Роль педагога в
формировании и развитии
здоровых взаимоотношений
Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять духовное и телесное развитие.
Вставьте заголовок слайда
Воспитание и формирование коммуникативных и профессиональных качеств обучающихся нереально без сформированной коммуникативной культуры преподавателя. Потому что в условиях обучения основным средством передачи-приема информации выступает общение (специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми).
Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта.
Для формирования полноценного детского коллектива, способного влиять на развитие отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.
Но эти условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива.
Решающим фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.
Вставьте заголовок слайда
Влиять на формирование и развитие взаимоотношений в коллективе педагог может через:
- - создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым
- - создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников
- - использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник мог бы приобрести ценный социальный опыт, пробуя себя в разных ролях.
Вставьте заголовок слайда
На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов это эмоционально - психологический климат в том коллективе, в котором ребенок находится.
Вставьте заголовок слайда
Поэтому я считаю, что в формировании и развитии здоровых взаимоотношений самое главное:
- чтобы ребёнок не терял веры в свои силы;
- не стеснялся сомневаться; - не чувствовал, что у него что-то не получается;
- отстаивал своё мнение, - чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; чтобы думал, анализировал, доказывал, спорил.
Вставьте заголовок слайда
Для младших школьников эмоционально-психологический климат является одним из основных параметров, влияющих на успешность обучения. Эмоциональное состояние воспитанников, взаимоотношения с товарищами и педагогом формируют мотивационную сферу младшего школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная сфера. Успех в обучении зависит не только от особенностей развития, но и от эмоционального состояния ребенка, направленности его личных усилий и интересов.
Вставьте заголовок слайда
В свою очередь, плохая успеваемость, как правило, ведет к ухудшению отношений ребенка со сверстниками и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребенок становится конфликтным, замкнутым.
В 9-10 лет у учащихся начинает формироваться «чувство взрослости», что характеризуется новой личностной позицией по отношению к учебной деятельности, по отношению к сверстникам.
Вставьте заголовок слайда
В этот момент очень важно выделить и помочь тем детям, которые не владеют приемами и навыками межличностного общения, не умеют разрешать конфликты мирным способом, являются изолированными. Педагогу следует также обращать внимание на общий психологический фон в группе, возможно, разнообразить или изменить некоторые формы и методы воспитательной работы.
Вставьте заголовок слайда
Отношение педагога к ребенку - индикатор отношений к нему и его одноклассников. Необходимо поддерживать дружбу ребят, формировать их интересы. Важная цель воспитательной работы - привить ребенку чувство, что его окружает доброжелательный, чуткий коллектив младших и старших товарищей.
Следует отметить, что положительные эмоции стимулируют познавательные процессы воспитанников, а отрицательные переживания могут стать трудно преодолимым барьером между педагогом и ребенком. Таким образом, эмоции - мощный союзник педагога в активизации процессов познания мира, социального опыта общества.
Вставьте заголовок слайда
Но влияние педагога будет оптимальным только в том случае, если воспитанник положительно к нему относится, если в его сознании складывается представление о нем как о человеке много знающем и умеющем, добром и справедливом. Это значит, что прежде всего педагог должен быть гуманным, высокообразованным и творческим человеком. В общении с детьми он не может допустить фальши, неискренности, нетерпимости, грубости, раздражительности, злости, потери самообладания. Он должен уметь понять всех и каждого, вовремя прийти на помощь, обладать педагогическим терпением. Ведь именно от мастерства педагога, его общения зависят взаимопонимание, установление в детском коллективе дружбы, чуткости, отзывчивости.
Спасибо за внимание!