СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль информационных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Просмотр содержимого документа
«Роль информационных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА


Учреждение образования

«Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота»













Методическая разработка урока по теме


«Мой город мне дорог»

















Выполнила: преподаватель высшей

категории Сидорейко И.С.















Гомель 2012

АННОТАЦИЯ


В данной методической разработке представлены теоретические и практические материалы, раскрывающие суть компетентностного подхода в процессе обучения, проанализирована роль информационных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся, раскрывается реализация компетентностного подхода и использование информационных технологий на примере урока истории Беларуси по теме « Белорусская литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство во второй половине 1950-х – 1980-е гг.»

Материалы разработки могут быть использованы при проведении уроков и внеклассных мероприятий и помогут расширить у учащихся знания, развить познавательный интерес к предмету, привить навыки самостоятельной работы.
































СОДЕРЖАНИЕ



    1. Введение


    1. Роль информационных технологий в формировании ключевых компетенций учащихся


    1. Использование информационных технологий на уроках истории


    1. План-конспект урока истории Беларуси по теме « Белорусская литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство во второй половине1950-х –1980-е гг.»


    1. Заключение


    1. Литература





























ВВЕДЕНИЕ


Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения.

Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей учащихся, увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические используемые информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, обеспечивают личностно ориентированный подход. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учащихся с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, интерактивной доски.

Информационная компетентность учащимся необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.

Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

--Достижение социальной компетентности обучающихся;

--Гарантия прав граждан на качественное образование;

--Формирование ключевых (базовых) компетенций;

--Обеспечение компьютерной грамотности;

Цель работы—показать возможность использования и роль информационных технологий при подготовке и проведении уроков истории и в формировании ключевых компетенций учащихся.











РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ


В процессе разработки компетентностного подхода исследователи определяют основные понятия: “компетенция” и “компетентность”. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность– это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции.

Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым. История – наука социальная. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к социальной мобильности, эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с обществом. К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, предупреждать конфликты, толерантность и др.

В процессе формирования ключевых компетенций учащихся огромную роль играют информационные технологии. Приоритетным направлением в работе является использование учащимися компьютера и интернет-ресурсов, что позволяет сделать урок привлекательным и по-настоящему современным.

Использование информационных технологий помогает преподавателю повышать мотивацию обучения и приводит к целому ряду положительных следствий:

  • обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

  • психологически облегчает процесс усвоения материала;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор ;

  • повышает уровень использования наглядности на уроке;

  • способствует увеличению производительности труда преподавателя и учащихся на уроке.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;

  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого из учебной литературы;

  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей . Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Чаще всего для выступления используют Microsoft Power Point в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.

С целью контроля знаний преподаватель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Для урока с применением ИКТ свойственно следующее:

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям учащегося;

  • управляемость: в любой момент возможна коррекция преподавателем процесса обучения;

  • интерактивность и диалоговый характер обучения;

  • способность «откликаться» на действия учащегося и преподавателя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

  • поддержание у учащегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает преподаватель, а тем, что учащиеся взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов. Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументированно отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения..

Сейчас у преподавателя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Использование различных тестов приобретет особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к сдаче ЦТ. Применение компьютерных технологий помогает нам по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить его, сделать более интенсивным, современным. Использование ннтернет-ресурсов позволяет представить вниманию учащихся ряд репродукций в крупном формате, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий.

Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Работа над проектами стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, сделает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими:

  1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).

  2. Виды занятия:

    • рассказ, лекция, беседа, киноурок (использование аудио-, видео материалов);

    • электронные и печатные материалы;

    • виртуальная экскурсия.

  3. Формы работы учащихся: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, создание презентаций.

  4. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест–опрос. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединенные друг с другом.

В Концепции образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет в доступной форме использовать познавательные потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.








ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


При подготовке и проведении уроков истории в моей работе активно применяется использование компьютера и интернетресурсов .

К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Первоначально компьютер дал возможность систематизировать уже имеющиеся методические разработки, перевести их в электронный формат. Тематическое планирование по всем курсам истории, учебные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, тиражируются при изменениях в учебных программах, учебниках.

В дальнейшей работе в практику работы были включены презентации, интернет-ресурсы. Информационные технологии стали неотъемлемой частью и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Использование их позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Какие же информационных технологии использую я в учебной деятельности? Собственные разработки уроков на электронных носителях. Интеллектуальные игры. Тематические презентации. Внеурочная деятельность. Остановлюсь на некоторых из них. Мультимедийные уроки позволяют использовать в рамках одного занятия изобразительные средства различной природы (текст, рисунок, звук, фотографии, анимация и др.), что обеспечивает новый уровень восприятия: учащиеся не просто созерцают, а активно участвуют в происходящем. Моя роль на уроке, как проводника знаний не снижается, а наоборот, от меня требуются новые навыки. Эффективность учебного процесса, как показывают последние исследования, повышается на 20-30%.Любые технологии сами по себе – ещё не гарантия успеха. Я считаю, что учитывать необходимо личностные особенности учеников, скорость усвоения учебного материала, уровень владения компьютером.

При подготовке урока « Белорусская литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство во второй половине 1950-х – 1980-е гг.» совместно с творческой группой учащихся создана презентация в программе Power Point, где представлены фотографии, иллюстрации, текстовые материалы интернет-ресурсов. Учащиеся находили материалы, анализировали, отбирали информацию по теме урока, что способствовало совершенствованию практических умений и навыков, индивидуализации процесса обучения, делало более эффективной организацию самостоятельной работы.

Учащимся предлагались задания подобного типа: найти с помощью интернета информацию о А.Дудареве, В. Быкове, М.Савицком и др. Так же учащиеся отбирали иллюстрации, фотографии по теме урока. Таким образом, помимо задачи углубить знания о деятелях культуры, решалась и задача совершенствования умений работы с информационными ресурсами.

Задания, выполняемые при подготовке к уроку, учили редактировать, набирать тексты, делать компьютерные рисунки.

Использование компьютера и презентации на уроке способствует развитию межпредметных связей ( с белорусской литературой, изобразительным искусством, музыкой и т.д)

Таким образом, использование учащимися компьютера и интернетресурсов позволяет любой урок сделать интересным и по-настоящему современным.






































Тема урока: «Белорусская литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство в 1950-х – 1980-е гг.»



Цель урока: Организовать деятельность учащихся по изучению особенностей белорусского искусства второй половины 1950-х – 1980 –е гг.


Задачи урока:

Образовательные:

--Определить, как отображена в произведениях белорусского искусства память об исторических личностях и событиях, в том числе о Великой Отечественной войне.


--Содействовать усвоению понятия “социалистический реализм.”


--Подвести к пониманию влияния исторических условий на развитие культуры в названный период.


Развивающие:

-- Создать условия для развития информационной культуры

--через включение учащихся в работу в группах развивать коммуникативные качеств.


Воспитательные:

--содействовать воспитанию патриотических чувств


Тип урока: урок изучения нового материала


Оборудование:

  • Выставка книг;

  • Репродукции картин художников Беларуси;

  • Мультимедийная презентация;

  • Учебное пособие под редакцией Е.К.Новика Мн,2009











Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Введение в тему.

Звучит гимн Республики Беларусь. (Демонстрируется слайд №1)

Вступительное слово преподавателя:

- Мы начали наш урок с Государственного гимна РБ не случайно. История создания гимна связана с нашей темой (демонстрируется слайд №2) – «Белорусская литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство во второй половине 1950-х – 1980-е гг.» Каким образом? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем краткую историческую справку.

Ученик, получивший опережающее задание, рассказывает об утверждении гимна в 2002 президентом РБ Лукашенко А.Г., об авторах. (1-2 мин.)

Преподаватель:

– Итак, музыкальная редакция гимна Республики Беларусь сохранилась в таком же виде, как и Государственный гимн БССР, который был утвержден в 1955 году. А это - начало того периода, о котором будет идти речь на сегодняшнем уроке. Текст был переработан. Как вы думаете, почему? Давайте обратимся к тексту, утвержденному в 1955 году, который есть у вас в распечатанном варианте.

- Определите, какие особенности исторического пути белорусского народа и общественно-политической жизни страны нашли свое отражение в Государственном гимне БССР.

Учащиеся рассуждают, высказывают свое мнение. В это же время на экране демонстрируются иллюстрации, плакаты, символизирующие ту эпоху (слайд №3).

Примерные ответы учащихся:

- БССР входила в состав СССР.

- Коммунистическая партия играла ведущую роль в политической жизни страны советского периода, ее в гимне прославляют.

- Прославляют идеи Ленина.

- Отражена в гимне и совместная борьба народов Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками и т. д.

Преподаватель:

-Таким образом, это еще раз подтверждает тот факт, что не только по учебникам мы можем изучать историю.

- А если взять во внимание все направления искусства, то…(учащимся предлагается закончить фразу)… произведения искусства нам тоже многое могут рассказать об истории.

Совместная постановка цели урока .

    1. Новая тема

(объяснение нового материала сопровождается опорой на презентацию; по ходу объяснения учащиеся делают пометки в рабочих конспектах)

Преподаватель:

Белорусская культура периода 1950-1980-х гг. прошла сложный путь через безмерное партийно-советское руководство, ограничивалась свобода творчества и, что наиболее сложно для национальной культуры, вытеснение белорусского языка было возведено в ранг государственной политики. Культура не получала достаточного финансирования, что отражалось на их уровне и качестве. Но, в то же время, весь мир знает наших литераторов, художников, актёров, что свидетельствует о глубине и высоком профессиональном уровне культуры.


1 этап. БЕЛОРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(обращается внимание на выставку книг)

В 50–80-е гг. в белорусскую литературу пришло новое поколение талантливых авторов, создавшее замечательные романы, повести, стихотворения, рассказы, пьесы. Многим из них удалось объективно во всей многогранности отразить ключевые события истории и жизни белорусского народа, высокохудожественно осветить сложные темы противоречивой современности.

В 50-е гг. жизнь налаживалась, но чтобы успешно строить будущее, нужно честно оценивать прошлое. В 1954 г. Я. Колас завершил трилогию «На ростанях», в которой дал широкую панораму жизни и чаяний белорусского крестьянства и сельской интеллигенции в начале XX в.

Таким образом, литераторов привлекает к себе внимание историческая проблематика. ( романы В.Короткевича, пьесы А. Макаёнка, …) . Произведения В. Короткевича «Колосы под серпом твоим», «Дикая охота короля Стаха» , «Чорный замок Ольшанский» легли в основу нового исторического жанра литературы. В 60–80-е гг. развернулся талант замечательного писателя, поэта, драматурга и журналиста Владимира Короткевича (1930–1984). Он был глубоким знатоком исторического прошлого своего народа и одновременно тонким лириком (поэтические сборники «Матчына душа», 1958, «Вячэрнiя ветразi, 1960).

Главной темой остаётся тема минувшей войны, но сейчас больше внимание уделяется раскрытию внутреннего мира человека в таких экстремальных условиях( романы А.Адамовича, В.Быкова, И.Науменки, И.Чигринова, документалистика С.Алексиевич и др.)

Я. Брыль В романе «Птушки и гнёзды» одним из первых поднял проблему поведения человека на войне. В трилогии И.Чигринова «Плач перепёлки» реалистически отражён драматизм событий и человеческих судеб на войне.

Много произведений посвящалось проблемам социалистической действительности (К.Крапива, И.Шемякин, И.Мележ, Я.Брыль; ) Поэзию в этом направлении представляли Р.Барадулин, П.Бровка, Н.Гилевич, П.Панченко и др.)

Отражение общечеловеческих ценностей через личные переживания героев стала одной из главных тем послевоенной поэзии П.Бровки, М. Танка. Высокий патриотизм и тонкая лирика соединялись в тематике поэтов А.Кулешова и П.Панченко. Славу признанных мастеров поэтического слова приобрели А.Вертинский, С.Граховский, Г.Буравкин, Н.Гилевич и др.

(учащийся читает стихотворение )

Диктат коммунистической партии, доминирование стиля «социалистического реализма» привёл к тому, что многие литературные произведения отличались идеализацией советского общества (романы А.Стаховича, М. Последовича и др)

Белорусские литераторы тесно сотрудничали с киностудией «Беларусьфильм». Ежегодно на ней выпускалось около 70 фильмов («Миколка-поровоз», «Белые росы», «Альпийская баллада» и др.)

В отмеченный период произошел заметный творческий подъем в области отечественной драматургии. Особую популярность завоевал белорусский драматург Андрей Макаенок. Его комедии ставились в известных театрах союзных республик. В сокровищницу национальной драматургии вошли такие его пьесы, как «Зацюканы апостал» (1969), «Трибунал» (1970). Получил широкое признание публики драматург Алексей Дударев – автор остросюжетных пьес «Выбор» (1979), «Порог» (1981), «Вечер» (1983), «Рядовые» (1984). Видным представителем старшего поколения является Анатолий Делендик, первая пьеса которого «Выклiк багам» была поставлена в 109 театрах Советского Союза.


Сообщение учащегося о творческом пути В. Быкова.

2 этап. ТЕАТР

Театральное искусство также ощущало давление партийного руководства. В послевоенное время развернулась кампания за «чистоту» репертуара, под флагом борьбы против буржуазного влияния и космополитизма. Драматическим театрам предписывалось ежегодно ставить не менее 2–3 новых, идейно выдержанных спектаклей на предписанные темы. Репертуар утверждался Бюро ЦК КПБ. Несмотря на эти и им подобные регламентации, драматическим театрам республики удавалось каждый сезон радовать зрителей творческими находками, открытием новых актерских талантов.

Если в 1945г.в БССР работало 12 театров, то в 1950-м их осталось только 8.

Но в то же время на театральной сцене расцвел талант многих белорусских актеров. В их числе: С. Станюта, Г. Макарова, 3. Стома, 3. Броварская, Н. Еременко, Л. Давидович, М. Захаревич, Г. Гарбук, А. Климова, Р. Янковский, Ф. Шмаков, Г. Овсянников, Б. Платонов, Г. Глебов.

В 1970-е гг. главные драматические театры республики возглавили в то время молодые, но талантливые режиссеры В. Раевский («купаловский») и Б. Луценко («горьковский»).

С 60-х годов театры акцентируют внимание на морально-этической проблематике. На театральной сцене определились устойчивые тенденции перехода от проблемы бесконфликтности к реальной жизни людей. Вопросы морали, внутреннего мира человека отлично освящал в своём творчестве А.Макаёнок. Его пьесы « Каб людзи не журылися», «Зацюканы апостал», «Лявониха на арбице», «Трыбунал», «Таблетку пад язык» и др. вызывали огромный интерес публики.

Мировое признание получает балетная труппа под руководством В. Елизарьева, своего рода основателя белорусской школы балета.

К началу 1980-х гг. театральное искусство обогатилось новым драматургом А.Дударевым, который поставил пьесы «Выбор», «Рядовые», «Не покидай меня»

Сообщение учащегося о жизненном и творческом пути А.Дударева

Преподаватель:

- В середине 1980-х гг. в БССР работали 2 музыкальных, 6 кукольных, 9 драматических театров, но только 3 из них были белорусскоязычными.

Драматические театры приобщали зрителей к лучшим образцам национальной и мировой театральной культуры, прививали им высокий эстетический вкус, просвещали, пробуждали гражданские чувства.


3 этап. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В 1950-е годы белорусский цех живописцев пополнился выпускниками московских и ленинградских художественных учреждений (М. Савицкий, М. Данциг) , а также выпускниками Белорусского театрально-художественного института(Л.Щемелёв, В. Грамыко,М.Рей и др)

Немало мастеров искренне верило, что их творчество составляет часть великого созидательного процесса, венцом которого станет общество социальной справедливости, где только и возможна вседоступность демократической культуры. Им еще предстояло узнать, что путь к такому обществу не может пролегать через диктатуру. Художники М. Станюта, Н. Тарасиков, М. Филиппович, Я. Кругер, Е. Зайцев, В. Кудревич, П. Сергиевич, М. Севрук в своих произведениях отражали новые явления общественной жизни, характерные для времен «оттепели» и «застоя».

В годы «оттепели» художники вздохнули свободнее, однако партийную регламентацию искусства никто не отменял. И все-таки в это время складывались новые художественные тенденции, появилось непривычное разнообразие авторских стилей, мощно заявили о себе молодые мастера Л. Щемелев, М. Данциг, Г. Ващенко, М. Савицкий, создавшие в последующем свои школы.

В годы оттепели также начали свою работу талантливые художники Г.Ващенко, В. Стальмашонок, М. Савицкий и др. Расширяется так называемый «суровый стиль», который правдиво отображает жизнь.

В это время ярко представлен и портретный жанр. Создаются целые серии портретов известных людей Беларуси.

Приобретает популярность новый жанр городского пейзажа (М.Данциг), развивается натюрморт(В. Желток, С.Каткова)

Важнейшее направление творчества художников указанного периода посвящалось подвигу народа в Великой Отечественной войне.

Свои работы на эту тему создали Е.Зайцев «Моя республика в огне Отечественной», В. Громыка «1941. Над Припятью», М.Данциг «Партизанская свадьба», И. Стасевич «Суровая юность», М. Залозный «Солдаты» и др.

Тему родной природы, свободного труда, дома и семьи освятили в своих работах Г.Ващенко «Маё Полесье», Л. Щемелёв «Весна», М. Савицкий «В поле» и др. Изображению «души» родной природы посвятил свой талант художник-пейзажист, академик живописи Витольд Бялыницкий-Бируля (1872–1957). Его работы входят в экспозиции ряда белорусских и зарубежных музеев мира, они украшают и залы Национального художественного музея в Минске, Могилевского художественного музея («Лед прошел», «Ранняя весна», «Набежала туча», «Сирень цветет»). В 1996 г. в Могилеве состоялся первый международный пленэр, посвященный В. К. Бялыницкому-Бируле

В скульптуре в военные и послевоенные годы преобладал портретный жанр. Только 3. Азгур изваял более 40 портретов Героев Советского Союза, генералов, партизан, солдат (В. Талалихин, Ф. Смолячков, М. Силицкий, М. Шмырев и др.). Мужественные образы защитников родины создали А. Бембель («Гастелло»), А. Грубе («Танкист», «Доватор»).

В 50–80-е гг. наблюдался всплеск творческой активности и в монументальном пластическом искусстве. Создавались скульптурные памятники и мемориальные комплексы, посвященные теме героизма советских людей в годы войны. В 1954 г. в Минске завершилось сооружение на площади Победы обелиска-памятника воинам Советской Армии и партизанам, павшим в боях с фашизмом (авторы 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов, В. Король, Г. Заборский).

К более поздним периодам относятся комплекс «Брестская крепость-герой» (1969–1971), Курган Славы под Минском (1969), мемориальный комплекс «Хатынь» (1969), памятный знак «Минск – город-герой» (1985), мемориальный комплекс советско-польского боевого содружества в Ленино Могилевской области (1968), мемориал «Прорыв» в Витебской области (1974), памятники Я. Купале (1972), Я. Коласу (1972), С. Будному (1980), М. Богдановичу (1981).

Весьма важным в жизни республики событием стало открытие в 1975 г. в Жодино монумента в честь матери-патриотки Н.Ф. Куприяновой и ее пяти сыновей, отдавших жизнь в борьбе с врагом: один из них, Петр Куприянов, погиб, бросившись на амбразуру.

Плодотворно работал в области портретной и монументальной пластики талантливый скульптор Анатолий Аникейчик (1932–1989). В созданную им галерею образов входят скульптурные портреты Я. Купалы, А. Пушкина, JI. Бетховена, П. Машерова, а также мемориальный комплекс «Прорыв». Запоминающиеся скульптурные произведения, посвященные национальным деятелям, создали также А. Заспицкий, А. Глебов, С. Селиханов, А. Шатерник, В. Янушкевич.

Высокохудожественная манументальная скульптура также воплотилась в памятниках В.Ленину, Я.Купале, Я.Коласу, Ф.Скарыне.

Сообщение учащегося о творчестве М.Савицкого

Преподаватель:

-- Таким образом, архитектура и изобразительное искусство Беларуси в советский период достигли весомых успехов. При всех известных недостатках наше искусство «держало руку на пульсе времени», отражало далекую и близкую отечественную историю, эпохальные события и перемены. Главное же его достоинство состоит в том, что на всех этапах развития оно призывало современников к гуманизму, добру, учило понимать и ценить красоту, любить и защищать родную землю.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

В 50-е гг. в развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уходом от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии национальных героинь блестяще исполняла народная артистка СССР Л.П. Александровская. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалистам 3. Бабию, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладов, Е. Глебов, Г. Вагнер.

В 60–80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «Колючая роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортеса, «Седая легенда» С. Смольского, «Тропою жизни» Г. Вагнера, «Новая зямля» Ю. Семеняки. Белорусские композиторы сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 г. во главе балетной труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В 70-80-е годы появляются новые типы музыкальных и танцевальных коллективов. В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

Развивается жанр симфонии (композитор В. Оловников, М. Аладов, А.Богатырёв)

Композиторы обращаются к военно-патриотической тематике, воплощению образов реальных исторических личностей.

Общеизвестны произведения В.Аловникова «Радима мая дарагая», «Лясная песня», «Песня пра Нёман» и др.


Широкую известность обрели Государственная хоровая капелла БССР, Государственный народный хор, Государственный ансамбль танца, симфонический и народный оркестры.

С 1970 г. Начал своё триумфальное шествие музыкальный коллектив «Песняры» во главе с В. Мулявиным.


Домашнее задание:

1.Материал учебника, с.

2. подготовить реферат по творчеству ВИА «Песняры» и В. Мулявина.


Заключительный этап. Рефлексия.

На экране демонстрируется кроссворд.

- А теперь давайте вспомним основные понятия, имена художников, известные произведения, которые соответствуют эпохе 50 – 80- х гг.и закрепим наши знания.

Кроссворд

Зачинатель нового этапа в развитии белорусской сатирической комедии, лауреат Государственной премии БССР, автор пьес «Трибунал», «Таблетку под язык» (А. Макаёнок)

Период смягчения политического режима, начала реабилитации жертв политических репрессий, перемен в общественной и культурной жизни СССР получил название…(«Оттепель»)

Фамилия режиссера кинофильмов «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца». (Л.Голуб)

Известный белорусский художник, участник Великой Отечественной войны, автор цикла картин под названием «Цифры на сердце». (М.Савицкий)

В Витебске были поставлен спектакль «Звоны Витебска» по пьесе … (В.Короткевич)

Композитор, автор Государственного гимна БССР.(Н. Соколовский)

Скульптор, один из создателей горельефа на Монументе Победы.

(З. Азгур)


Преподаватель:

- Ребята, посмотрите, какое у нас раскрылось ключевое слово? («Молитва»).

- Как вы думаете, это слово здесь появилось не случайно.?! Предположите, с каким конкретным произведением искусства можно соотнести под этим словом? Что сейчас произойдет: мы увидим картину, скульптуру, услышим театральную историю или …? (Предположения учеников).

- Вспомним, с чего начинался наш урок? (гимн Республики Беларусь).

- А теперь подумайте: какую параллель можно провести между гимном и «Молитвой»? (прославление, вера в лучшее, надежда, перспективы).

- Сейчас мы услышим «Молитву»… Эта молитва отражает мысли каждого белоруса, наши с вами мысли о Родине. Именно так называется песня, которую вы сейчас услышите в исполнении ВИА «Песняры» (слайд № 87).

Звучит песня «Молитва» в исполнении В.Мулявина.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Использование учащимися компьютера и интернетресурсов позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным.

Использование информационных технологий – одна из наиболее актуальных проблем современной методики преподавания общественных дисциплин.

Совместная работа учителя и учащихся при использовании информационных технологий помогает максимально приблизить учебный процесс к реальной жизненной ситуации, а, значит, у ребят появляется возможность проявить следующие компетенции: способность находить новые решения, быть гибким перед лицом быстрых изменений, умение организовывать свою работу, выполнять свои социальные роли.

Информационные технологии способствуют совершенствованию практических умений и навыков, эффективной организации самостоятельной работы и индивидуализации процесса обучения, повышению интересе к урокам истории, активизации позновательной деятельности учащихся, осовремениванию урока.

Таким образом, применение информационных технологий способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Время движется вперёд, меняются взгляды на жизнь, образование,меняются приоритеты, социальный заказ общества, а педагогу всегда есть с кем работать и над чем работать.





ЛИТЕРАТУРА


  1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

  2. История. Проблемы преподавания, №1, 2008

  3. Иллюстрированая хронология Истории Беларуси п/ред. Г. П. Пашкова, П. Т. Петрикова и др. – Мн, 1999


  1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001

  2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. // Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54–112.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!