СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль педагогического общения в учебном процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение детей со взрослыми начинается с их вопросов. Разве трудно заметить, как часто они переходят грань детского понимания? Взрослые порой ограничиваются тем, что откладывают свои разъяснения на будущее. В жизни детей, как и взрослых, много проблем - сложных, трудноразрешимых, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми. Детство, таким образом, вовсе не времяпрепровождение и радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании.

Просмотр содержимого документа
«Роль педагогического общения в учебном процессе.»





Роль педагогического общения в учебном процессе.

Общение детей со взрослыми начинается с их вопросов. Разве трудно заметить, как часто они переходят грань детского понимания? Взрослые порой ограничиваются тем, что откладывают свои разъяснения на будущее. В жизни детей, как и взрослых, много проблем - сложных, трудноразрешимых, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, преодолевать трудности, бороться, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения между самими детьми, между детьми и взрослыми. Детство, таким образом, вовсе не времяпрепровождение и радужная жизнь. Взрослый, не замечающий, как детям порой сложно жить, как многогранна и содержательна эта жизнь, может допустить ошибку в их воспитании.

За разрешением всех этих сложных вопросов ребенок идет к учителю. Учитель должен соответствовать своему высокому назначению. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми. Учителю следует думать о том, как вести себя, чтобы дети увидели в нем друга, наставника, вожака, открыли ему свой мир. Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям, их поступкам, явлениям действительности.

Основными чувствами при общении с детьми нужно считать доброту, любовь и понимание. Доброта и любовь к детям должны быть главным мотивом, стимулом педагогической деятельности, общения с ребенком. Доброта и любовь к детям не позволят грубо общаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, кричать на них , не замечать огорчений и не радоваться успехам каждого из них, не приходить на помощь без замедления, проявлять недоверие.

Учитель должен уметь понимать детей. Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованное, деловое отношение. Понимать детей – значит не подчинять их своей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

Педагог должен быть оптимистом. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает в индивидуальность, внутренний мир ребенка и в зависимости от этого ищет пути его преобразования – воспитания, обучения и развития. Деятельный оптимизм требует от педагога постоянного творчества, непрекращающегося поиска.

Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного методического подхода к нему. Важно постоянно внушать классу в целом и каждому школьнику в отдельности, что они способны и могут преодолеть трудности учения.



Позитивное выражение педагогом своих огорчений из-за неудачи школьника опять-таки должно основываться на вере в их будущие успехи. Оно должно носить форму обнадеживающего сочувствия, в котором одновременно заложена мысль о тои, что педагог переживает его беду как свою собственную и готов прийти к нему на помощь.

Содержание, атмосфера общения, стиль взаимоотношений должны помогать ребенку учиться, усваивать все истинно человеческое, познавать себя как человека, выращивать чувство собственного достоинства, самоуважения, сознание, что с ним считаются, в нем нуждаются, его замечают и ценят.

Укрепить в ребенке осознание своего «я», чувство ответственности перед собой и другими за свои поступки, поведение можно только одним путем: уважая его как личность. Для реализации этого принципа в повседневном общении необходимо руководствоваться следующими положениями:

1.Установить со школьниками доверительные отношениями.

2.Поднимать авторитет каждого школьника среди товарищей и с семьей.

3.Постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике общения.

4.Проявлять живой интерес к увлечениям , интересам и делам каждого школьника ( школьник должен видеть в педагоге человека, которому действительно интересны его дела).

Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он есть, с такой жизнью, которой он живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать его соучастником.

В педагогическом процессе должен быть дан простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной и общественной активности и общественной активности детей; характер общения, культивируемый в детском коллективе, должен помогать каждому ребенку развивать свою истинную природу.

В педагогическом процессе ребенка должно сопровождать чувство свободного выбора.

Это означает, что ребенок сам выбирает игру, которая модифицирует и направляет его функциональную тенденцию, свободно в нее включается и также свободно из нее выходит, без принуждения взрослого.

Большое значение в педагогическом общении играет выставление оценок. Процесс оценивания в классе должен понят в широком смысле воспитания детей, формировании личности, дальнейшего развития и усиления познавательного интереса. Поэтому оценка учителя не только результат качества знаний , умений и навыков, а в первую очередь проявление чуткости, доброжелательности, радости, сопереживания с ним в связи результатами учения, оказания помощи в более активном продвижении вперед, в преодолении трудностей и неудач. Свои оценочные отношения учитель может выразить лично в разговоре наедине или же перед детьми. Это будет зависеть от конкретных обстоятельств, от того, что больше поощрит ребенка, усилит старания. Доброжелательная улыбка, спокойный, подтверждающий согласие кивок головы, выражение удивления, огорчения – все это одобряет ребят, вселяет в них надежду ,заставляет задуматься. Оценочная деятельность педагога должна носить постоянный характер, дабы стимулировать активность ребенка добрым отзывом или чутким замечанием, поощряющей улыбкой.

Оценочная деятельность педагога должна быть не отдельной частью урока, а

пронизывать всю свою работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда детей, но и особенно их прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность.

Учителю нужно быть понимающим и гуманным с детьми, кропотливо, внимательно, последовательно и настойчиво вести их от незнания к знанию, от неумения к умению, из дня сегодняшнего в день завтрашний. И самое главное – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит учителя перед необходимостью проявлять к ним исключительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность и успех.

«Педагогическое общение – это как обмен веществ в организме, нарушение которого вызывает заболевания. Нельзя, чтобы в педагогическом общении нарушался обмен человечности, любви, уважения, чуткости, оптимизма, нарушалась духовная общность учителя и учащихся». Ш.А.Амонашвили.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!