СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль изучения истории семьи в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие, младшие школьники, семья, православие, генеалогия, династия.

Просмотр содержимого документа
«Роль изучения истории семьи в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника»

Патра Юлия Викторовна,

Учитель начальных классов

ЧОУ «Православная гимназия во имя святых

равноапостольных Кирилла и Мефодия»,

Кемерово, Россия


«Роль изучения истории семьи в духовно-нравственном развитии личности младшего школьника.»




Аннотация:

В соответствии с современными тенденциями развития образования актуален вопрос о духовно-нравственном развитии личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного. В православной гимназии города Кемерово в начальных классах мы применили прием «Тема года – Семья», как один из вариантов духовно-нравственного развития младших школьников. Таким образом нам удалось прийти к значимым результатам – учащиеся стали осознавать важность роли семьи в жизни человека, испытывать гордость за свой род, проявили желание прославить свой род . С отношения к своей семье зарождается отношение к своей родине.

Ключевые слова:

Духовно-нравственное развитие, младшие школьники, семья, православие, генеалогия, династия.

1.Духовно – нравственное развитие личности младших школьников.

На образование в современном обществе накладывается всё большая ответственность за воспитание и развитие подрастающего поколения. В обществе наблюдается неоднозначность в духовно - нравственном плане. Это связано с противоречиями навязываемого СМИ и сферой развлечения потребительским отношением людей друг к другу и стандартами образования, менталитетом русского православного человека характеризуется своеобразным кризисом духовности, нравственности, возникший вследствие раскола духовно-нравственных ценностей общества. Православная гимназия переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, обеспечивающих учащихся только определенным объемом знаний, на более глубокое духовно-нравственное воспитание, сформировать нравственный фундамент личности ребенка. Так же как навык чтения в ученике начальных классов можно и нужно развивать ценные для православного человека качества - любовь к ближнему, милосердие, честность, уважение и почитание традиций своего народа.

Возраст 7-11 лет является наиболее важным периодом развития личности, и формирования духовно-нравственных ценностей. Происходит активная социализация ребенка, формируется личностная позиция. Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, младший школьник осваивает нравственный опыт, духовно- нравственную культуру общества [4, с.158].

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущее нашей страны. И какими мы их воспитываем сейчас – такое общество мы формируем для будущего нашей страны.

В нашей стране создаются много условий для развития духовно-нравственных ценностей, традиционных принципов воспитания, поддержки семьи.

Но в тоже время на этом пути часто встречаются разные трудности, которые приводят к отклонениям в духовно-нравственном развитии. В поведении некоторых детей ярко проявляется нежелание подчиняться общественным правилам, порядкам; не утруждают себя ни в учебе, ни в труде, ни в отношениях с окружающими; практически полная центрация на себе; своенравие, выражающиеся в желании диктовать свою волю, возникает агрессивность.

В последствии такое поведение приводит к отклонениям в других видах деятельности, искажение моральных ценностей и идеалов, деградация личности в целом.

Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность. [5, с.30]

Поэтому начальная школа, имея опыт и традиции воспитания, заботится о духовно-нравственном развитии нового общества. Школа помогает семье вырастить полноценного человека с правильным моральным фундаментом, имеющего высокие духовно-нравственные установки. Духовно-нравственное воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания начального образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Внутреннюю сторону нравственного воспитания составляет организованный процесс усвоения детьми социального морального опыта, который должен перейти в личностные качества ребенка.

Развитие личности есть процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.). Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и особенностей взаимодействия с окружающим зависит процесс развития личности. В педагогике идут поиски новых путей и средств формирования моральных качеств в личности школьников.[1, с.240].

Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребенком самого себя, развитие личностных механизмов поведения, развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки, возникновение новых мотивов поступков. Оно связано с общим процессом социального и психического развития ребенка, становлением целостной личности.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. [6]:

Семья для ребенка имеет без преувеличения очень важное значение в духовно-нравственном его развитии. Ребенок интуитивно чувствует атмосферу своей семьи, от родителей и других членов семьи перенимает привычки и традиции, манеру поведения. Моральный уровень и уровень духовно-нравственного развития родителей является маяком в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Те традиции, которые сохраняют и чтят взрослые в семье и те моральные принципы, которые важны для родителей становятся фундаментом для развития личностных качеств ребенка. Духовно- нравственное развитие отдельного ребенка хоть и будет идти по его индивидуальной траектории, но воздействие семьи переоценить невозможно. Наша задача взрослых, которые имеют возможность воздействовать на развитие личности ребенка вести это развитие в правильном русле, направлять ребенка, давать правильные духовно- нравственные ориентиры.

2. Духовно-нравственное развитие личности младших школьников в православной гимназии. ( Наш опыт)

Человек, который живет по высшим, истинным законам этого мира: творить добро, любить, терпеть, прощать и дарить тепло, – счастлив сам и других делает счастливыми. Этому простому факту тоже учат детей в Православной гимназии. В этом учебном году (2022-20023) в нашей гимназии была выбрана тема года «Семья». Мною был разработан и проведен цикл классных часов для учеников 3 «А» класса, направленный на решение задач темы года.

- «Что такое семья?»

-«Православная семья»

- «Генеалогическое древо»

- «Династии».

Классный час проводили 1 раз в четверть. В октябре 2022года прошел классный час «Что такое семья?», целью которого было закрепить у ребят представление о традиционной семье в нашей стране. Дети рассуждали о том, почему человеку важно жить в семье, а не быть одиноким. Ребята активно участвовали в мероприятии, а учитель только направлял их мысль деятельность в нужное русло. Мы говорили и о животных, которые так же живут семьями, о качествах человека, которые важно проявлять в своей семье. Пришли к выводу, что человек может быть счастлив и самореализован, если он живет в счастливой семье. В конце урока дети нарисовали свою семью. В течение четверти мы не раз обращались к этой теме на уроках наших основных предметов. Так например, на уроках экономики мы изучали понятие «Бюджет семьи» и «Обязанности членов семьи». Ребята активно делятся своим опытом в этих вопросах и приобретают друг от друга новые важные ценности каждой семьи. Каждый в своей семье дорожит чем-то особенным, родным.

В декабре 2022года проводился классный час на тему « Православная семья».

Мы говорили об особенностях православной семьи, читали и обсуждали отрывки «Домостроя». Так же на данном уроке мы использовали тест по нашей тематике, он был взят на сайте для педагогов «Инфоурок» https://infourok.ru/test-dlya-uroka-opk-hristianskaya-semya-3223397.html На вопросы теста ребята отвечали самостоятельно, а потом мы обсудили вопросы теста вместе.

В марте 2023 года запланировано проведение классного часа «Генеалогическое древо». В прошлом учебном году мы проводили масштабную по нашим меркам работу по данной теме. Работа по составлению своего генеалогического дерева состояла из нескольких этапов:

- Классный час, на котором мы изучали само понятие «Генеалогическое дерево», как и для чего его составлять.

- Включение в работу родителей учеников.

- Презентация младшими школьниками своего генеалогического дерева.

Родителям была предложена интернет-платформа по онлайн созданию генеалогического дерева. https://www.canva.com/design/DADoESj6qoU/remix

В ходе составления своего генеалогического дерева дети знакомились с родственниками, о которых раньше не знали. Родители рассказали о достижениях и успехах своих родных. Для ребенка это осознание своей социальной значимости в своей семье, и государстве. Когда младшие школьники гордятся своими родными, которые воевали или достигли больших успехов на профессиональном поприще, имели какие-то хорошие качества, то для них это ставится еще одним из образцов и ориентиров в жизни. Или они понимают, что тоже могут в своей жизни чем –то прославить свой род.

В этом году мы обобщили уже имеющиеся знания учащихся о составлении генеалогического древа, и разработали памятку для младших школьников «как составить свое генеалогическое древо».

В мае 2023 года мы планируем провести классный час на тему «Династии» Познакомить ребят с этим понятием и соотнести свое генеалогическое древо с термином «династия». Поговорить о том как появлялись династии в нашей стране. Познакомиться с великими династиями нашей страны и рассмотреть несколько династий нашего города. Подумаем почему люди гордятся своей династией и для них дело чести - продолжить дело своих прародителей. Как выбор профессии одного человека может повлиять на весь дальнейший его род. Какими качествами должен обладать мастер своего дела, чтобы передать его потомкам. Проследим каждый в своем генеалогическом древе - какие сферы деятельности у родственников повторяются. Это могут быть люди схожих профессий из одной отрасли.

3. Духовно-нравственное развитие личности младших школьников в ходе проведения работы по изучению своего рода.

Результат духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников является нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка к сверстникам и взрослым, его поведении в целом, основанного на нравственных эталонах и нормах [2, с.15].

Стержнем духовно-нравственного воспитания и развития является духовно-нравственный поступок.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В.Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 372с.

2. Ефимепкова, С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ С.А. Ефименкова. - Курск, 2004. - 24 с.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ М.: Наука, 1984 – 586с.

4. Мельникова, Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: монография/ Н.В.Мельникова, Р.В.Овчарова.- СПб: Изд-во «Амалтея».2008.-336с.

5.Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: поблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 28-32.

6. http://www.kgau.ru/distance/mf_01/ped-asp/03_01.html










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!