СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль поэзии в творчестве Г.В.Свиридова" методическая разработка открытого урока для учащихся 8 класса ДМШ и ДШИ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичекая разаработка открытого урока на тему "Роль поэзии в творчестве Г.В.Свиридова" для учащихся 8 класса ДПОП ДМШ и ДШИ. Разработка включает проверочные тесты и задания на проверку усвоения материала.

Просмотр содержимого документа
«"Роль поэзии в творчестве Г.В.Свиридова" методическая разработка открытого урока для учащихся 8 класса ДМШ и ДШИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДМШ им. Глинки М.И.














«Роль поэзии в творчестве Г.В.Свиридова»

Методическая разработка урока

по музыкальной литературе

для 8 класса ДПОП



Составитель: преподаватель теоретических дисциплин

Климова Сюзанна Николаевна














г. Калининград

2024 год

ПЛАН УРОКА


  1. Историческое значение творчества Г.В.Свиридова, как последнего классика русской музыки.

  2. Творческий путь композитора (домашнее задание - опрос учащихся).

  3. Роль поэзии в творчестве Г.В.Свиридова.

а) Г.В.Свиридов и С.Есенин:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ..

  • «Поэма памяти С.Есенина» 1часть. «Край ты мой заброшенный

5 часть»Ночь под Ивана Купала»

10 часть «Небо как колокол».

б) Г.В.Свиридов и А.С.Пушкин

  • Музыкальные иллюстрации к повести А.C.Пушкина «Метель». «Тройка», «Романс».

  • «Пушкинский венок» концерт для хора

1 часть. «Зимнее утро»

10 часть «Стрекотунья, белобока»

  1. Закрепление нового материала: тест.

  2. Домашнее задание. Прочитать стр.209-216 (учебник О.И.Аверьянова «Отечественная музыкальная литература»). Выписать и запомнить основные сочинения Г.В.Свиридова.






«Музыка предназначена для

духовного совершенства человека»

(Г.В.Свиридов)


I. Г.В.Свиридов (1915-1998) крупнейший композитор XX века. В литературе музыковеды часто называют Свиридова последним представителем русской классической музыки. Его многое роднит с композиторами XIX века М.И. Глинкой, А.С. Даргомыжским М.П.Мусоргским. Это не только общие темы – Родины, истории России, но и предпочтение к жанрам, связанным со словом (песня, романс). Интонационное родство музыки Свиридова и других классиков с речью, со словом – именно в них он находил неисчерпаемое интонационное и смысловое богатство.

Г.В.Свиридов в своём творчестве всегда отдаёт предпочтение вокальным жанрам, связанным со словом – причём поэтическим словом. Поэтому естественно поэзия в его музыке играет огромную роль: песни, романсы, кантаты, оратории, хоровые произведения на стихи Бернса, Блока, Гоголя, Есенина, Маяковского, Некрасова, Пушкина, Твардовского, Хлебникова, Беранже, Шекспира..... Композитор писал музыку на народные тексты и тексты церковных молитв.

Г.В.Свиридов писал: - «Русская музыка всегда теснейшим образом была связана со словом, - всегда тяготела к песенности… Именно песенная музыка самым тесным образом связана с человеческой речью. В этом виде творчества кристаллизуется то, что можно назвать интонационным языком эпохи. А ведь первейшая задача композитора как раз и заключается в том, чтобы неустанно искать музыкальную речь своего времени. Так было во времена Даргомыжского и Мусоргского, так обстоит дело и сейчас. Музыка нуждается в поэзии, но и поэзия нуждается в музыке».

Свиридов не прибегает к ультрасовременным техническим экспериментам, ставшим в XX веке знамением времени, а работает с простыми, архаичными структурами музыкального языка, в самых простых бытовых жанрах песни и романса, сохраняя все признаки последних.

  • Романс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».


II. Творческий путь Г.В.Свиридова. Рассказ учащихся (опрос домашнего задания).

Основные сочинения Г.В.Свиридова:

Для голоса, хора и оркестра: «Поэма памяти С.Есенина»,

«Патетическая оратория»,

«Курские песни»;

кантаты: «Деревянная Русь», «Снег идёт», «Весенняя кантата»…

Для хора а капелла: концерт памяти А.А.Юрлова,

3 хора к драме А.К.Толстого «Царь Фёдор Иоаннович»,

«Пушкинский венок»,

«Песнопения и молитвы» и другие произведения…

Вокальные циклы, поэмы, песни для голоса и фортепиано на слова Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Бернса, Шекспира и других поэтов.

Камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

Музыка к драматическим спектаклям, кинофильмам.


III. Роль поэзии в творчестве Г.В.Свиридова.

Перечисляя основные сочинения Г.В.Свиридова, мы можем убедиться, что он отдаёт предпочтение жанрам связанным со словом, обращается к огромному кругу поэтов - и в связи с этим складывается целая музыкальная «антология» русской и мировой поэзии.

В центре творчества композитора – образ Поэта, чья жизнь и судьба неразрывно связаны с судьбой Родины, с её историей, народом. Эта тема всегда была характерна для русской литературы. Но в музыке до Свиридова, никто не раскрывал её с такой глубиной, с таким постижением внутреннего мира поэта.

Композитор становится соавтором поэта, их мысли сливаются в единую музыкально-поэтическую мысль, а темами становятся жизнь отечества, города, деревни, родная природа, мирный созидательный труд и грозная разрушительная сила революции, прошлое и будущее России и место человека в этом будущем. О Г.В.Свиридове часто говорили, что он обладает «абсолютным поэтическим слухом».

а) Г.В.Свиридов и С.Есенин

Любимый поэт Г.В.Свиридова – С.Есенин: из двухсот с небольшим песен, более 50-ти написано на стихи Есенина. Именно Свиридов впервые ввёл в музыку поэзию Есенина, как поэта огромной глубины и масштаба – не только автора лирических откровений, но и философа. На стихи Есенина были написаны сольные и хоровые произведения, среди них «Поэма памяти С.Есенина», кантаты «Деревянная Русь», «Светлый гость», вокальный цикл «У меня отец крестьянин», поэма «Отчалившая Русь» и другие.

Поэма «Памяти С.Есенина»

В 1955 году Г.В.Свиридов создаёт одно из лучших своих сочинений: поэму «Памяти С.Есенина». В этом произведении композитор по его словам, хотел «воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ему страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта, дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки…». Так композитор определил суть своего творческого замысла и своё отношение к одному из лучших поэтов России. Эпиграфом к «поэме» Г.В.Свиридов взял слова Есенина: «Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Сочинение написано для хора, солиста – тенора и оркестра.

Образ поэта предстаёт у Свиридова сложным, глубоким и трагичным. Революция разрушила вековой уклад крестьянской жизни. Поэт сознаёт неизбежность перемен, неизбежность вторжения в патриархальный мир деревни, но лично для него места в новой жизни нет. «Я последний поэт деревни», - горестно размышляет он. Поэт остаётся в одиночестве. Гибель прежнего уклада означает для него гибель Родины.

Г.В.Свиридов очень точно передаёт образный строй стихов Есенина, всё разнообразие настроений и их оттенков, которые характеризуют богатство души национального русского характера. Здесь и щемящая тоска, грусть одиночества, неудовлетворенность жизнью, любовь к природе, будь то вьюга, зимняя метель или летний полдень, на фоне которого возникает картина крестьянской страды, сбора урожая, или поэтическая картина летней ночи или магическая сцена языческого обряда…

Возникает не только образ поэта, но и образ народа, среди которого он вырос, и которому посвятил свои лучшие песни.

Русской песенностью пронизана вся поэзия Есенина. Эта песенность не только в особой мелодичности стихов, в их певучести – весь образный мир поэта кажется пронизанным звуками тальянки, жалейки, рожка… В его стихах звучат песни косаря, гусляра, пастуха, пение птиц, шум ветра, леса, даже времена года поют у него «Поёт зима, аукает».

И чтобы не делали герои Есенина – водят ли хороводы, провожают ли рекрутов, -всюду звучит песня. Стихи поэта наполнены образами и крестьянскими, и городскими, порой слободскими… Всё это нашло отражение в музыке Г.В.Свиридова.

Поэма состоит из 10 частей, в которых использованы стихи Есенина разных лет:

  1. «Край ты мой заброшенный»

  2. «Поёт зима аукает»

  3. «В том краю»

  4. «Молотьба»

  5. «Ночь под Ивана Купала»

  6. «Ночь под Ивана Купала»

  7. «1919 …»

  8. «Крестьянские ребята»

  9. «Я последний поэт деревни»

  10. «Небо – как колокол».

Наиболее полно в «Поэме памяти С.Есенина» проявилась нерасторжимая связь двух начал – сугубо личного, субъективного, и объективного; им соответствует сольная партия и хоры.

1 часть «Край ты мой заброшенный» - картина русской природы, бескрайних полей, с небольшой деревенькой на горизонте с покосившимися избами. Катина бедного, но до боли любимого родного края. Как и поэт, композитор выступает здесь не столько как пейзажист, а как лирик. Задумчивая печальная мелодия солиста написана в стиле народных протяжных песен – плачей, она строго диатонична, развивается нисходящей последовательностью от квинты к тонике.

Красочный аккомпанемент – оркестр и басовые голоса хора – застывающие диатонические квинты. Всё звучит монотонно, как удары колокола. Всё время повторяющийся секундный мотив (малая секунда) – создаёт ощущение раскачиваемого колокола. Необычен подбор инструментов в оркестре – челеста…

  • Слушаем: 1 часть «Край ты мой заброшенный» (фрагмент).

5 часть «Ночь под Ивана Купала» -картина природы сказочно-зачарованной. Г.В.Свиридов «рисует» древний обряд перехода от весны к лету. Необычно звучит оркестр изображая картину ночи, полную таинственных шорохов и шелеста листвы. На этом фоне звучит чуть слышно квартовая, а затем квинтовая попевка в высоких женских голосах. Постепенно картина меняется и начинают включаться хороводные песни: «Ой, да у наших у ворот». Симфонический оркестр имитирует русские народные инструменты. В партитуру введён деревянный брусок. Фактура многоголосная, в её основе так же как и в попевках звучат кварто-квинтовые интонации.

  • Слушаем: 5 часть «Ночь под Ивана Купала» (фрагмент).

10 часть «Небо - как колокол» звучит как торжественный эпилог, утверждающий веру в жизнь, во вселенское братство людей. Тема хора «Небо – как колокол» основана на небольшой попевке – она проста и в то же время могуча. В оркестре воссозданы картины звонов. В партитуру включены настоящие колокола. Этот колокольный звон создаётся звучанием всего оркестра, фортепиано, колоколов. На его фоне скандирует хор. Возникает образ грандиозного «космического» масштаба. Он приобретает особое значение в «Поэме памяти С.Есенина»: ведь колокола являются одним из национальных символов России.

  • Слушаем: 10 часть «Небо - как колокол» (фрагмент).

б) Г.В.Свиридов и А.С.Пушкин

На протяжении почти всей творческой жизни композитор обращался к поэзии А.С.Пушкина. Цельность, гармоничность музы Пушкина, его гениальный пророческий дар, преклонение перед красотой, упоение радостью жизни – всё это близко Свиридову.

С поэзией А.С.Пушкина был связан первый творческий опыт и творческий успех в студенческие годы.

Позднее, в пятидесятые годы, Г.В.Свиридов работал над ораторией «Декабристы», где использовал текст знаменитого стихотворения «Во глубине сибирских руд».

Спустя 20 лет появляется самое известное его произведение - «Музыкальные иллюстрации» к повести А.С.Пушкина «Метель», в которых композитор использовал сочинённую им ранее музыку к одноименному кинофильму.

Эпиграфом к пушкинской «Метели» послужили строки В.А.Жуковского:

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий...

Вот в сторонке божий храм

Виден одинокий.

......................................

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Чёрный вран, свистя крылом,

Вьётся над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы...

... Под неумолчный перезвон бубенцов стремительно несётся русская тройка, открывая и завершая сюиту.

  • Слушаем: «На тройке»

Одна за другой возникают бытовые сценки – поэтический Вальс, блестящий военный марш. А в центре этой оркестровой сюиты – знаменитый Романс:

  • Слушаем: «Романс»

Музыка звучит просто, с особой, проникающей в самые глубины человеческого сердца искренностью. Воистину гениальная простота! Именно о такой простоте говорил Свиридов: - «Простота ценна, как озарение».

«Пушкинский венок» хоровой концерт (1979 год).

Вся пушкинская философия жизни воплотилась в этом произведении, весь жизненный и творческий опыт композитора.

В этом сочинении Г.В.Свиридов очень ярко возрождает многовековые традиции русской хоровой культуры, которые идут ещё от таких известных русских композиторов, как Бортнянского и Березовского.

В хоровом концерте 10 частей. Послушаем фрагменты из 1 части «Зимнее утро» и 10 части «Стрекотунья, белобока».

(Перед прослушиванием даётся задание: - «Послушайте и докажите, что здесь,в хоровом концерте как и во многих других хоровых произведениях действуют два принципа развития - контраст и единство».



Приложение

Краткое содержание повести Белкина «Метель».

А.С.Пушкин.

В 1811 году в поместье своём проживал со своей женой и красавицей дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен и многие соседи этим пользовались, а некоторые приезжали из-за Маши. Марья была влюблена в бедного армейского прапорщика, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые люди решили обвенчаться, но родители Маши были против. Тогда Владимир, в которого была влюблена Маша разработал план: Мария должна бежать и ночью они должны обвенчаться в соседней деревне Жадрино.

В назначенный для побега вечер Мария Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад, где на дороге её дожидался кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.

Сам же Владимир весь день провёл в хлопотах и приготовлениях, уговорил священника обвенчать их, нашёл свидетелей. Уладив всё он отправился в Жадрино, но едва выехал за околицу, как поднялась метель, из-за которой он сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он Жадрино и нашёл церковь запертой.

А Марья Гавриловна утром как ни в чём не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей ничего не смогла отвечать – ей стало дурно, началась горячка, в бреду он а повторяла имя Владимира. С горя, лишь бы дочь выздоровела, родители решили отдать её замуж, Владимиру было отправлено письмо, на что пришёл ответ, в котором он писал, что его ноги не будет в их доме и просил забыть его. А через несколько дней уехал в армию. Происходило это в 1812 году. Спустя время пришли вести о том, что Владимир был ранен под Бородином, и впоследствии скончался от ран в Москве.

«Между тем, война со славою была окончена». Полки возвращались домой. В имении Марьи Гавриловны (отец скончался - имение перешло к Маше) появился раненный гусарский полковник Бурмин. Он приехал в отпуск в своё поместье, которое было по- соседству с Машиным. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу. Но что-то удерживало его от решительного шага.

Однажды Бурмин объявил Маше, что любит её, но жениться на ней не может, так как уже женат, но не знает, но не знает кто его жена, где она и жива ли. И рассказал удивительную историю, как в начале 1812 года ехал из отпуска в полк, во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонёк, отправился к нему и наехал на открывшуюся церковь, около которой стояли люди. Они вели себя так, как буд-то его ждали. Они ввели его в церковь, где его ждала молодая барышня, с которой его и обвенчали. Им двигалот непростительное легкомыслие. Когда обряд закончился, молодым предложили поцеловаться, девушка взглянув на Бурмина, с криком «не он» упала без памяти. И вот, теперь, он не знает что с его женой, кто тона и жива ли?

«Боже мой, Боже мой! - сказала Марья Гавриловна, схватив его за руку, - так это вы были! И вы не узнаёте меня? - Бурмин побледнел и бросился к её ногам...»











ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ



  1. Ведущие жанры в творчестве композитора_______________

_____________________________________________________

  1. К каким поэтам в своём творчестве наиболее часто обращался композитор?________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. На стихи какого автора было написано первое вокальное сочинение Г.В.Свиридова (цикл из шести романсов)?___________________________________________

  2. Какое сочинение Г.В.Свиридова на стихи Сергея Есенина вы слушали на уроке? _____________________________________

  3. Какие произведения возникли в творчестве Г.В.Свиридова под впечатлением поэзии А.С.Пушкина?__________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Назовите жанр музыки Г.В.Свиридова, написанной по повести Белкина «Метель» А.С.Пушкина_________________

_____________________________________________________

  1. Дополните список наиболее известных сочинений Г.В.Свиридова: песни на стихи Бернса, «Петербургские песни на стихи Блока», «Курские песни на народные стихи»,

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Музыка какого сочинения Г.В.Свиридова понравилась вам более всего и почему?__________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!