


Мнение родителей:

А)психологический фактор (повышенный уровень тревожности во время оценивания) 35%

сложности в общении с преподавателями 20%

Б)недостаточная для этого колледжа образовательная база ребёнка 13%

Г) большие нагрузки 38%

Д) нехватка времени на подготовку к урокам 0 %

Е) трудностей пока нет 30 %


С какими трудностями сталкиваются преподаватели:

А) страх оценивания 6%

Б) отсутствие мотивации 52%

В) недостаточная для колледжа образовательная база 32%

Г) лень, отсутствие контроля со стороны родителей 48%

Д) нехватка времени на учёбу 0%


6.Чем привлекает студентов учебная деятельность?

А) Нравится получать хорошие оценки 28 %

Б) Интересно слушать объяснения преподавателей 35%

В) «Все учатся и я тоже» 4 %

Г) Заставляют родители 6 %

Д) Хочу получать стипендию 35 %

К сожалению, 45% студентов имеют ценностные ориентации, направленные на внеучебную деятельность.

Следующий вопрос преподавателям:


Что, на ваш взгляд, больше всего стимулирует учебную работу студентов?

а) неудовлетворительные оценки 0%

(если «2» не является стимулирующим фактором, то идёт обратное воздействие – отказ от изучения предмета, нужно искать др.средства воздействия)

б) тщательная проверка выполненных студентами работ с объяснением ошибок 35%

в) умение излагать материал, объяснять 48%

г) качества преподавателя–общительность, открытость, отзывчивость 62%

д) качество преподавателя не имеют никакого значения 0%

е) стипендия 0%

(1м1-4, 2м2-2, 1р3-4, 1п5-18, 1п8-17)


7. Какую помощь студенты хотели бы получить со стороны взрослых?

А) более полное, доступное объяснение материала преподавателями 41%

Б) не бояться отвечать учебный материал; 37%

В) научиться правильно планировать своё время; 18%

Г) научиться навыкам общения в группе 7%


Вопросы студентам, родителям (ожидания)

8. Как вы думаете, насколько успешно сдадите первую сессию в колледже?

Р.

А) Сдам всё на «отлично» и достаточно легко; 4% 1%

Б) Сдам всё на «отлично», но будет трудно; 3% 9%

В) Мои оценки будут положительными («4» и «5»); 37 % 51%

Г) Мои оценки в основном будут «удовлетворительными»; 46 % 37%

Д) Боюсь, что не всё удастся сдать с первого раза 10 % 2%


На адаптированность оказывают влияние не только сложившиеся взаимоотношения между студентами и преподавателями, но психологический климат в группе.


9. Комфортность пребывания в группе? Р.

А) В группе чувствую себя комфортно 66% 76%

Б) В группе друзья есть, но их мало 23% 16%

В) В группе чувствую себя дискомфортно 11% 8%


10. Как быстро студенты привыкли к новым условиям обучения?

А) с первых дней пребывания 56% 84%

Б) в течение нескольких недель 41% 10%

В) не привык, чувствую дискомфорт 3% 6%

По результатам обследования можно сделать вывод: успешно адаптировались к новым условиям обучения - 89% студентов.



Результат адаптированности студентов

1п5 – 92%

1п8 – 94%

1р3 – 95%

1м1 – 88%

1э1 – 89%

2м2 – 87%

2п6 – 94%



Таким образом, основными задачами в адаптационный период являются:



  1. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов (разъяснение специфики выбранной профессии, создание на уроках ситуации успеха), развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

  2. Организация сотрудничества с родителями по вопросам обучения и воспитания студентов с использованием различных форм взаимодействия (консультации, беседы, родительские собрания).

  3. Организация мероприятий на сплочение коллектива группы, поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

  4. Оказание помощи дезадаптированным студентам и их родителям по преодолению проблемных ситуаций в учебном процессе.



Проект решения педсовета


«Роль преподавателей колледжа в адаптации студентов

групп нового набора»


1. Продолжить работу по оказанию студентам педагогической поддержки на пути освоения новой социальной роли.


В течение года

Ответственные: кл.руководители (кураторы)

педагог-психолог

преподаватели


2. Провести презентацию работы кружков и клубов для студентов групп нового набора с целью привлечения к кружковой работе, исследовательской и научной деятельности.

руководители кружков и клубов


3. Организовать работу с родителями в адаптационный период по изучению личности студентов в рамках родительского всеобуча.

в течение Iсеместра

Ответственные: Зав.отделениями

кл.руководители (кураторы)

педагог-психолог

социальный педагог



4. Проводить ежегодно входной контроль уровня обученности поступивших в колледж студентов с корректировкой учебных планов.

сентябрь

Ответственные

председатели ЦМК блоков ЕН, ОГСН

Приложение


Сценка «Двойкониада»


Мы все трудимся да стараемся

Постигая науки мудрые

Только как угодить – не ведаем

нашим мудрым преподавателям


Преподаватель командует: «Двойки равняйсь, на 1-2 рассчитайсь!»

- двойка по метрологии?

- двойка по физике?

-двойка по экологии?

-двойка по инженерной графике?


Преподаватель: «Двойки, запевай»

«Двойки»:

а двоечка-то крылышками бяк-бяк-бяк-бяк

а за ней студентик-то прыг-прыг-прыг-прыг

он её голубушку – шмяк-шмяк-шмяк-шмяк

в тетради свои да и шмыг-шмыг-шмыг-шмыг


Преподаватель: «Двойки, направо» (уходят)

Результаты анкетирования адаптированности студентов

к новым условиям обучения

1. Первые впечатления от начала студенческой жизни

А) хорошие впечатления от учебного процесса; 74%

Б) хорошие впечатления от общественной жизни; 42%

В) очень высокие учебные требования 12 %


2. Снизилась ли ваша успеваемость по отношению к успеваемости в школе?

А) да 16%

Б) нет 84%


3. Причины устойчивости вашей успеваемости

А) учиться также легко, как и в школе 24 %

Б) прикладываю больше усилий 66 %

В) получаю помощь со стороны (родители, друзья, преподаватели) 10 %


4. Ваше мнение о причинах сложности обучения в колледже

А) психологический фактор (трудности в общении с преподавателями, студентами, повышенный уровень тревожности во время оценивания) 28%

Б) мне трудно здесь учиться 5%

В)недостаточная для этого колледжа моя образовательная база 10%

Г) большие нагрузки 18%

Д) нехватка времени на учёбу 16%

Е) не вижу смысла в сохранении высокой успеваемости 0,4%


5.Сколько времени вы тратите на подготовку к занятиям?

А) 1-2 часа 50%

Б) менее часа 41%

В) готовлюсь редко 9%


6. Какую помощь вы хотели бы получить со стороны взрослых? (возможны несколько вариантов)

А) научиться правильно организовывать свое время; 18%

Б) быть более уверенным в себе при ответе учебного материала; 37%

В) научиться навыкам общения в группе; 7%

Г) помощь со стороны преподавателей (более полное, доступное объяснение материала и т.д.) 41%


7. Как Вы думаете, насколько успешно сдадите первую сессию в колледже:

а. Сдам всё на «отлично» и достаточно легко; 4%

б. Сдам всё на «отлично», но будет трудно; 3%

в. Мои оценки будут положительными («4» и «5»); 37 %

г. Мои оценки в основном будут «удовлетворительными»; 46 %

д. Боюсь, что не всё удастся сдать с первого раза; 10 %


8. Как быстро вы привыкли к новым условиям обучения?

А) с первых дней пребывания 56%

Б) в течение нескольких недель 41%

В) не привык, чувствую дискомфорт 3%


9. Основная мотивация вашего обучения в колледже?

А) Нравиться получать хорошие оценки 48 %

Б) Все учатся и я тоже 4 %

В) Заставляют родители 6 %

Г) Хочу получать стипендию 32 %


10. Есть ли у вас друзья в группе?

А) Да, со многими нахожу общий язык 66%

Б) Друзья есть, но их мало 23%

В) Друзей пока не нашёл 11%


Результаты анкетирования родителей первокурсников


1. Почему ваш ребёнок выбрал обучение в ККЭТ?

А) по совету родителей 32%

Б) по совету друзей 16%

В) «за компанию» 4%

Г) самостоятельно принял решение 36%

Д) выбрал обучение по своим способностям 14%

Е) не смог поступить в другое учебное заведение 6%


2. Часто ли вы говорите о колледже со своим ребёнком?

А) ежедневно 52%

Б) всегда, когда есть возможность 36%

В) зависит от желания ребёнка 24%


3. С какими трудностями столкнулся ваш ребёнок в колледже?

А) психологический фактор (трудности общения с преподавателями, трудности общения с одногруппниками, страх оценивания) 20%

Б) плохая успеваемость 10%

В) большая нагрузка 38%

Г) недостаточная для колледжа образовательная база ребёнка 10%

Д) трудностей пока нет 26%


4. Сложились ли у ребёнка взаимоотношения с преподавателями?

А) да, отношения доброжелательные 80%

Б) иногда случаются конфликты 14%

В) отношения с преподавателями сложные 6%


5. Как вы считаете, адаптировался ли ваш ребёнок к новым условиям обучения?

А) да, довольно быстро 84%

Б) нет, испытывает тревожность, дискомфорт 16%


6. Одинок ли ваш ребёнок в группе?

А) да, друзей пока не нашёл 8%

Б) нет, но друзей очень мало 16%

В) нет, общается со многими студентами в группе 76%


Результаты анкетирования преподавателей, работающих

в группах нового набора


  1. Как относятся к учёбе студенты-первокурсники, с которыми вы работаете?

а) большинство учиться с интересом, желанием 35%

б) большинство относится к учёбе без интереса, с равнодушием 65%


  1. На ваш взгляд, что мешает многим студентам учиться лучше?

а) низкие способности, трудно учиться 32%

б) лень, отсутствие контроля со стороны родителей 48%

в) отсутствие необходимых учебников, пособий 10%

г) нехватка времени 0%

г) низкий уровень мотивации 52%


  1. Что, на ваш взгляд, больше всего стимулирует учебную работу студентов?

а) неудовлетворительные оценки 0%

б) тщательная проверка выполненных студентами работ с объяснением ошибок 35%

в) умение преподавателя излагать материал, объяснять 48%

г) качества преподавателя – общительность, открытость, отзывчивость 62%

д) качество преподавателя не имеют никакого значения 0%

е) стипендия 0%



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!