СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль личности в истории России. Учебный курс по истории России. 6 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Роль личности в истории России. Учебный курс по истории России. 6 класс.»

Пояснительная записка.

Основными целями учебного курса являются:

• развитие исторического мышления школьников на базе мате­риала курса;

• формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;

• воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;

• восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

• знакомство с основными теориями и концепциями, описы­вающими и объясняющими и объясняющими развитие общества;

• формирование исторической грамотности на современном международном уровне;

• развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.

Главной прерогативой современного образования является вос­питание человека активного, самостоятельного, способного прини­мать осмысленные решения и нести за них ответственность.

Интегрированный характер исторического образования позво­ляет формировать с опорой на другие школьные предметы целост­ную картину мира, что обеспечивает его особую мировоззренческую роль в системе профильного образования.

Задачами учебного курса являются:

1) повышение интереса к историческим закономерностям;

2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;

3) умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собствен­ной позиции в общественно-политической жизни, для решения по­знавательных и практических задач;

4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;

Технология учебно-познавательной деятельности при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с уче­том возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутри предметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Содержание программ предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное ус­воение социально-гуманитарных дисциплин, формирование поня­тия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.



Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Тема

Количество часов

Тема 1. Первые князья

Рюрик и призвание варягов.

Олег правитель.

1


Князь Святослав.

Великий князь Ярополк.

1

Ольга - устроительница Русского

государства. Ольга Святая

1

Тема 2. В начале было слово…

Кирилл и Мефодий.

Основатели славянской Письменности

1

5.

Тема 3. Крещение Руси.

Владимир Святославович Святой. Принятие христианства на Руси

1

6.

Тема 4. Закон.

«Русская правда» - первый русский закон.

1

7.

Культура Руси после принятия христианства

1

8.

Владимир Мономах. Путь к власти. «Русская правда» - первый русский закон (правда Ярославичей).

1




9.

Борьба с кочевниками. Борьба за единство русских земель. «Поучение детям» - первое светское произведение.


1

10.

Тема 5. Угроза откуда не ждали.

Чингисхан - великий воин


1

11.

Тема 6.Защитники Отечества. Святослав Игоревич. Князь-воин.


1

12.

Образ жизни. Патриотизм. Владимир Святославович. Ярослав Мудрый. Защитники от печенегов: оборонительные линии, идея защита Руси.


1

13.

Владимир Мономах. Организатор и активный участник борьбы с половцами: совместные походы князей. Любеческий съезд 1097 г.



1

14.

Тема 7.Носители идеалов православия.

Княгиня Ольга. Владимир Святославович: милосердие

Борис и Глеб. Антоний Печерский. Феодосий Печерский. Нестор Летописец

1

15.

Тема 8.Смоленский светоч.

Ростислав Смоленский. История иконы Смоленской Божьей матери.


1

16.

Тема 9. Решается судьба.

Александр Невский - защитник земли русской. Выбор Руси между Востоком и Западом.

1

17.

Дмитрий Донской. Куликовская битва.


1

18.

Промежуточная аттестация

1

л

Итого


18



Основное содержание программы.

I Киевская Русь (5 ч.).

  1. Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги.

Легендарное призвание варягов с Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их противниками об основании Древнерусского государства.

2. Олег - победитель греков.

Олег - основатель государства Киевская Русь, противник про­никновения христианства на Русь. Внешняя политика войны с Византией.

3. Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая Святослав. Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию Игорь и печенеги. Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая христианка на Руси. Свято­слав - полководец и дипломат.

4. Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.

Успешные походы на запад, походы на вятичей радимичей волжских булгар. Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как государственной религии.

II. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие воо­ружает не только брата против брата, но и сына против отца » (12 ч.)

1. Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между сыновьями Владимира. Убийство Свято­полком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.

2. Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый.

Воина Ярослава со Святополком. Правление Ярослава Мудро­го. «Русская Правда».

3. Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха.

«Уставы» Владимира Мономаха. Усобица Владимира Монома­ха. Поход Владимира Мономаха на половцев. «Поучение Владимира Мономаха».

4. Юрий Долгорукий.

Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве. Первое летописное упоминание о Москве.

5. Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во Владимире, возведение церкви покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «по­литика осторожного, но целеустремленного в деле увеличения своих земель».

6. Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах.

Правление великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена Меченосцев.

7. Святой Александр Невский.

Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Нев­ская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.

8. Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь Московский.

Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.

9. Ростислав Мстиславич Смоленский.

Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную безопасность и тишину ... благолепия устроитель…

10. Иван Калита-собиратель русских земель.

Князь, который дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство Московского Крем­ля. Образование Великого Московского княжества.

11. Дмитрий Иванович Донской.

Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва.

12. Промежуточная аттестация за пройденный курс обучения.

Требования к уровню усвоения учебного материала


В процессе обучения происходит формирование следующих умений:

• анализ и сопоставление фактов;

• оформление письменных сообщений;

• анализ документов;

• поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы учащимися;

• поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;

• поиск признания найденного решения окружающими;

• выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи меж­ду понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;

• умение использовать свой собственный опыт (рефлексия, аб­страктная концептуализация, активное применение).

Формирование творческих умений и на­выков, таких как:

• видеть проблему;

• сформулировать проблему;

• выдвинуть гипотезу;

• составить план решения проблемы, задачи;

• делать обобщения и выводы;

• систематизировать материал;

• составить план по теме;

• делать прогноз;

• анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями);

• оценивать. свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;

• использовать метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.


Обучающийся научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

•сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

• определять исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составлять и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определять и использовать исторические понятия и термины;

• владеть элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использовать знания о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использовать сведения из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• излагать информацию о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описывать условия существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимать взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описывать характерные, существенные черты форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• находить в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализировать информацию, содержащуюся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;

• использовать приёмы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности исторических личностей;

• различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставлять (при помощи учителя) различные версии и оценки исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизировать информацию в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• искать и оформлять материалы древней истории своего края, региона, примененять краеведческие знания при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• получить опыт историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностно осмыслить социальный, духовный, нравственный опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважать к древнерусскую культуру и культуру других народов, понимать культурное многообразие народов Евразии в изучаемый период.

Обучающийся получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

•составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.


Список литературы


Литература для учителя

  1. Бестужев-Рюмин К.Н.  О составе русских летописей до конца XIV века. СПб., 1868.

  2. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь - Москва 1996.

  3. Королев А.С. Загадки первых русских князей. М. 2002.

  4. Королев А.С. История междукняжеских отношений на Руси в 40-е - 70-е годы X века. М. 2000.

  5. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX - XIV веках: (материалы и исследования). М., 1978.

Литература для учащихся

  1. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси  VI - IX вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. М., 2000.

  2. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Москва, 1989 г.

  3. Федотов Г. Святые Древней Руси. - М., 1990.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!