СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль музейной педагогики в духовно – нравственном воспитании петербуржцев

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается один из вариантов применения инновационных технологий в учебном процессе – музейное проектирование. Раскрывается понятие виртуальной, мультимедийной экскурсии. Дается описание некоторых учебных проектов, реализованных в рамках общегородских культурных проектов, которые можно использовать на уроках гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Роль музейной педагогики в духовно – нравственном воспитании петербуржцев»

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПЕТЕРБУРЖЦЕВ

Аксенова Вера Александровна, председатель ШМО, учитель русского языка и литературы, ГБОУ школа «Тутти», Санкт - Петербург

АННОТАЦИЯ

Одной из актуальных проблем, адресованных педагогической аудитории, является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы обучения, основанные на использовании современных информационных систем, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет прочно вошли в нашу жизнь, задача учителя заключается в том, чтобы ИКТ активно использовались в системе образования.

В данной статье рассматривается один из вариантов применения инновационных технологий в учебном процессе – музейное проектирование. Раскрывается понятие виртуальной, мультимедийной экскурсии. Дается описание некоторых учебных проектов, реализованных в рамках общегородских культурных проектов, которые можно использовать на уроках гуманитарного цикла.



Вопрос о духовно – нравственном воспитании школьников на современном этапе развития общества носит чрезвычайно актуальный характер. Формирование системы духовных ценностей детей и подростков в первую очередь строится на их всестороннем приобщении к социо – культурным процессам, происходящим в обществе. Привлечение ребенка к миру искусства, его активное включение в сферу культурной жизни города – одно из основных условий духовного становления подрастающего поколения.

Задача повышения качества нравственного воспитания молодежи требует расширения спектра активных форм и методов работы на уроках гуманитарного цикла. Одной из новых отраслей современного образования является музейная педагогика.

Метод музейно – педагогического проектирования является одной из самых интересных инновационных технологий, активно применяющихся в школьной практике Санкт - Петербурга. За музейным проектированием стоит огромный воспитательный потенциал:

  • эстетическое воздействие на личность, развитие чувства прекрасного на примере обращения к миру высокого искусства, к опыту предков;

  • возможность углубления знаний, формирование умений и навыков в различных областях человеческой деятельности;

  • воспитательное воздействие на основе знаний истории и культуры своей страны, родного города, достижений национальной и общечеловеческой культуры;

  • создание условий для самореализации личности ребенка, развитие его творческих способностей.

Музейная педагогика предполагает развитие двух основных аспектов:

  1. Экспозиционно – выставочная деятельность на базе музеев, активное вовлечение школьников в различные музейные программы, а также реализация совместных проектов музеев и образовательных учреждений.

  2. Разработка и реализация школьных проектов на основе ресурсного потенциала музеев по средствам современных информационных технологий.

В связи с вышеизложенным, хотелось бы поделиться опытом коллективной творческой работы в данном направлении учащихся школы «Тутти» Центрального района Санкт - Петербурга в рамках деятельности ОО ОУ «Ассоциация «От краеведения к гражданственности». Общей целью нашей работы является идея воспитания социально активной личности гражданина, эстетически чуткой, обладающей чувством любви к своему городу, гордости за причастность к великим деяниям предков.

В процессе нашей творческой деятельности были сформированы исследовательские группы, определившие следующие темы своих проектных работ:

  • Проект «Цифровые технологии в музейной экспозиции»

  • Проект «Образовательно – игровое пространство в контексте музейной экспозиции»

  • Проект «Дистанционная образовательная экскурсия».

Первый из учебных проектов был представлен и защищен на городской олимпиаде школьников в 2013 году. Он предполагает реализацию в виде экскурсии на английском языке. Представленная работа «Судьба художника в России: Андрей Матвеев «Автопортрет с женой Ириной» (The fate of the artist in Russia: Matveev "A Self-portrai twith hi swife Irina") посвящена исследованию жизни художника А. Матвеева через его картины. Презентация картин А.Матвеева сопровождается звуковыми эффектами, что, безусловно, гармонично дополняет восприятие изображения.

По замыслу творческой группы, экскурсию проводит компьютерный экскурсовод - Веб - гид. Экскурсия тематически связана с одной картиной, к которой приковано внимание публики, проводится в зале искусства Петровской эпохи Государственного русского музея Санкт - Петербурга. Предполагается, что экскурсионный маршрут начинается то одной картины «Автопортрет с женой Ириной» Матвеева и ею же заканчивается. Во время экскурсии экскурсанты имеют возможность свободно перемещаться по залу, знакомясь с другими картинами, как бы погружаясь в представленную эпоху. Используется проектор, компьютер, музыкальные колонки, т. к. визуальный образ дополняется звуковыми эффектами (банк шумов, музыка русских композиторов 18 века, церковное песнопение).

Тема достаточно трагичной судьбы талантливого художника, безусловно, актуальна, так как, несмотря на интерес к русским художникам велик, выбранная тема экскурсии оставалась практически без внимания и широко до настоящего времени не изучалась, поэтому сразу хочется отметить, что проведено глубокое исследование, внесшее, несомненно, теоретический вклад в изучение жизни и творчества великих русских художников. Выбор же в качестве объекта изучения картин А. Матвеева так же не вызывает сомнений, поскольку именно он признан одним из основоположников русской художественной школы.

Работы А. Матвеева представляют собой большое количество художественного материала, который до сих пор не подвергнулся детальному анализу. Работы художника являются интересной темой для экскурсии. Его картины рассматриваются с точки зрения биографии, исторического времени. Каждая картина, представленная в экскурсии, отражает судьбу своего автора. Все сказанное определяет актуальность темы экскурсии и подтверждает необходимость изучения и описания работ художника А. Матвеева. Исследование состоит из 28 слайдов, в которых творческая группа последовательно и подробно освещает жизнь и творческий путь А. Матвеева посредством разнообразного иллюстративного материала.

Проект «Образовательно – игровое пространство в контексте музейной экспозиции» реализуется в виде экскурсии – викторины «Волшебный мир сказок : иллюстрации И. Билибина к сказкам А. С. Пушкина». Иван Яковлевич Билибин - выдающийся русский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства. Особенную популярность завоевали его иллюстрации к русским народным сказкам и былинам, к сказкам А.С. Пушкина, воссоздающие красочный мир отечественной старины и фольклора. Используя декоративные приемы древнерусского и народного искусства (вышивки, лубки, иконы), художник создал свой "билибинский" графический стиль. Широкое признание получили и его театральные работы. Оперы Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки шли в оформлении Билибина на сценах Петербурга и Москвы, Праги и Парижа. Работы Билибина хранятся в Государственном Русском музее и во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге и, безусловно, вызывают огромный интерес среди детей и подростков.

Экскурсия - викторина «Волшебный мир сказок» ориентирована на младших школьников и строится на основе интеграции музыки, литературы и живописи с элементами театрализации. Цель: восприятие мира сказки через иллюстрации И. Билибина, музыку Римского – Корсакова и текст сказок А. С. Пушкина. Материалом для разработки являются сказки Пушкина («Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане»); иллюстрации к сказкам Пушкина И. Билибина, хранящиеся в Русском музее ; опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Экскурсию в зале музея проводит экскурсовод, в распоряжении которого находится необходимое оборудование: музыкальный центр, волшебный сундучок, компьютер, проектор. Викторина сопровождается презентацией, состоящей из 14 слайдов с заданиями (по типу электронного учебного тренажера), а также фрагментами из видеофильмов, посвященных жизни и творчеству И. Я. Билибина, А. С. Пушкина, эпизодов опер. Подарком становится театральная постановка сказки.

Заканчивая путешествие по залам музея, дети сами приходят к выводу, что художник оживил целый сказочный мир. Он сохранил поэтичность , доброту и мудрость сказок АС Пушкина, которые любят все жители нашей страны. Проведения подобной экскурсии, бесспорно, является позитивным опытом соприкосновения младших школьников с миром литературы, музыки и искусства.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс петербургского образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии. Поэтому третья проектная работа представляет собой виртуальную экскурсию «Неизвестный Левицкий в Русском музее». В 2010 году в Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка «Смолянки», на которой представлены портреты работы Дмитрия Григорьевича Левицкого. Портретная серия художника Д. Г. Левицкого «Смолянки» — хрестоматийная, хорошо изученная, вошедшая в учебники. Но в 2010 году (то есть недавно) завершилась многолетняя реставрационная работа, и образы воспитанниц Института благородных девиц предстали в обновленном виде, что привлекло внимание нашей исследовательской группы.

Семь портретов учениц Смольного института создавались в семидесятых годах XVIII. Цикл символизировал появление нового просвещенного человека и стал художественным гимном первому реформаторскому порыву Екатерины Великой. В материал экскурсии включается описание портрета, история его появления, рассказывается о судьбе каждой из Смолянок, делается ссылка на исторические факты Екатерининской эпохи. Составляющим данной экскурсии выступают репродукции картин, хранящиеся в Русском музее, сопровождающиеся видео, звуковыми файлами (экскурсию проводит веб – гид, звучат произведения Вивальди), анимацией, а также, изображениями природы, Санкт – Петербурга и его окрестностей, портретами исторических лиц и деятелей русской культуры XVIII века. Во вступительной беседе определяются цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы и обращает внимание на способы навигации от одной картине к другой. Для данной мультимедийной экскурсии не требуется подключение к сети Интернет, достаточно компьютера и мультимедийного проектора. Интересно, что знакомство с материалом экскурсии может стать интересной формой домашнего задания.

Таким образом, представленные творческими группами учащихся нашей школы презентационных исследований с опорой на историю Отечества, культуру родного города представляют собой исследования, содержащие материалы, полезные как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Ведь именно краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития своего города и Отечества и, в результате, понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию, а использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.



Список  литературы:

  1. Столяров Б.А.  Музейная педагогика.  История, теория, практика:  учеб. пособие  /  Б.А. Столяров  —  М.:  Высш.  шк.,  2004. 

  2. Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!