СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста)объемные образы и композиции с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и др.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру.

Просмотр содержимого документа
«Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста»

Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста

Воспитатель: Варнавская И.Ю.

Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста)объемные образы и композиции с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и др.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Тематика работ для детей дошкольного возраста огромна: начиная с элементарных вещей как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций.

Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольниковформируются качества необходимые для последующего обучения в школе.

Лепка, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, интересует и глубоко волнует дошкольников, вызывает положительные эмоции. В процессе работы с пластическим материалом дети могу радоваться, также могут и огорчаться, если у них что-то не получается.

Очень часто психологи обращаются к лепке как к одному из направлений арттерапии, т. к. она помогает детям справиться с внутренними переживаниями и страхами. С помощью лепки дошкольники могут выразить тревогу и страх, злость и боль, которые есть в его жизни, таким образом, лепка снимает напряжение, дает возможность проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Для многих детей лепка является своеобразным посредником между реальностью и миром фантазий. Благодаря ей дети способны перейти из мира фантазий в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством. Лепка является идеальным средством, способным помочь детям ощутить свою уникальность и личностную ценность, а также и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.

В первую очередь, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Е. А. Флерина, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развиваетсячувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!