СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень — деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося»

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личностных компетенций каждого обучающегося


Федотова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ Староюрьевской СОШ, учебный корпус №2

 
    Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

     Коллектив — это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения — отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.

    Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень — деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.

   Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это наставником должно моментально пресекаться.

    Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:

  1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

  2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

  3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

   В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Доминирующий фактор сплочения:

  • общие интересы;

  • стремление приспособиться в специфических условиях;

  • авторитет лидера;

  • наличие социальных норм.

Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип  сотрудничеста:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;

  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

       — диалогичность в общении;

        — отсутствие страха;

  • использование чувства юмора;

  • отсутствие сделать ошибку и признать её.

    Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме — плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.

    Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

  1. открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

  2. осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

  3. сотворчество (сотрудничество в творчестве);

  4. успешность (с использованием инструмента оценки);

  5. свобода выбора;

  6. целевая направленность на конкретный результат дела;

  7. привлекательность деятельности. 

   Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности

Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение  получают групповые формы учебной работы.

  • организация самоуправления

Одним из помощников в  организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Ребята в начальной школе любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Если у  младших школьников это желание поддерживается классным руководителем, всячески поощряется самостоятельность, инициатива, то и в средней школе дети с удовольствием будут участвовать в жизни и класса и школы.

  • организация работы с родителями;

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе  играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее, сплоченнее.

  • организация традиций коллектива;

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе..  Добрые традиции, развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

  • внеурочная деятельность

Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети: экскурсии, походы, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы.

Влияние педагога на формирование и изучение личности ребёнка.

   Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

  Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность.            Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д. 

   Чтобы лепить, надо знать свойства материала — изучить душу ребенка.

Пути изучения:

а) личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;

б) изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по школе;

в) присутствие на уроках других учителей;

г) просмотр ученических сочинений на свободную тему;

д) психологические эксперименты (редко и осторожно).

е) индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • Поручения, их проверка и помощь в выполнении.

  • Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.

  • И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.

  • Вести дневники наблюдений. 

Необходимо остерегаться ошибок:

  • Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.

  • Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.

  • Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.

  • Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

  • установление личных контактов;

  • изучение учащихся;

  • реализация индивидуального подхода;

  • средства индивидуального воздействия;

  • выстраивание программы личностного роста ребенка; 

Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:

  • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких    этических норм;

  • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;

  • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;

  • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;

  • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям;

 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!