СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства»

Роль педагогической деятельности К.Д. Ушинского в становлении педагогической этики

Роль педагогической деятельности К.Д. Ушинского в становлении педагогической этики

Интерес к личности и трудам Ушинского не случаен. Исключительное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К.Д. Ушинского. Много высоких мыслей и душевных сил посвятил благородной миссии учителя К.Д. Ушинский (1824—1871). Ушинский писал о величии и благородстве профессии учителя, его огромном значении в общественном развитии и большой ответственности за свою работу. Он имел на это право, ибо сам был не только выдающимся, всесторонне и широко эрудированным теоретиком, но и устремленным в постоянный поиск учителей и детей.
  • Интерес к личности и трудам Ушинского не случаен. Исключительное значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К.Д. Ушинского.
  • Много высоких мыслей и душевных сил посвятил благородной миссии учителя К.Д. Ушинский (1824—1871). Ушинский писал о величии и благородстве профессии учителя, его огромном значении в общественном развитии и большой ответственности за свою работу. Он имел на это право, ибо сам был не только выдающимся, всесторонне и широко эрудированным теоретиком, но и устремленным в постоянный поиск учителей и детей.
Характеризуя деятельность учителя, он придает большое значение развитию профессионально-этических качеств учителя: справедливости, ответственности, педагогического такта, наблюдательности, трудолюбия, доброжелательности, гуманности, чувства собственного достоинства. С этой целью он подробно разработал план подготовки будущих учителей для начальных школ. Среди различных сторон воспитания он главное место отводил нравственности. Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке добропорядочность, патриотизм, честность, дисциплинированность, чувство долга, скромность, любовь к труду.
  • Характеризуя деятельность учителя, он придает большое значение развитию профессионально-этических качеств учителя: справедливости, ответственности, педагогического такта, наблюдательности, трудолюбия, доброжелательности, гуманности, чувства собственного достоинства. С этой целью он подробно разработал план подготовки будущих учителей для начальных школ.
  • Среди различных сторон воспитания он главное место отводил нравственности. Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке добропорядочность, патриотизм, честность, дисциплинированность, чувство долга, скромность, любовь к труду.
Главное место в системе нравственного воспитания занимает любовь к Родине. Ушинский писал: «Любовь к Родине — это наиболее сильное чувство человека, которые при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Собр. соч. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 108). Он подчеркивал исключительное значение труда в нравственном воспитании человека. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду», — утверждал Ушинский (1950).
  • Главное место в системе нравственного воспитания занимает любовь к Родине. Ушинский писал: «Любовь к Родине — это наиболее сильное чувство человека, которые при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» (Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Собр. соч. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 108).

Он подчеркивал исключительное значение труда в нравственном воспитании человека. «Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду», — утверждал Ушинский (1950).

Средствами нравственного воспитания по Ушинскому (1948) являются: 1) обучение (его книги, в которых сочетаются развитие речи, сообщение этических знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя (это плодотворный луч солнца для молодой  души, которого ничем  заменить нельзя); 3) убеждение; 4) педагогический такт; 5) меры предупреждения; 6) поощрения и взыскания.

Средствами нравственного воспитания по Ушинскому (1948) являются:

  • 1) обучение (его книги, в которых сочетаются развитие речи, сообщение этических знаний и нравственное воспитание учащихся);
  • 2) личный пример учителя (это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить нельзя);
  • 3) убеждение;
  • 4) педагогический такт;
  • 5) меры предупреждения;
  • 6) поощрения и взыскания.
В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности Ушинского свободна от славянофильской национальной ограниченности. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
  • В педагогической теории Ушинского основополагающей стала идея народности воспитания - признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование. Идея народности Ушинского свободна от славянофильской национальной ограниченности. С этих же позиций Ушинский выступал за всеобщее обязательное обучение детей обоего пола на родном языке.
Воспитание Ушинский рассматривал как общественное явление,
  • Воспитание Ушинский рассматривал как общественное явление, "создание истории". Этим у него предопределяется развитие педагогики и школы. "Предметом воспитания" является человек, и "если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Знать человека "во всех отношениях" у Ушинского означало изучение его физических и психических особенностей, влияний "непреднамеренного воспитания" - общественной среды, "духа времени", его культуры и передовых общественных идеалов. Педагогика, организуя целенаправленное ("преднамеренное") воспитание человека, использует достижения наук о человеке, которые Ушинский называл "антропологическими", - философии, политэкономии, истории, литературы, психологии, анатомии, физиологии и др. Материалистическая позиция Ушинского в понимании физиологических и психических процессов позволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические проблемы, особенно в области дидактики.
Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования.  Учение Ушинского о  творческом труде как  факторе жизни и  воспитания явилось  крупным достижением  рус. педагогической  мысли и получило  всестороннее развитие  в сов. педагогической  науке.
  • Цель воспитания - формирование активной и творческой личности, что предполагает и подготовку к труду, умственному и физическому, как высшей форме человеческой деятельности. Труд учащихся в школе в различных его формах Ушинский рассматривал в качестве важнейшего фактора воспитания и образования. Учение Ушинского о творческом труде как факторе жизни и воспитания явилось крупным достижением рус. педагогической мысли и получило всестороннее развитие в сов. педагогической науке.
В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал Ушинский, с
  • В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который, утверждал Ушинский, с "истинно львиною силой" проявлялся в народе при защите Родины от внешних врагов. Истинный патриотизм, подчёркивал Ушинский, исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга "высказать смелое слово истины" против гнёта и насилия, которые не исчезли в России с отменой крепостного права.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!