СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль пейзажных зарисовок в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья подготовлена учащимся 10-б класса Балаевым Алексеем для участия в V областной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России, прошедшей 19.04.2017 г. в Колледже педагогики и искусства г. Егорьевска

Просмотр содержимого документа
«Роль пейзажных зарисовок в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"»


"Роль пейзажей в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"


Балаев Алексей,

МОУ СОШ №3 с УИОП

г. Егорьевска


В произведениях художественной литературы картины природы обычно не составляют главного содержания, однако имеют большое идейно-художественное значение. Пейзаж создает фон, на котором развертывается действие и протекает жизнь человека, способствует более глубокому изображению отдельных характеров, усиливает эмоциональное звучание произведения и углубляет его идейное содержание.
Велико воспитательное значение пейзажей. Они прививают любовь к родине, развивают способность к глубокому восприятию природы, воспитывают бережное к ней отношение, побуждают к активной ее охране, развивают эстетическое чувство человека. 2017 год по Указу Президента объявлен в России Годом экологии. Поэтому при анализе литературных произведений сейчас необходимо уделять большое внимание картинам природы.
В тех случаях, когда пейзаж не составляет основного содержания, прослеживается композиционное отношение картин природы к целому произведению. Это приучает к более внимательному чтению. Автор как бы готовит своих читателей к предстоящим событиям. Вспомним хотя бы унылый пейзаж Марьино, который предстал перед возвращающимся с учебы на летние каникулы Аркадием Кирсановым, героем романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Сердце сжалось у молодого человека от повсеместного запустения. И этот внимательный и критичный взгляд на окружающий мир о многом нам поведал и приблизил героя к читателю.

В большинстве же случаев описание природы играет значительную идейную роль в книге. Так пейзажи повести Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» помогают раскрыть всю глубину авторского замысла.

«Очарованный стpaнник» - произведение, непростое в жанровом отношении. Это повесть, объединяющая в себе черты дpeвнeрусского жития (жизнеописания святых), былины, а также черты приключенческого романа и романа путешествии.

Русские просторы средней полосы, южные дали, кони, степи, травы, ветры, колокольный звон, церкви да избушки и бесконечная, беспредельная дорога. Во всем дух красоты, дух очарования, поэзии, ведь поэзия — это глубокое, внутреннее очарование души.

Основа сюжета повести-хроники «Очарованный странник» — жизненный путь главного героя Ивана Северьяныча Флягина, где путешествие по дорогам России оборачивается духовным странствием. Описания начала этого странствия, следовательно, очень важны.

Уже во второй части произведения находим ключевой эпизод, в котором пейзаж несет значимую смысловую нагрузку. Наш герой, рассказывая слушателям про свои способности форейтора, приводит один эпизод из жизни: «Вот этак мы раз и едем с графом в гости. Погода летняя, прекрасная, и граф сидят с собакою в открытой коляске, батюшка четверней правит, а я впереди задуваю, а дорога тут с большака свертывает, и идет особый поворот верст на пятнадцать к монастырю, который называется П... пустынь. Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним ездить было: преестественно, там; на казенной дороге, нечисть и ракиты, одни корявые прутья торчат; а у монахов к пустыни дорожка в чистоте, разметена вся, и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень и дух, а вдаль полевой вид обширный»...

Описание дороги к пустыни — первый пейзаж повести. Именно на этой дороге Флягин «засекает» монаха, который является ему впоследствии, чтобы рассказать об обещании матери (Иван Северьяныч — «моленный сын» и «сын обещанный», то есть обещанный богу) и предсказать жизненный путь. Этот невольный грех, а также пренебрежение к обещанию матери и предсказанию монаха обусловливает все последующие мытарства Флягина.

Второй пейзаж - описание дороги в Воронеж к «новоявленным мощам», куда Голован (так звали Ивана за большую голову) повез барина с его маленькой графинькой косолапенькой на исцеление. Это скорее элемент описания: «гора здесь прекрутая-крутищая, и сбоку обрыв, в котором тогда невесть что народу погибло». С этого обрыва в «страшную пропасть» падает герой повести в соответствии с предсказанием монаха: «...будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы».

Оба описания чрезвычайно емки в смысловом плане: подчищенная монахами, заманчивая для едущих в пустынь дорога, по которой движется Флягин до совершения греха, «прекрутая-крутищая» после его совершения гора, на которую не удается подняться. Вся жизнь героя повести будет дорогой, и в конце концов он поднимется к вершинам духовности, куда и ведет его автор.

Следующий ключевой эпизод рассказывает о видении, которое посещает Флягина в начале его странствия по чужим краям, когда вскоре после бегства из дома он оказывается на берегу черноморского лимана. В образах видения воплощается структурообразующее для сознания Флягина изначально свойственное каждому народу противопоставление «своего» и «чужого». Видение — своего рода сгусток исторического опыта нации, воплотившийся в сознании Ивана Северьяныча в образах природы, фольклора, религиозных символах. Чужой, враждебной и неправедной степи противостоит в видении Флягина белый монастырь. Основу видения составляет пейзаж: «Как усну, а лиман рокочет, а со степи теплый ветер на меня несет... вижу какие-то степи, коней... Встрепенешься... оглянешься кругом: тоска... Ух, как скучно! пустынь, солнце да лиман, и опять заснешь... степь, люди такие дикие, сарацины, как вот бывает при сказках в Еруслане и в Бове Королевиче; в больших шапках лохматых и со стрелами, на страшных диких конях. И с этим, что вижу, послышались мне и гогот, и ржанье, и дикий смех, а потом вдруг вихорь... взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звонит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь по вершине показывается, а по стенам крылатые ангелы с золотыми копьями ходят, вокруг море, и как который ангел по щиту копьем ударит, так сейчас вокруг всего монастыря море всколышется и заплещет, а из бездны страшные голоса вопиют: «Свят!» 

Степной пейзаж воспринимается им как воплощение чужого и враждебного после веков борьбы христианской Руси с поработившими ее монголо-татарами. На принадлежность «диких сарацин» к последним указывает в видении Флягина упоминание о вихре. Это природное явление «в народной метеорологии... осмысливается только как злое, враждебное начало, связанное... с нечистой силой».

В противоположность степи и сарацинам — бесовскому наваждению, белый монастырь — это цитадель вечности, охраняемая ангелами и ассоциирующаяся в сознании героя с небесным началом, а сарацины и степь — с земным и приземленным. Это своеобразная топография видения, в котором белый монастырь находится на горе, а степь и сарацины внизу, там, где «бездна» и где «вопият» «страшные голоса».

Всю свою жизнь русский человек Иван Северьянович искал постижения «красоты совершенной». Он находил ее то в лошадях, то в женщинах и, наконец, в образе своей великой Родины, за которую он в конце пути «ополчался» воевать. Неодолимо привлекает в этом кротком и удивительном человеке то, как ощущает он прекрасное, как очарован он красотой мира. Действительно, где только не побывал Иван Северьяныч Флягин! И в орловских поместьях, и в Пензе, и на ее пригородных восточных ярмарках, и в степях Заволжья, и на астраханских солончаках, и в Макарьеве под Нижним Новгородом, и на южном лимане, и на Кавказе, и в Петербурге, и на Ладоге.

Повесть Н. С. Лескова не только о героическом, но и о прекрасном. Ведь чтобы быть готовым мужественно отстаивать свое Отечество, надо уметь видеть и ценить его красоту. А Флягину это дано в высшей мере. Ивана Северьяныча, артиста и художника в душе, прежде всего покоряет природа. Вот как он рассказывает о курской ночи: «По небу звезды как лампады навешаны, а понизу темнота такая густая, что словно в ней кто-то тебя шарит и трогает». Восхищается Флягин и всякой живностью, встречаемой им. Таково его увлечение голубями. Какие нежные слова находит он для них: «Голубь был глинистого пера, а голубочка беленькая, и такая красноногенькая, прехорошенькая!»

Пейзаж также помогает почувствовать особенности восприятия мира персонажем. Рассказ героя о жизни в степи передает eгo эмоциональное состояние, тоску по родным местам: «Нет-с домой хочется... тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам... Знойный вид, жестокий; простор - краю нет; травы буйство; ковыль белый, пушистый, как серебряное море, волнуется, и по ветерку запах несет: овцой пахнет, а солнце обливает, жжет, и степи, словно жизни тягостной, нигде конца не предвидится, и тут глубине тоски дна нет... Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

Читаешь «Очарованного странника» и кажется, что это твое, это в нас: и греховность, и праведность, и кони, и степи, и церквушки, и песни, и дороги. А потому этот лесковский сказ просто возвращает нас к самим себе, к родному языку, к красоте природы, превращая в «очарованных странников», для которых закон — порыв, судья — душа, а все богатство — степи, да кони, да колокольный звон.

Эта книга хранит в себе суть и загадку русской души. Вот она, легенда, народная сказка, правдивое и волшебное сказание о нашей земле; задушевная русская песня, которая, может быть, покажется слишком непонятной другому народу, но которая звучит для русского человека волшебной музыкой раздолья, острой боли и и великой любви к Богу и красоте. А потому пейзаж в повести, как ни умаляй его значение, играет центральную смыслообразующую роль.

Литература

1. Биографии авторов цитат и афоризмов.

2. А. Волынский “Н.С. Лесков”;

3. В. Ю. Троицкий “Писатель Земли Русской”, “Лесков – художник”;

4. Л. Крупчанов “Жажда света”;

5. Г. Гунн “Очарованная Русь Николая Лескова”.

6. Б. Дыханова “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” Н. С. Лескова”.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!