СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль подвижных игр в физическом воспитании детей с задержкой психического развития

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль подвижных игр в физическом воспитании детей с задержкой психического развития»

Воронцова Ольга Викторовна

г. Муравленко

МБОУ «Школа № 5»

Роль подвижных игр в физическом воспитании детей с задержкой психического развития

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно психическими нагрузками, социальными стрессами, отсутствием четких нравственных ориентиров формируют ту обстановку, в контексте которой необходимо решать проблему здоровья детей в системе школьного образования. Состояние здоровья учащихся явно неблагополучно. Ранимая и не устойчивая психика детей оказывается перегруженной, что проявляется либо в агрессивности их поведения, либо в апатии и равнодушии к жизни.

Методы коррекции (преимущественно командно-административные), применявшиеся на протяжении длительного периода времени, уже устарели. Новые отношения учитель-ученик, основанные на взаимном доверии, уважении, понимании - требуют разработки новых методов и методик. Наиболее популярными сегодня являются комплексы физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Играя в них, дети закрепляют полученные знания о спортивных снарядах и инвентаре, основных линиях спортзала - игра способствует развитию познавательных способностей, расширению кругозора школьников, дает хорошую базовую физическую подготовку ее участникам. Кроме того, игры по упрощенным правилам, комплексы упражнений, спартакиады способствуют вовлечению родителей в процесс воспитания и обучения младших школьников, укреплению взаимного уважения, любви, заботы друг о друге, особенно если младшие школьники с задержкой психического развития.

Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь затем постепенно завоевало права гражданства в физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках ещё и специальной категории физические качества» вызвана запросами практики, в частности различием в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении (о положение тела, направлении и амплитуде движения, его ритме и т.п.). Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметров он может давать лишь такие указания, как «сильнее-слабее», «быстрее-медленнее» и т.п.

Итак, в общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности. Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, что детям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё не могут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточной силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходит активное развитие двигательных качеств.

30

По данным З. И. Кузнецовой, проведено много исследований по изучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости и других двигательных возможностей детей. В лаборатории физического воспитания НИИ физиологии детей и подростков накоплены многочисленные данные, специальный анализ которых показал, что: развитие различных двигательных качеств происходит разновременно(гетерохронно); величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды и неодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительными величинами, если сравнивать прироста разных двигательных способностей; у большинства младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможет быстро реагировать, на внезапный сигнал в игровой обстановке и т.д.

В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами, которые решаются во время игры, с анатомо - физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет широкий вековой диапазон: они доступные детям разных вековых групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному веку предопределяется степенью ее доступности.

Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходных и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученных раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическую подготовленность. При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложному. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.).

Игры, которые состоят из меньшего количества элементов, и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием у колонны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке - игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Целесообразны игры с быстрыми движениями, прыжками, подлезанием и перелезанием. В связи с ростом физических возможностей допустимы игры с кратковременными силовыми напряжениями («Петушиный бой»), В них силовые напряжения кратковременны, а руководитель имеет возможность следить за правильными приемами сопротивления, поскольку в состязании одновременно участвуют только двое.

31

Для развития быстроты и выносливости используются игры, в которых дети все время находятся в движении («Перебежка с выручкой», «Погоня»), Такие игры проводятся не более 15 мин, чтобы не переутомить играющих. В командных играх в 3-4-х классах можно дифференцировать роли («Перестрелка»), во время лыжной подготовки можно включать игры на лыжах. Дети этого возраста начинают проявлять интерес к спорту, к спортивным играм, поэтому во многие подвижные игры целесообразно включать элементы, подготавливающие детей к занятиям различными видами спорта.

Таким образом, предметная среда, соответствующая потребит развития ребенка, выстраивается при соблюдении следующих принципов:

- принцип здоровьесбережения (правильное освещение, возможность активного движения по группе, безопасность среды, наличие спортивных уголков, наличие ковриков для профилактики плоскостопия и массажа стоп, использование сертифицированных материалов в отделке помещений др.);

- принцип развивающей среды (наполнение соответствующим возрасту дидактическим содержанием, наличие различного материала дня самостоятельного творчества детей, наличие уголков опытно-экпериментальной деятельности, сенсорных зон);

- коррекционно-развивающий принцип (близость кабинета учителя-дефектолога к группе, что дает возможность постоянного присутствия специалиста в группе, выделения специально оборудованной учебной зоны, проведения одновременно двух подгрупповых занятий, индивидуальных занятий в течение всего дня); принцип активности (создание условий для оптимальной самостоятельной двигательной активности и творчества);

- принцип стабильности и динамичности (возможность менять окружающую среду самими детьми, возможность перепланировки пространства, гибкое зонирование);

- принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка (наличие игровых и тематических уголков, уголков уединения и релаксации, эстетическое решение пространства); принцип открытости и закрытости (расширение познавательного материала, уголков природы, возможность детей разных групп контактировать в свободное время, возможность посещения родителями занятий, прогулок и др.);

- принцип учёта половых различий (гендерный подход): организация кружков и игровых зон для девочек и мальчиков и др.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!